Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.01. Философия |
Профиль | Социально-аксиологический |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_01_ФС-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.
1.1. | Целью изучения дисциплины является овладение студентами научными знаниями о междисциплинарных подходах в современной науке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-10 | способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории) |
ПК-2 | способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - междисциплинарные подходы к изучению общественных процессов междисциплинарные подходы к изучению общественных процессов с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов их развития; - основные теории, концепции и принципы философии науки; - основные идеи, составляющие базис современного наукознания; - основные проблемы и концепции философии и методологии естествознания наук; - основные проблемы философии и методологии естественно-научного познания; - понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - общенаучные методологические подходы; - основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук; - специфику методологии социально-гуманитарных наук; - особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук; - особенности взаимодействия наук и методов; - роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном и философском исследовании; - философские и общенаучные методологические подходы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осмысленно оперировать философскими категориями в профессиональной деятельности; - вести дискуссии, полемики, диалоги в области философских проблем конкретных дисциплин; - указать специфику естественных наук, их предмета и способа постановки проблем; - выявить специфику развития актуальных частно-научных направлений; - осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания; - применять понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - применять общенаучные методологические подходы; - раскрыть основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук; - определить и указать специфику методологии социально-гуманитарных наук; - установить особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук; - выявить особенности взаимодействия наук и методов; - установить и указать роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки; - использовать фундаментальные знания в сфере междисциплинарных связей в профессиональной деятельности; использовать прикладные знания в сфере междисциплинарных связей в профессиональной деятельности; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных философских профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного научного и философского исследования; - использовать первоисточники в процессе научного и философского исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления в профессиональной деятельности; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном и философском исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных и философских текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных и философских текстов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - принципами системного мышления; - навыками критической философской оценки и естественнонаучных течений, направлений и школ; - навыками ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного познания; - навыками аналитической оценки научного материала; - понятийным аппаратом философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - общенаучными методологическими подходами; - навыками раскрытия основных философских и методологических проблем социально-гуманитарных наук; - навыками определения и выявления специфики методологии социально-гуманитарных наук; - навыками установления особенностей и тенденций дифференциации и интеграции наук; - навыками выявления особенностей взаимодействия наук и методов; - навыками установления и указания роли и функций математизации и компьютеризации в развитии науки; - навыками анализа методологических подходов, развиваемых различными научными школами; - навыками научной и философской аргументации; - навыками философской аргументации и анализа; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в научной и философской деятельности; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками научной и философской аргументации; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным научным и философским проблемам; - основными методами научного и философского познания и видеть специфику как естественно-научного, так и социально-гуманитарного познания; - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной философской деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками аналитической оценки научного и философского материала; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных и философских текстов, с учётом их специфики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика междисциплинарных методов | ||||||
1.1. | Становление и эволюция методов научного исследования. Появление феномена междисциплинарной кооперации | Лекции | 6 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Становление и эволюция методов научного исследования. Появление феномена междисциплинарной кооперации | Практические | 6 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Становление и эволюция методов научного исследования. Появление феномена междисциплинарной кооперации | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.4. | Методологические основы и принципы использования междисциплинарных подходов в научных исследованиях | Лекции | 6 | 2 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.5. | Методологические основы и принципы использования междисциплинарных подходов в научных исследованиях | Практические | 6 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.6. | Методологические основы и принципы использования междисциплинарных подходов в научных исследованиях | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10 | Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Проблема междисциплинарных подходов. | ||||||
2.1. | Проблема междисциплинарных подходов в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX- начала XXI в. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Проблема междисциплинарных подходов в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX- начала XXI в. | Практические | 6 | 2 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Проблема междисциплинарных подходов в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX- начала XXI в. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Методы семиотики в научных исследованиях | Практические | 6 | 2 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Методы семиотики в научных исследованиях | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Дискурсивный анализ и дискурсивная квантификация | Практические | 6 | 2 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.7. | Дискурсивный анализ и дискурсивная квантификация | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.8. | Концепции и методы антропологии в исторических исследованиях | Лекции | 6 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.9. | Концепции и методы антропологии в исторических исследованиях | Практические | 6 | 2 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.10. | Концепции и методы антропологии в исторических исследованиях | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.11. | Теории и методы социальной психологии в гуманитарных исследованиях | Лекции | 6 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.12. | Теории и методы социальной психологии в гуманитарных исследованиях | Практические | 6 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.13. | Теории и методы социальной психологии в гуманитарных исследованиях | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.14. | Использование концепций и методов социологии в гуманитарном исследованиях | Практические | 6 | 4 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.15. | Использование концепций и методов социологии в гуманитарном исследованиях | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-10, ПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Ушаков Е.В. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Багдасарьян Н.Г. - отв. ред. | ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Родзинский Д. Л. | Философия: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л2.3 | Лавриненко, В. Н. | Философия : учебник и практикум для академического | М. : Издательство Юрайт, , 2015 | Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4A811CE9-41BD-497F-9AB0-AD9A007659FB. |
Л2.4 | Купцов В.И. - под науч. ред. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ» | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии» | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии | lib.ru | ||
Э4 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э5 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э7 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э9 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э10 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э11 | Электронная библиотека по философии | rilosof.historic.ru | ||
Э12 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э13 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. |