Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.01. Философия |
Профиль | Социально-аксиологический |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_01_ФС-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.
1.1. | Ознакомление студентов-философов с разными аспектами философского осмысления проблемы здоровья, здорового образа жизни на основе знаний естественных наук и философии. Для этого необходимо решить следующие задачи: сделать краткий исторический обзор понимания проблемы здоровья; определить понятие «здоровье» с позиций современной науки и философии; выявить основные критерии оценки здоровья и принципы здорового образа жизни (ЗОЖ); рассмотреть объективные и субъективные факторы, влияющие на здоровье человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10 |
ОК-8 | способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
ПК-6 | владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю изучения и сохранения здоровья, основные принципы ЗОЖ, их связь с данными современных наук; - о связи философии и естественных наук в осмыслении проблемы здоровья в разные исторические периоды, в восточной и западной философии, специфику подходов к пониманию здоровья; - способы научного познания здоровья, естественнонаучные основы ЗОЖ, сохранения и укрепления здоровья человека; - проблемы и направления изучения здоровья в рамках естественных наук и связанные с ними современные социальные и гуманитарные проблемы, а также их философские аспекты; - основы воспитательной работы и основные теории воспитательной работы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать полученные знания в практике повседневной жизни; - опираться на опыт формирования и осмысления здорового образа жизни при анализе философских аспектов проблемы здоровья; - видеть и анализировать задачи и возможности науки и философии в осмыслении здоровья; - актуализировать педагогическое наследие в воспитательном процессе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческого значения; - навыками формирования ответственного отношения к здоровью, понимания его значения и ценности в индивидуальной и общественной жизни; - навыками формирования ответственного отношения к здоровью и применения их в собственной деятельности, понимания здоровья как ценности в индивидуальной и общественной жизни; - приемами критического анализа воспитательных теорий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину | ||||||
1.1. | Предмет дисциплины "Философия здоровья". Проблема здоровья в современной науке и философии | Лекции | 3 | 2 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Предмет дисциплины "Философия здоровья". Проблема здоровья в современной науке и философии | Практические | 3 | 2 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Предмет дисциплины "Философия здоровья". Проблема здоровья в современной науке и философии | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Подходы к изучению здоровья | ||||||
2.1. | Методы исследования в философии здоровья. Концепции социокультурных эталонов здоровья. Качество жизни, здоровый образ жизни, человеческий потенциал как категории междисциплинарных исследований | Лекции | 3 | 2 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Методы исследования в философии здоровья. Концепции социокультурных эталонов здоровья. Качество жизни, здоровый образ жизни, человеческий потенциал как категории междисциплинарных исследований | Практические | 3 | 4 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Методы исследования в философии здоровья. Концепции социокультурных эталонов здоровья. Качество жизни, здоровый образ жизни, человеческий потенциал как категории междисциплинарных исследований | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Античная модель здоровья | ||||||
3.1. | Понимание здоровья в античности.Развитие античной концепции здоровья в современном мире | Лекции | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Понимание здоровья в античности.Развитие античной концепции здоровья в современном мире | Практические | 3 | 4 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Понимание здоровья в античности.Развитие античной концепции здоровья в современном мире | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Модели здоровья в древней индийской философии | ||||||
4.1. | Принципы врачевания в древнеиндийских и тибетских источниках. Йоготерапия: традиции и современность | Лекции | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Принципы врачевания в древнеиндийских и тибетских источниках. Йоготерапия: традиции и современность | Практические | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Принципы врачевания в древнеиндийских и тибетских источниках. Йоготерапия: традиции и современность | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Модели здоровья в древней китайской философии | ||||||
5.1. | Учение о первоэлементах в древнекитайской философии. Специфика методов оздоровления в древнем Китае. | Лекции | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Учение о первоэлементах в древнекитайской философии. Специфика методов оздоровления в древнем Китае. | Практические | 3 | 4 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Учение о первоэлементах в древнекитайской философии. Специфика методов оздоровления в древнем Китае. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Модель здоровья в шаманизме | ||||||
6.1. | Структура мироздания в шаманизме. Представления о здоровье и путях его восстановления в разных системах шаманизма | Лекции | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Структура мироздания в шаманизме. Представления о здоровье и путях его восстановления в разных системах шаманизма | Практические | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Структура мироздания в шаманизме. Представления о здоровье и путях его восстановления в разных системах шаманизма | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Модель здоровья Авиценны | ||||||
7.1. | Достижения древних арабских врачей. Основные идеи «Канона врачебной науки» Абу Али ибн Сины и их влияние на современную медицину. | Лекции | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Достижения древних арабских врачей. Основные идеи «Канона врачебной науки» Абу Али ибн Сины и их влияние на современную медицину. | Практические | 3 | 4 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Достижения древних арабских врачей. Основные идеи «Канона врачебной науки» Абу Али ибн Сины и их влияние на современную медицину. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Древнерусская модель здоровья | ||||||
8.1. | Представления о здоровье и исцелении у славян в древности и средние века. Влияние христианизации на народную и официальную медицину. | Лекции | 3 | 2 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Представления о здоровье и исцелении у славян в древности и средние века. Влияние христианизации на народную и официальную медицину. | Практические | 3 | 4 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Представления о здоровье и исцелении у славян в древности и средние века. Влияние христианизации на народную и официальную медицину. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 9. Современные модели здоровья и их потенциал | ||||||
9.1. | Научные, философские и традиционные знания в формировании современных концепций здоровья. Основные понятии и направления в развитии современных представлений о здоровье. Философия здоровья и проблема будущего человечества: аспекты взаимодействия. | Лекции | 3 | 2 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
9.2. | Научные, философские и традиционные знания в формировании современных концепций здоровья. Основные понятия и направления в развитии современных представлений о здоровье. Философия здоровья и проблема будущего человечества: аспекты взаимодействия. | Практические | 3 | 4 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
9.3. | Научные, философские и традиционные знания в формировании современных концепций здоровья. Основные понятии и направления в развитии современных представлений о здоровье. Философия здоровья и проблема будущего человечества: аспекты взаимодействия. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-8, ПК-6 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гуревич П. С. | Философия: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA |
Л1.2 | Родзинский Д. Л. | Философия: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бессонов Б.Н. | История философии: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Лебедев С.А. | Философия науки : Учебное пособие | М.:ЮРАЙТ, 2018 | www.biblio-online.ru/book/96CAA82F-C430-46E9-B517-257F5DA6567A. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ» | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии» | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии | lib.ru | ||
Э4 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э5 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э7 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС «Лань» | http://www.e.lanbook.com | ||
Э9 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э10 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э11 | Электронная библиотека по философии | rilosof.historic.ru | ||
Э12 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э13 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э14 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. |