МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия героизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Философия героизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – углубление студентами знаний проблематики социальной философии, формирование целостного социально-философского понимания героизма, понимание динамики социальных процессов, механизмов конструирования и трансформации социальной реальности, совершенствование навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала.
Задачи курса:
• ввести студентов в проблемную область героического измерения социального бытия;
• закрепить навыки теоретико-методологической работы;
• маркировать поле концептуализации героизма и выделить стратегии аналитики его фактичности.
• показать онтологические основания героизма на субъектном плане социальной реальности;
• эксплицировать механизм функционирования героизма в качестве матрицы социализации субъекта социальной реальности;
• показать функционирование героизма в качестве стратегии социального поведения на интерсубъективном уровне социальной реальности;
• исследовать героизм в горизонте опыта «Другого»;
• рассмотреть особенности функционирования героического дискурса в реальности социума;
• проанализировать причины возрастания интенсивности героического дискурса в современности;
• исследовать механизмы конструирования образа Героя в социальном сознании;
• рассмотреть особенности функционирования героического дискурса в социальной реальности;
• выявить механизмы создания и структурирования социальной реальности посредством героического дискурса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о природе социально-философского знания, его особенностях и логике исторического развития;
- о различных подходы к исследованию понятия «героизм»;
- о героизме как о онтологической характеристики социального субъекта;
- о механизмах социального функционирования героизма как матрицы социализации субъекта;
- о героизме как о внутренней характеристике бытия;
- о героизме как о средстве организации социальной реальности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать основными категориями онтологии;
- анализировать понятие «героизм» с позиций различных исследовательских подходов на уровне субъектной реальности, межсубъектных социальных отношений и концепции конструирования социальной реальности;
- обнаруживать понимание сущности, структуры и функционирования общества, механизмов и форм социальной динамики;
- уметь рассматривать героизм как средство организации социальной реальности, как путь творения социальным субъектом самого себя, собственной реальности, и, как следствие, граничащих с ней (или входящих в неё) реальностей субъектов, его окружающих;
- эффективно использовать полученные знания для критической оценки современных политических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- осмысления героизма в сфере социальных процессов, а также современного состояния общества в условиях интенсификации массового потребления и массовой коммуникации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Героизм как онтологическая характеристика социального субъекта
1.1. История исследования феномена героизма. Рефлексия о героизме в классической философии. Героизм в свете концепции психоанализа. исследование феномена героизма с позиций философии постмодерна. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. История исследования феномена героизма. Рефлексия о героизме в классической философии. Героизм в свете концепции психоанализа. исследование феномена героизма с позиций философии постмодерна. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. История исследования феномена героизма. Рефлексия о героизме в классической философии. Героизм в свете концепции психоанализа. исследование феномена героизма с позиций философии постмодерна. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Героизм как внутренняя характеристика бытия. Героизм как средство организации социальной реальности. Героизм как путь творения социальным субъектом собственной реальности, и реальностей субъектов, его окружающих. Лиминальность героизма. Подвиг как основной смысл существования Героя. Героизм как трансценденция. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Героизм как внутренняя характеристика бытия. Героизм как средство организации социальной реальности. Героизм как путь творения социальным субъектом собственной реальности, и реальностей субъектов, его окружающих. Лиминальность героизма. Подвиг как основной смысл существования Героя. Героизм как трансценденция. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Героизм как внутренняя характеристика бытия. Героизм как средство организации социальной реальности. Героизм как путь творения социальным субъектом собственной реальности, и реальностей субъектов, его окружающих. Лиминальность героизма. Подвиг как основной смысл существования Героя. Героизм как трансценденция. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Героизм как матрица социализации субъекта
2.1. Героизм как стратегия социализации. Мифологема Героя как архетипическая форма. Героизм как социально обусловленная смена идентификационных кодов субъектов социума. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Героизм как стратегия социализации. Мифологема Героя как архетипическая форма. Героизм как социально обусловленная смена идентификационных кодов субъектов социума. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Героизм как стратегия социализации. Мифологема Героя как архетипическая форма. Героизм как социально обусловленная смена идентификационных кодов субъектов социума. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Социальные смыслы героизма. Героизм и жертвенность. Героический мономиф советской эпохи. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Социальные смыслы героизма. Героизм и жертвенность. Героический мономиф советской эпохи. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Социальные смыслы героизма. Героизм и жертвенность. Героический мономиф советской эпохи. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Героизм в горизонте опыта «другого».
3.1. Интерсубъективный подход к понятию «героизм». Смысл понятия «героизм» как событийной формы. Герой эк-стазирующий и эк-зистирующий. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Интерсубъективный подход к понятию «героизм». Смысл понятия «героизм» как событийной формы. Герой эк-стазирующий и эк-зистирующий. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Интерсубъективный подход к понятию «героизм». Смысл понятия «героизм» как событийной формы. Герой эк-стазирующий и эк-зистирующий. Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Идентификация и самоидентификация субъекта в пространстве героического. Героизм как путь создания «Мы-субъекта». Героизм как ответственность. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Идентификация и самоидентификация субъекта в пространстве героического. Героизм как путь создания «Мы-субъекта». Героизм как ответственность. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Идентификация и самоидентификация субъекта в пространстве героического. Героизм как путь создания «Мы-субъекта». Героизм как ответственность. Сам. работа 7 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Героизм в экзистенциально-антропологической перспективе
4.1. Герой как социальный субъект-личность. Героический тип личности как актор в социальном дискурсе. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Герой как социальный субъект-личность. Героический тип личности как актор в социальном дискурсе. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Герой как социальный субъект-личность. Героический тип личности как актор в социальном дискурсе. Сам. работа 7 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Воля и желание в структуре героической личности. Способ экзистенции Героя. Феноменальное тело и экзистенциальное пространство Героя. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Воля и желание в структуре героической личности. Способ экзистенции Героя. Феноменальное тело и экзистенциальное пространство Героя. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.6. Воля и желание в структуре героической личности. Способ экзистенции Героя. Феноменальное тело и экзистенциальное пространство Героя. Сам. работа 7 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Героический дискурс как способ конструирования социальной реальности
5.1. Социум как субъект героического дискурса. Героический статус и его отношения с властью. Порядок героического дискурса. Героический дискурс как медиатор между пространством общественных интересов и пространством частной жизни. Героизм в структуре масс-медиа. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Социум как субъект героического дискурса. Героический статус и его отношения с властью. Порядок героического дискурса. Героический дискурс как медиатор между пространством общественных интересов и пространством частной жизни. Героизм в структуре масс-медиа. Сам. работа 7 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Социум как субъект героического дискурса. Героический статус и его отношения с властью. Порядок героического дискурса. Героический дискурс как медиатор между пространством общественных интересов и пространством частной жизни. Героизм в структуре масс-медиа. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Отюцкий Г.П., Кузьменко Г.Н. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин А.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Гобозов И.А. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС «Лань» elibrary.asu.ru
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.