МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика высшей школы и методика преподавания философии в вузах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Федюкин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика высшей школы и методика преподавания философии в вузах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ педагогики высшей школы
обеспечить знание теории, техники и технологии преподавания философии в высшей школе.
познакомить магистрантов с ролью философии в системе гуманитарного и естест-веннонаучного образования
дать представление об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса
выработать основные подходы к организации учебного процесса (лекции, практические занятия, экзамены, зачеты и т.д.)
обратить внимание на роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов
познакомить с работой кафедры как учебного, научного, воспитательного подразделения


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-2 способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы
ОПК-3 способность вести экспертную работу в соответствии с направленностью (профилем) своей программы магистратуры и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями
ОПК-4 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные педагогические проблемы современной высшей школы;
- основные методы педагогического исследования;
- специфику преподавания философии в вузах;
- теорию и практику преподавания философии;
- педагогические технологии, направленные на организацию научно-исследовательской работы студентов;
- профессиональные компетенции;
- содержание философских понятий и категорий;
- нормы и рекомендации по здоровому образу жизни
- специфические особенности религиозной философии;
- основные особенности преподавания философии с учетом профессиональной деятельности студентов;
- основные требования и отчетности по педагогической практике;
- иностранный язык на уровне свободного владения профессиональной терминологией;
- специфику руководства коллективом, ориентированным на творческую деятельность.


3.2.Уметь:
3.2.1.- находить, перерабатывать и использовать различную информацию;
- организовывать процесс самостоятельной работы;
- побуждать аудиторию на критическую интерпретацию первоисточников;
- организовывать учебную, исследовательскую и проектную деятельность студентов;
- прочитать лекцию, провести семинарское занятие, организовать самостоятельную работу студентов и другие виды учебного процесса;
- применять методику преподавания в различных формах (лекция, семинар и т.д.);
- учитывать особенности института, факультета, профиль вуза и особенности студенческой аудитории;
- применять различную методику в зависимости от состава и профессиональной направленности студентов;
- осуществлять философскую рефлексию в результате практической деятельности;
- оформлять научную работу с использованием литературы на иностранном языке.
- коммуницировать с аудиторией, мотивировать ее.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами поиска информации;
- технологией организацией самостоятельной работы студентов;
- навыками индивидуальной работы, а также умеет активно участвовать в работе группы;
– формулировать цели, распределять и решать совместные задачи;
- приемами создания социально-психологических условий работы коллектива;
- приемами разрешения проблемных ситуаций;
- методикой преподавания философии в вузах;
- воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- приемами углубления знаний студентов с учетом специфических особенностей религиозной философии;
- методикой интерпретации текстов;
- основными умениями и навыками преподавательской деятельности;
- иностранным языком на уровне понимания иностранных текстов;
- опытом организации учебной, исследовательской или проектной деятельности студентов при обучении предмету;
- основами социальной психологии.




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика высшей школы
1.1. Роль высшего образования в современной цивилизации Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Роль высшего образования в современной цивилизации Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Болонский процесс Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л1.1
1.4. Профессиональная компетентность педагога. Проектирование образовательного процесса. Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1
1.5. Профессиональная компетентность педагога. Проектирование образовательного процесса. Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л1.1
1.6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л1.1
1.7. Формы организации учебного процесса в высшей школе Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3
1.8. Формы организации учебного процесса в высшей школе Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3
1.9. Технологии профессионального образования Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методика преподавания философии в вузах
2.1. Место и роль философии в системе высшего образования. Философия и образование. Роль философии в формировании мышления и философской культуры личности. Профиль вуза и преподавание философии. Значение философии для науки и для практики. Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1
2.2. Место и роль философии в системе высшего образования. Философия и образование. Роль философии в формировании мышления и философской культуры личности. Профиль вуза и преподавание философии. Значение философии для науки и для практики. Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1
2.3. Система методологического обеспечения преподавания философии. Основные элементы системы методического обеспечения учебного процесса. Потенциал системы: первоисточники, учебники, методические разработки, рабочие материалы. Учебник: его структура и связь с программой курса философии. Учебные пособия по философии: функции, критерии подбора, рекомендации. Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.1
2.4. Система методологического обеспечения преподавания философии. Основные элементы системы методического обеспечения учебного процесса. Потенциал системы: первоисточники, учебники, методические разработки, рабочие материалы. Учебник: его структура и связь с программой курса философии. Учебные пособия по философии: функции, критерии подбора, рекомендации. Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.1
2.5. Система методологического обеспечения преподавания философии. Основные элементы системы методического обеспечения учебного процесса. Потенциал системы: первоисточники, учебники, методические разработки, рабочие материалы. Учебник: его структура и связь с программой курса философии. Учебные пособия по философии: функции, критерии подбора, рекомендации. Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.1
2.6. Лекционный курс. Роль лекции в философском образовании студентов. Лекторское мастерство и ораторское искусство. Типология лекций, их содержание и роль в обучении. Основные этапы подготовки лекции: тема лекции и «образ аудитории», сбор материала, составление плана; принципы расположения материала в лекции; составление конспекта: 1) язык и стиль, 2) внешний облик лектора, 3) особенности общения с аудиторией. Основные пути совершенствования лекции. Практические 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Лекционный курс. Роль лекции в философском образовании студентов. Лекторское мастерство и ораторское искусство. Типология лекций, их содержание и роль в обучении. Основные этапы подготовки лекции: тема лекции и «образ аудитории», сбор материала, составление плана; принципы расположения материала в лекции; составление конспекта: 1) язык и стиль, 2) внешний облик лектора, 3) особенности общения с аудиторией. Основные пути совершенствования лекции. Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Практические (семинарские) занятия. Задачи семинара. Формы проведения семинара (развернутая беседа, обсуждение докладов, диспут и др.). Подготовка семинара: определение темы, особенности плана семинара, составление плана-конспекта, расчет времени, дополнительные вопросы. Проведение семинара: основное требование к вводному слову преподавателя; организация и руководство обсуждением вопросов (дискуссий), заключительное слово (анализ ответов, их характера и формы. Практические 3 6 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.9. Практические (семинарские) занятия. Задачи семинара: формирование активности, самостоятельности, творческого ха-рактера мышления; выработка потребности в чтении философской литературы, развитие навыков самостоятельного применения философского метода к анализу практической действительности. Формы проведения семинара (развернутая беседа, обсуждение докла-дов, диспут и др.) Подготовка семинара: определение темы, особенности плана семинара, составление плна-конспекта, расчет времени, дополнительные вопросы. Проведение се-минара: основное требование к вводному слову преподавателя; организация и руково-дство обсуждением вопросов (дискуссий), заключительное слово (анализ ответов, их ха-рактера и формы, подведение итогов, ориентация на тему следующего занятия). Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.10. Проблемное обучение в вузе. Проблемная лекция, ее цели и задачи. Виды проблемных лекций. Активные формы обучения: обучающая игра, конференция, коллоквиум. Задачи и упражнения по философии. Нетрадиционные формы занятий по философии. Компьютеризация в преподавании философии Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.11. Проблемное обучение в вузе. Проблемность в преподавании философии. Проблемная лекция, ее цели и задачи. Виды проблемных лекций. Активные формы обучения: обучающая игра, конференция, коллоквиум. Задачи и упражнения по философии. Нетрадиционные формы занятий по философии. Компьютеризация в преподавании философии. Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.12. Основные формы контроля, их организация и проведение. Задачи и роль проверки знаний студентов по философии. Формы контроля (опрос, контрольная работа, зачет, экзамен). Основные требования к подготовке вопросов к зачетам и экзаменам. Организация и формы проведения зачетов и экзаменов. Проблема оценки знаний студентов. Совершенствование форм контроля (программированный контроль, тестирование, экспресс-опросы, олимпиады и научные конференции). Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.13. Основные формы контроля, их организация и проведение. Задачи и роль проверки знаний студентов по философии. Формы контроля (опрос, контрольная работа, зачет, экзамен). Основные требования к подготовке вопросов к заче-там и экзаменам. Организация и формы проведения зачетов и экзаменов. Проблема оцен-ки знаний студентов. Совершенствование форм контроля (программированный контроль, тестирование, экспресс-опросы, олимпиады и научные конференции). Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.14. Организация самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в различных формах учебных занятий. Основные методы, способы и приемы изучения философской литературы. Значение рефератов в курсе философии и основные правила их подготовки. Роль преподавателя в организации и совершенствовании форм СРС. Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.15. Организация самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в различных формах учебных занятий. Основные методы, способы и приемы изучения философской литературы. Значение рефератов в курсе философии и основные правила их подготовки. Роль преподавателя в организации и совершенствовании форм СРС. Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.16. Кафедра философии в вузе. Основные функции и направления работы кафедры философии. Профессорско-преподавательский состав кафедры. Структура учебной, методической, научной, воспита-тельной работы кафедры. Принципы подбора кадров: конкурс и договор (контракт). Обеспечение чтения спецкурсов по философии. Особенности работы со студентами, аспирантами и соискателями. Повышение квалификации преподавателей. Внеучебная работа членов кафедры. Социальный статус преподавателя философии. Составные авторитета кафедры философии в вузе. Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.17. Кафедра философии в вузе. Основные функции и направления работы кафедры философии. Профессорско-преподавательский состав кафедры. Структура учебной, методической, научной, воспита-тельной работы кафедры. Принципы подбора кадров: конкурс и договор (контракт). Обеспечение чтения спецкурсов по философии. Особенности работы со студентами, аспирантами и соискателями. Повышение квалификации преподавателей. Внеучебная работа членов кафедры. Социальный статус преподавателя философии. Составные авторитета кафедры философии в вузе. Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов . М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7.
Л1.2 Горелов В. П., Горелов С. В., Садовская Л. В. Магистерская диссертация: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Емельянова И.Н. Основы научной деятельности студента. Магистерская диссертация.: учебное пособие для вузов ООО "Юрайт, 2018 https://www.urait.ru/bcode/427935
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э12 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э13 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) /

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.