МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблема человеческой агрессии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проблема человеческой агрессии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: дать студентам базовые знания о проблеме человеческой агрессии.
Задачи курса:
- изучить философские концепции, затрагивающие проблему человеческой агрессии;
- рассмотреть основные понятия и дефиниции, связанные с проблемой человеческой агрессии;
- установить методы изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом;
- выявить причины и условия реализации агрессии (социальные, биологические, внешние, внутренние, индивидуальные, коллективные);
- определить социальные явления, связанные с агрессией и враждебностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- философские концепции, затрагивающие проблему человеческой агрессии;
- методологию изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом
- основные понятия, связанные с проблемой человеческой агрессии;
- основные философские идеи и проблемы в области человеческой агрессивности;
- концепции объясняющие связь агрессии с биологическими и социальными факторами;
- специфику социально-философского познания;
- критерии истины в социальной философии;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
- об основных подходах к определению сущности и структуры общества;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- о роли философии в становлении личности;
- основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания;
- основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- основные философские концепции свободы и необходимости;
- основные социально-философские концепции социальной справедливости;
- основы и принципы построения этических концепций;
- основные философские системы, содержащие морально-этический компонент.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать категориальный аппарат, связанный с изучаемой областью.
- выявлять причины и условия реализации агрессии (социальные, биологические, внешние, внутренние, индивидуальные, коллективные);
- анализировать социально-значимые проблемы общества, связанные с агрессией и агрессивностью
- выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах;
- вести исследовательскую работу по конкретным социально-философским аспектам проблемы войны;
- выявить и показать специфику социально-философского познания;
- применять критерии истины в процессе исследования и решения традиционных и современных проблем социальной философии;
- применять знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- определять социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
- сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
- применять полученные в процессе обучения знания;
- эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности;
- понимать логику авторов оригинальных текстов и показать ее учащимся;
- выявлять основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики на основе главных положений современной философии и научить этому учащихся;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе педагогической деятельности.
- применять в процессе воспитательной работы основные требования моральной философии;
- использовать основные этические положения философии в процессе воспитательной работы;
- анализировать отношения господства и подчинения в обществе и научить этому учащихся;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе педагогической деятельности;
- обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке и донести свои аргументы до учащихся в процессе педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельного анализа текстов;
- навыками различения философских позиций и понимания логики концепций различных философов;
- навыком философской аргументации и ведения диалога;
- методологией изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом;
- навыками выявления специфики социально-философского познания в процессе профессиональной деятельности;
- навыками применения критериев истины в процессе рассмотрения и решения традиционных и современных проблем социальной философии в конкретном исследовании;
- навыками применения знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий в процессе профессиональной деятельности;
- навыками обнаружения и постановки проблем социальной философии;
- навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения диалога в педагогической практике;
- стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности;
- навыками анализа современных социальных проблем в процессе профессиональной педагогической деятельности;
- этическими нормами и навыками их применения в процессе воспитательной работы;
- навыками ведения научно-исследовательской деятельности в области социальной философии и умением привить данные навыки учащимся;
- навыками рефлексивного самоанализа и умением привить данные навыки учащимся;
- интерактивными навыками профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности;
- навыками убеждения и аргументации в этических вопросах в процессе воспитательной работы;
- навыками ведения диалога в процессе воспитательной работы в педагогической практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Генезис проблемы агрессивности в истории философии
1.1. Формирование проблемы агрессии посредством категория «зла». Добро и зло как способ бытия человека в мире. Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Формирование проблемы агрессии посредством категория «зла». Добро и зло как способ бытия человека в мире. Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Проблема агрессии в философии древнего мира. Агрессивность как следствие «злой природы человека» в учениях мыслителей Др. Востока и Др. Греции. Душа как причина зла в философии Плотина. Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Проблема агрессии в философии древнего мира. Душа как причина зла в философии Плотина. Агрессивность как следствие «злой природы человека» в учениях мыслителей Др. Востока и Др. Греции. Практические 8 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Проблема агрессии в философии древнего мира. Душа как причина зла в философии Плотина. Агрессивность как следствие «злой природы человека» в учениях мыслителей Др. Востока и Др. Греции. Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Агрессивность человека в контексте религиозной философии Средневековья. Несовместимость учения Христа и насилия в трудах «отцов церкви». Христианский пацифизм. «Свобода воли» как источник человеческой агрессивности. Теория справедливого зла. Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Агрессивность человека в контексте религиозной философии Средневековья. Несовместимость учения Христа и насилия в трудах «отцов церкви». Христианский пацифизм. «Свобода воли» как источник человеческой агрессивности. Теория справедливого зла. Практические 8 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Агрессивность человека в контексте религиозной философии Средневековья. Несовместимость учения Христа и насилия в трудах «отцов церкви». Христианский пацифизм. «Свобода воли» как источник человеческой агрессивности. Теория справедливого зла. Сам. работа 8 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.9. Проблема «социального зла» в философии Нового времени. Роль «общественного договора» в регуляции агрессивного поведения людей. Противоречие интересов людей и «общественная необходимость» зла. «Расчет выгоды» как причина агрессии в философии Б. Спинозы. Практические 8 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.10. Проблема «социального зла» в философии Нового времени. Роль «общественного договора» в регуляции агрессивного поведения людей. Противоречие интересов людей и «общественная необходимость» зла. «Расчет выгоды» как причина агрессии в философии Б. Спинозы. Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.11. Проблема агрессии в философии Ф. Ницше. «Воля к власти» – воля к насилию и господству. Исторический процесс формирования всякого зла. Содержание понятия «зла» в морали рабов. Практические 8 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.12. Проблема агрессии в философии Ф. Ницше. «Воля к власти» – воля к насилию и господству. Исторический процесс формирования всякого зла. Содержание понятия «зла» в морали рабов. Сам. работа 8 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Теории агрессии в философии ХХ века.
2.1. Психоаналитическая теория агрессии З. Фрейда. Врожденный инстинкт смерти. «Гидравлическая модель» агрессивного поведения.Этологическая концепция агрессии. Агрессия как врожденный инстинкт борьбы за выживание. Демонстративное поведение и его цели. Понятие теории социального научения. Агрессия как поведение ориентированное на образец.Биосоциальный подход к агрессии и агрессивности человека. Зависимость инстинкта агрессии от социальных и средовых факторов. Деструктивность как реализация человеческой свободы. Лекции 8 6 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Психоаналитическая теория агрессии З. Фрейда. Врожденный инстинкт смерти. «Гидравлическая модель» агрессивного поведения.Этологическая концепция агрессии. Агрессия как врожденный инстинкт борьбы за выживание. Демонстративное поведение и его цели. Понятие теории социального научения. Агрессия как поведение ориентированное на образец.Биосоциальный подход к агрессии и агрессивности человека. Зависимость инстинкта агрессии от социальных и средовых факторов. Деструктивность как реализация человеческой свободы. Сам. работа 8 10 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Психоаналитическая теория агрессии З. Фрейда. Врожденный инстинкт смерти. «Гидравлическая модель» агрессивного поведения.Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Агрессия вовне и деструкция. Внутренне направленная агрессивность и саморазрушение. Насилие и право. Убийство и порабощение. Насильственное принуждение и эмоциональные связи. Инстинкт деструктивности и совесть. Сознание вины и потребность в наказании. Агрессия совести. Страх перед авторитетом и страх перед Сверх-Я. Практические 8 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Психоаналитическая теория агрессии З. Фрейда. Врожденный инстинкт смерти. «Гидравлическая модель» агрессивного поведения.Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Агрессия вовне и деструкция. Внутренне направленная агрессивность и саморазрушение. Насилие и право. Убийство и порабощение. Насильственное принуждение и эмоциональные связи. Инстинкт деструктивности и совесть. Сознание вины и потребность в наказании. Агрессия совести. Страх перед авторитетом и страх перед Сверх-Я. Сам. работа 8 6 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Этологическая концепция агрессии. Агрессия как врожденный инстинкт борьбы за выживание. Демонстративное поведение и его цели. Иерархическое построение людских группировок. Равновесие между вооружением и моралью. Истоки общечеловеческой морали. Практические 8 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Этологическая концепция агрессии. Агрессия как врожденный инстинкт борьбы за выживание. Демонстративное поведение и его цели. Иерархическое построение людских группировок. Равновесие между вооружением и моралью. Истоки общечеловеческой морали. Сам. работа 8 6 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Биосоциальный подход к агрессии и агрессивности человека. Зависимость инстинкта агрессии от социальных и средовых факторов. Деструктивность как реализация человеческой свободы.Критика инстинктивистских теорий. Критика бихивиоризма и теории среды. Э. Фромм о политической и социальной подоплеке инстинктивистских и бихивиористских концепций. Мозг как основа агрессивного поведения. Агрессивность в первобытных культурах. Понятие "доброкачественной агрессии» «Злокачественная агрессия»: предпосылки, жестокость, некрофилия. Практические 8 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Биосоциальный подход к агрессии и агрессивности человека. Зависимость инстинкта агрессии от социальных и средовых факторов. Деструктивность как реализация человеческой свободы.Критика инстинктивистских теорий. Критика бихивиоризма и теории среды. Э. Фромм о политической и социальной подоплеке инстинктивистских и бихивиористских концепций. Мозг как основа агрессивного поведения. Агрессивность в первобытных культурах. Понятие "доброкачественной агрессии» «Злокачественная агрессия»: предпосылки, жестокость, некрофилия. Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Проблема человеческой агрессивности в современном научном дискурсе.
3.1. Агрессология – междисциплинарное направление научных исследований агрессии и агрессивности человека. Агрессивная личность, как центральная категория агрессологии. Интегративные модели агрессии. Лекции 8 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Агрессология – междисциплинарное направление научных исследований агрессии и агрессивности человека. Агрессивная личность, как центральная категория агрессологии. Интегративные модели агрессии. Сам. работа 8 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Социальные явления, связанные с агрессией и агрессивностью. Насилие и конфликт как основные следствия агрессивного поведения человека. Проблема войны и категория «враждебность». Лекции 8 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Социальные явления, связанные с агрессией и агрессивностью. Насилие и конфликт как основные следствия агрессивного поведения человека. Проблема войны и категория «враждебность». Практические 8 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Социальные явления, связанные с агрессией и агрессивностью. Насилие и конфликт как основные следствия агрессивного поведения человека. Проблема войны и категория «враждебность». Сам. работа 8 8 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.3 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2 основы философии. Социальная философия. Философская антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017
Л2.2 Липский Б.И., Марков Б.В. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.4 Любутин К.Н. - отв. ред. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э9 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.