МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы исторического познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы исторического познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Современные проблемы исторического познания» - расширить представления студентов в области методологии научного познания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ОПК-10 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных направлениях развития теории исторического познания;
- ключевые понятия и проблематику теории исторического познания;
- роль философско-исторического знания в формировании мировоззренческих и интеллектуальных интенций человека и общества;
- современную философско-историческую картину мира;
- вариативные пути исторического развития народов;
- суть проблемы диалога культур;
- философские проблемы естественных и гуманитарных наук;
- основные этапы развития исторического познания;
- круг актуальных проблем исторического познания;
- роль исторического познания в формировании мировоззренческих и интеллектуальных интенций человека и общества.

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать философские концепции для обоснования собственных убеждений;
- адаптировать знания курса к своей гражданской позиции;
- использовать накопленный философско-методологический багаж знаний для решения возникающих проблемных ситуаций;
- использовать философскую методологию для постановки и решения познавательных задач;
- философски осмысливать современные проблемы, в том числе возникающие и в профессиональной деятельности
- использовать накопленный философско-методологический багаж знаний для решения возникающих проблемных и пограничных ситуаций;
- видеть проблемы, формулировать их и предлагать пути их решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выявления специфики и особенностей проблем исторического познания;
- умением применять общенаучные методы исследования для решения научных проблем;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры;
- многоуровневой методологией научного познания, методологией естественных и гуманитарных наук;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры;
- навыками самостоятельного анализа, объяснения и понимания;
- навыками аргументации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и значение исторических знаний в обществе.
1.1. Роль исторических знаний в современном обществе, их место и значение. Диалектика индивидуально-исторических знаний и общественно-исторических. Место человека в историческом процессе. Лекции 8 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Место и значение исторических знаний в обществе. Роль исторических знаний в современном обществе, их место и значение. Диалектика индивидуально-исторических знаний и общественно-исторических. Место человека в историческом процессе. Практические 8 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Роль исторических знаний в современном обществе, их место и значение. Диалектика индивидуально-исторических знаний и общественно-исторических. Место человека в историческом процессе. Сам. работа 8 10 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Определение понятия «историческое сознание» и его сущность.
2.1. Понятие «историческое сознание». Выяснение содержания и сущности исторического сознания. Многообразие подходов к его определению и выяснению сущности. Лекции 8 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Историческое сознание и историческое познание. Историческое познание как подструктура исторического сознания. Историческая эпистемология как теория исторического познания. Историческая реальность как предмет исторического познания. Проблема определения исторической реальности в современной философии Практические 8 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Понятие «историческое сознание». Выяснение содержания и сущности исторического сознания. Многообразие подходов к его определению и выяснению сущности. Сам. работа 8 10 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Генезис исторического сознания, его структура и функции.
3.1. Основные этапы в становлении исторического сознания. Проблема структурирования исторического сознания. Социологический подход к структуре исторического сознания. Функции исторического сознания. Лекции 8 6 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Генезис, структура и методология исторического познания. Основные этапы в становлении исторического познания и возникновение исторической науки. Объекты, проблемы и методы как основание типологии исторического знания. Структура исторического исследования. Эмпирическое познание истории. Историческое описание. Сравнительно-исторический анализ. Исторический факт как проблема. Теоретическое познание истории. Теоретические схемы и концептуализация. Принцип историзма. Проблема исторических законов. Практические 8 8 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Основные этапы в становлении исторического сознания. Проблема структурирования исторического сознания. Социологический подход к структуре исторического сознания. Функции исторического сознания. Сам. работа 8 14 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Соотношение исторической науки и философии истории.
4.1. Философия истории как уровень исторического сознания. Соотношение исторической науки и исторического сознания. Отношение исторического сознания к современности и будущему. Обычай и традиция как первоначальные формы исторического сознания. Лекции 8 4 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Соотношение исторической науки и философии истории Философия истории как уровень исторического познания. Соотношение исторической науки и философско-исторического познания. Историческое познание, историософия и историческая эпистемология. Философско-исторические модели исторического процесса. Роль и значение философии истории в развитии исторической науки. Практические 8 6 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Философия истории как уровень исторического сознания. Соотношение исторической науки и исторического сознания. Отношение исторического сознания к современности и будущему. Обычай и традиция как первоначальные формы исторического сознания. Сам. работа 8 14 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. «Негативная методология» в сфере исторического познания.
5.1. Определение понятия «научная методология». Постпозитивистский этап в развитии научной методологии. Понятие «негативная методология». Негативная методология в сфере исторического познания. Основные элементы негативной методологии науки. Лекции 8 6 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. «Негативная методология» в сфере исторического познания. Определение понятия «научная методология». Постпозитивистский этап в развитии научной методологии. Понятие «негативная методология». Негативная методология в сфере исторического познания. Основные элементы негативной методологии науки. Практические 8 6 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Определение понятия «научная методология». Постпозитивистский этап в развитии научной методологии. Понятие «негативная методология». Негативная методология в сфере исторического познания. Основные элементы негативной методологии науки. Сам. работа 8 14 ОК-2, ОПК-3, ОПК-10, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вяккерев Ф.Ф. - под ред., Иванов В.Г. - под ред., Липский Б.И. - под ред., Марков Б.В. - под ред. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1. ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Липский Б.И. - под общ. ред. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 А. А. Ивин, И. П. Никитина Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство ЭБС "ЮРАЙТ", 2017 www.biblio-online.ru/book/EDA36C20-BFA3-4ECD-A67D-781737E3C317
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э8 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э12 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э13 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.