МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблема человека в древневосточной философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проблема человека в древневосточной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о специфике антропологических учений Древней Индии и Древнего Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- характерные черты образа человека, представленные в ортодоксальных и неортодоксальных философских течениях древней Индии, и древнекитайских философских школах;
- отличие и сходство древнеиндийских и древнекитайских философских представлений о человеке;
- основные концепции и теории западноевропейской философии в сравнительном отношении с философскими концепциями Востока;
- основные онтологические, гносеологические, этические понятия различных философских школ древней Индии и древнего Китая;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской и древнекитайской философии.
- основные подходы, методы и приемы преподавания философских дисциплин высшей школе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять целостное представление о человеке на основе конкретного древнеиндийского или древнекитайского философского текста;
- соотносить антропологические понятия индийской и китайской философии с основными понятиями о человеке в западной философии;
- проводить сравнительный анализ философских концепций древнеиндийской и древнекитайской философии с концепциями западноевропейских и русских философов;
- анализировать и видеть специфику древневосточных философских текстов;
- выявлять антропологическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- аргументировано решать антропологические проблемы, опираясь на философские учения древней Индии и древнего Китая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пониманием разных комментаторских традиций философской мысли Индии и Китая;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации философско-антропологической информации;
- навыками соотнесения ключевых философских идей и концепций с феноменами современности в кросс-культурной среде;
- пониманием взаимосвязи антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской и древнекитайской философии;
- различными методами герменевтического анализа текстов;
- ведением открытого и толерантного диалога в рамках преподавания дисциплины в высшей школе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия упанишад. Этический путь брахмана. Проблема индивидуального «Я» и его структуры. Атман как абсолют, рассмотренный со стороны субъекта. Интеллектуальные и интуитивные способности и возможности познания реальности. Специфика мистического переживания.
1.1. Проблема индивидуального «Я» в философии упанишад. Проблема истинного «Я» и учение об Атмане в философии упанишад. Происхождение относительного «Я». Характеристики относительного «Я». Проблема познания реальности. Интеллект и интуиция. Мистическое постижение абсолютного «Я». Мокша как цель индивидуального развития. Практические 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Понимание природы человека в философии упанишад. Проблема истинного «Я» и учение об Атмане. Доказательства существования Атмана. Происхождение относительного «Я». Характеристики относительного «Я». Понятие кармы. Проблема познания реальности. Интеллект и интуиция. Мистическое постижение абсолютного «Я». Мокша как цель индивидуального развития. Сам. работа 1 4 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Человек в философии чарваков и локаятиков. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека. Понимание человека в джайнизме. Антропология буддизма.
2.1. Учение о сущности человека в философии чарваков и локаятиков. Отрицательное отношение к учению об Атмане. Материалистическая трактовка души. Первичность чувственного восприятия. Особенности гедонистической этики древнеиндийских метериалистов. Понятие дживы в философии джайнизма. Характеристики дживы. Учение буддизма о «Я» человека как комплексе скандх. Отрицание существования Атмана в раннем буддизме. Лекции 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Образ человека в неортодоксальных философских течениях древней Индии. Вопросы: Учение о человеке в философии чарваков и локаятиков. Отрицательное отношение к учению об Атмане. Понятие дживы в философии джайнизма. Характеристики дживы. Учение буддизма о «Я» человека как комплексе скандх. Отрицание существования Атмана в раннем буддизме. Практические 1 4 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Учение о сущности человека в философии чарваков и локаятиков. Отрицательное отношение к учению об Атмане. Материалистическая трактовка души. Первичность чувственного восприятия. Особенности гедонистической этики древнеиндийских метериалистов. Понятие дживы в философии джайнизма. Характеристики дживы. Учение буддизма о «Я» человека как комплексе скандх. Отрицание существования Атмана в раннем буддизме. Сам. работа 1 8 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Индивидуальное «Я» в философских школах ньяя и вайшешика и пути его освобождения. Антропологические учения санкхьи и йоги. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).
3.1. Учение об абсолютном и относительном «Я» в философских системах ньяя и вайшешика. Проблема освобождения индивидуального «Я». Теология ньяи и вайшешики. Учение санкхьи и йоги о пуруше и пракрити. Интеллект как эволюционная ступень пракрити. Пуруша как «чистый свет сознания». Проблема очищения пуруши от буддхи и читты. Этический путь йогина. Лекции 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Понимание человека в ортодоксальных школах древней Индии. Учение об абсолютном и относительном «Я» в философских системах ньяя и вайшешика. Учение санкхьи и йоги о пуруше и пракрити. Интеллект как эволюционная ступень пракрити. Пуруша как «чистый свет сознания». Проблема очищения пуруши от буддхи и читты. Этический путь йогина. Практические 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Учение об абсолютном и относительном «Я» в философских системах ньяя и вайшешика. Проблема освобождения индивидуального «Я». Теология ньяи и вайшешики. Учение санкхьи и йоги о пуруше и пракрити. Интеллект как эволюционная ступень пракрити. Пуруша как «чистый свет сознания». Проблема очищения пуруши от буддхи и читты. Этический путь йогина. Сам. работа 1 6 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте.
4.1. Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте. Вопросы: Учение о природе «Я» в философской школе пурва-миманса. Религия и этика мимансы. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Практические 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Учение о природе «Я» в философской школе пурва-миманса. Религия и этика мимансы. Концепция долга (дхармы). Высшее благо. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Сам. работа 1 8 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Нравственный идеал и образ жизни совершенномудрого в философии Конфуция. Учение о благородном муже.
5.1. Особенности антропологического учения Конфуция. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человека. Идеал благородного мужа. Характерные черты благородного мужа, его отличие от «маленького человека». Лекции 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Человек в философии Конфуция. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человека. Идеал благородного мужа. Характерные черты благородного мужа, его отличие от «маленького человека». Практические 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Особенности антропологического учения Конфуция. Значение и смысл этических категорий справедливости («и») и гуманности («жэнь»), принципы «чжун» и «шу» как принципы поведения человека. Идеал благородного мужа. Характерные черты благородного мужа, его отличие от «маленького человека». Сам. работа 1 6 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Антропология даосизма. Понимание человека в философии моизма. Принцип всеобщей любви как основа гармонии мира. Образ человека в школе «инь-ян», школе имен и школе законников.
6.1. Антропологические учения даосизма, моизма, легизма, школы оккультных искусств и школы имен. Категории простоты и естественности как характеристики истинной природы человека в даосизме. Проблема достижения совершенства. Концепция «у вэй» («недеяние»). Противоречия антропологического учения моистов. «Помесячные приказы» и роль совершенномудрого правителя в школе оккультных искусств. Принципы «инь» и «ян» и их характеристика в «Крыльях» и «Книге перемен». Проблема человека в школе имен. Относительная и абсолютная реальность. Легизм о «злой» природе человека. Путь управления. Категории закона, власти и авторитета. Практические 1 4 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Категории простоты и естественности как характеристики истинной природы человека в даосизме. Проблема достижения совершенства. Концепция «у вэй» («недеяние») Путь к достижению относительного счастья в философии Чжуан-цзы. Знание высшего уровня и проблема абсолютного счастья в даосской философии. Противоречия антропологического учения моистов. «Помесячные приказы» и роль совершенномудрого правителя в школе оккультных искусств. Принципы «инь» и «ян» и их характеристика в «Крыльях» и «Книге перемен». Проблема человека в школе имен. Относительная и абсолютная реальность. Легизм о «злой» природе человека. Путь управления. Категории закона, власти и авторитета. Сам. работа 1 8 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности антропологической мысли китайского буддизма. Философия молчания «чань». Невозможность выражения первопринципа. Метод совершенствования. Внезапное просветление. Достижение недостижимого.
7.1. Особенности антропологической мысли китайского буддизма и философии молчания «чань». Антропология китайского буддизма. Поиск истинной природы человека в школе «чань». Проблема выражения истины. Совершенствование через несовершенствование. Концепция сатори. Роль духовного наставника в жизни человека, стремящегося к достижению просветления. Практические 1 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Антропология китайского буддизма. Поиск истинной природы человека в школе «чань». Проблема выражения истины. Совершенствование через несовершенствование. Концепция сатори. Роль духовного наставника в жизни человека, стремящегося к достижению просветления. Сам. работа 1 8 ОПК-5, ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черданцева И.В. Проблема человека в древнеиндийской философии: эл. учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.3 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э2 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э3 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э4 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э5 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э6 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э7 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э8 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э9 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э10 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э11 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э12 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.