МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия и методология науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 59
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Практические 26 26 30 30 56 56
Сам. работа 28 28 31 31 59 59
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия и методология науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н.. профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н.. профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам базовые знания по философии и методологии науки.
-сформировать у студентов основы понимания методологии и методологических проблем;
-сформировать навыки определения методологии научного исследования и умения различать методологические подходы;
-дать студентам основы философских проблем науки;
-дать знания по основным направлениям философии науки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
ОПК-10 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы становления и развития научного знания;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.;
- основные методы и формы научного познания;
- основные проблемы философии и методологии науки;
- понятийный аппарат философии и методологии науки;
- природу научного знания и критерии научности;
- особенности науки как формы духовного производства и социального института;
- основные современные концепции философии науки (феноменологическую, аналитическую, герменевтическую, постмодернистскую и др.);
- основные теории, концепции и принципы философии науки;
- основные идеи, составляющие базис современного наукознания;
- основные проблемы и концепции философии и методологии естествознания наук как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменов и ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь;
- основные проблемы философии и методологии естественно-научного познания;
- понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук;
- общенаучные методологические подходы;
- основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук;
- специфику методологии социально-гуманитарных наук;
- особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук;
- особенности взаимодействия наук и методов;
- роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном и философском исследовании;
- философские и общенаучные методологические подходы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определить и указать этапы становления и развития научного знания;
- установить особенности современного этапа развития научного знания;
- выявить концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- определить основные подходы к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.;
- применять основные методы и формы научного познания;
- раскрыть основные проблемы философии и методологии науки;
- использовать понятийный аппарат философии и методологии науки;
- выявить природу научного знания и критерии научности;
- определить особенности науки как формы духовного производства и социального института;
- указать и дифференцировать основные современные концепции философии науки (феноменологическую, аналитическую, герменевтическую, постмодернистскую и др.);
- осмысленно оперировать философскими категориями в профессиональной деятельности;
- вести дискуссии, полемики, диалоги в области философских проблем конкретных дисциплин;
- указать специфику естественных наук, их предмета и способа постановки проблем;
- выявить специфику развития актуальных частно-научных направлений;
- осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания;
- применять понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук;
- применять общенаучные методологические подходы;
- раскрыть основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук;
- определить и указать специфику методологии социально-гуманитарных наук;
- установить особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук;
- выявить особенности взаимодействия наук и методов;
- установить и указать роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных философских профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного научного и философского исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного и философского исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления в профессиональной деятельности;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном и философском исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных и философских текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных и философских текстов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения этапов становления и развития научного знания;
- навыками определения особенностей современного этапа развития научного знания;
- навыками выявления концептуальных основ научно-исследовательской деятельности;
- основными подходами к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.;
- основными методами и формами научного познания;
- навыками раскрытия основных проблем философии и методологии науки;
- понятийным аппаратом философии и методологии науки;
- навыками выявления природы научного знания и критериями научности;
- навыками выявления особенностей науки как формы духовного производства и социального института;
- основными современными концепциями философии науки (феноменологической, аналитической, герменевтической, постмодернистской и др.);
- принципами системного мышления;
- навыками критической философской оценки и естественнонаучных течений, направлений и школ;
- навыками ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного познания;
- навыками аналитической оценки научного материала;
- понятийным аппаратом философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук;
- общенаучными методологическими подходами;
- навыками раскрытия основных философских и методологических проблем социально-гуманитарных наук;
- навыками определения и выявления специфики методологии социально-гуманитарных наук;
- навыками установления особенностей и тенденций дифференциации и интеграции наук;
- навыками выявления особенностей взаимодействия наук и методов;
- навыками установления и указания роли и функций математизации и компьютеризации в развитии науки;
- навыками научной и философской аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в научной и философской деятельности;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками научной и философской аргументации;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным научным и философским проблемам;
- основными методами научного и философского познания и видеть специфику как естественно-научного, так и социально-гуманитарного познания;
- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной философской деятельности;
- навыками анализа научных и философских концепций;
- навыками аналитической оценки научного и философского материала;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных и философских текстов, с учётом их специфики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт.Наука в системе мировоззренческой ориентации.
1.1. Проблема возникновения науки. Дискуссии по вопросам о времени и месте возникновения науки. Многообразие философских концепций науки. Природа научного знания и критерии научности. Наука и не-наука. Критерии научности. Лекции 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.2. Проблема возникновения науки. Дискуссии по вопросам о времени и месте возникновения науки. Многообразие философских концепций науки. Природа научного знания и критерии научности. Наука и не-наука. Критерии научности. Практические 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.3. Проблема возникновения науки. Дискуссии по вопросам о времени и месте возникновения науки. Многообразие философских концепций науки. Природа научного знания и критерии научности. Наука и не-наука. Критерии научности. Основные философские направления Сам. работа 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.4. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Научное знание как система, его особенности и структура. Наука. Техника, производство. Лекции 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.5. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Научное знание как система, его особенности и структура. Наука. Техника, производство. Практические 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.6. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Научное знание как система, его особенности и структура. Наука. Техника, производство. Сам. работа 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.7. Образы науки в истории философии Новая наука в историческом контексте Нового времени (Ф. Бэкон, Р.Декарт) Осмысление возможностей существования науки в философии И.Канта. Г.Гегель и О.Конт о роли и месте философии в системе наук. Марксистское видение науки (или «наука и общество» по К.Марксу) Лекции 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.8. Образы науки в истории философии Новая наука в историческом контексте Нового времени (Ф. Бэкон, Р.Декарт) Осмысление возможностей существования науки в философии И.Канта. Г.Гегель и О.Конт о роли и месте философии в системе наук. Марксистское видение науки (или «наука и общество» по К.Марксу) Практические 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.9. Образы науки в истории философии Новая наука в историческом контексте Нового времени (Ф. Бэкон, Р.Декарт) Осмысление возможностей существования науки в философии И.Канта. Г.Гегель и О.Конт о роли и месте философии в системе наук. Марксистское видение науки (или «наука и общество» по К.Марксу) Сам. работа 3 3 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.10. Общие закономерности развития науки. Единство и преемственность знаний. Дифференциация и нтеграция наук. Взаимодействие наук и методов (Возникновение интегральных проблем – экологии и т.д.), углубление и расширение математизации и компьютеризации науки и роль дискуссий в её развитии Лекции 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.11. Общие закономерности развития науки. Единство и преемственность знаний. Дифференциация и нтеграция наук. Взаимодействие наук и методов (Возникновение интегральных проблем – экологии и т.д.), углубление и расширение математизации и компьютеризации науки и роль дискуссий в её развитии Практические 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.12. Общие закономерности развития науки. Единство и преемственность знаний. Дифференциация и нтеграция наук. Взаимодействие наук и методов (Возникновение интегральных проблем – экологии и т.д.), углубление и расширение математизации и компьютеризации науки и роль дискуссий в её развитии Сам. работа 3 6 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.13. Эволюция и революции в науке.От натурфилософии к классическому естествознанию. Формирование и развитие классического естествознания. Революция в естествознании конца Х1Х – нач. ХХ в. – переход к неклассическому естествознанию. Изменение науки в конце ХХ в. Осмысление социо-культурной детерминации познания. Постнеклассическое естествознание или постнаука? Лекции 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.14. Эволюция и революции в науке.От натурфилософии к классическому естествознанию. Формирование и развитие классического естествознания. Революция в естествознании конца Х1Х – нач. ХХ в. – переход к неклассическому естествознанию. Изменение науки в конце ХХ в. Осмысление социо-культурной детерминации познания. Постнеклассическое естествознание или постнаука? Практические 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.15. Эволюция и революции в науке.От натурфилософии к классическому естествознанию. Формирование и развитие классического естествознания. Революция в естествознании конца Х1Х – нач. ХХ в. – переход к неклассическому естествознанию. Изменение науки в конце ХХ в. Осмысление социо-культурной детерминации познания. Постнеклассическое естествознание или постнаука? Сам. работа 3 6 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.16. Редукционизм: его возможности и границы. Аргументы «за» и «против» редукционизма. Успехи редукционизма и его опасность. Единство науки и её многообразие Лекции 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.17. Редукционизм: его возможности и границы. Аргументы «за» и «против» редукционизма. Успехи редукционизма и его опасность. Единство науки и её многообразие Практические 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.18. Редукционизм: его возможности и границы. Аргументы «за» и «против» редукционизма. Успехи редукционизма и его опасность. Единство науки и её многообразие Сам. работа 3 5 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.19. Философия и её роль в научном познании. Основные модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании. Разработка моделей реальности (онтологический аспект). Формирование представлений о закономерноятях познания и познавательном процессе (гносеологический аспект). Методологическая функция философии. Аксиологический аспект. Селективная функция философских принципов (принцип относительности А.Эйнштейна) Умозрительно-прогнозирующая функция философии (идеи античной атомистики) Лекции 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.20. Философия и её роль в научном познании. Основные модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании. Разработка моделей реальности (онтологический аспект). Формирование представлений о закономерноятях познания и познавательном процессе (гносеологический аспект). Методологическая функция философии. Аксиологический аспект. Селективная функция философских принципов (принцип относительности А.Эйнштейна) Умозрительно-прогнозирующая функция философии (идеи античной атомистики) Практические 3 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.21. Философия и её роль в научном познании. Основные модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании. Разработка моделей реальности (онтологический аспект). Формирование представлений о закономерноятях познания и познавательном процессе (гносеологический аспект). Методологическая функция философии. Аксиологический аспект. Селективная функция философских принципов (принцип относительности А.Эйнштейна) Умозрительно-прогнозирующая функция философии (идеи античной атомистики) Сам. работа 3 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Структура науки.
2.1. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой элемент теории Лекции 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
2.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой элемент теории Практические 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
2.3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой элемент теории Сам. работа 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Методы и формы научного познания.
3.1. Метод и методология. Теория и методология. Классификация методов. Методы: философские , общенаучные , частные. Лекции 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.2. Метод и методология. Теория и методология. Классификация методов. Методы: философские , общенаучные , частные. Практические 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.3. Метод и методология. Теория и методология. Классификация методов. Методы: философские , общенаучные , частные. Сам. работа 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.4. Общефилософские методы. Дискуссии о диалектике «Praxis». Сущность диалектического метода. Метафизический метод. Границы и взаимодополняемость двух основных методов Лекции 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.5. Общефилософские методы. Дискуссии о диалектике «Praxis». Сущность диалектического метода. Метафизический метод. Границы и взаимодополняемость двух основных методов Практические 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.6. Общефилософские методы. Дискуссии о диалектике «Praxis». Сущность диалектического метода. Метафизический метод. Границы и взаимодополняемость двух основных методов Сам. работа 4 6 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.7. Обще-частно-научная методология. Научные методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общелогические методы. Частнонаучные методы. Проблема заимствования методов в сфере конкретных наук Лекции 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.8. Обще-частно-научная методология. Научные методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общелогические методы. Частнонаучные методы. Проблема заимствования методов в сфере конкретных наук Практические 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.9. Обще-частно-научная методология. Научные методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общелогические методы. Частнонаучные методы. Проблема заимствования методов в сфере конкретных наук Сам. работа 4 6 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.10. Социо-гуманитарное познание и его методология. Понятие гуманитарность и социальность. Формирование социально-гуманитарной методологии. Шлейермахер и В. Дильтей. В. Виндельбанд и Г. Риккерт о различии естествознания и гуманитарных наук (или «науки о природе» и «науки о культуре»). Методология социальных наук М.Вебера, Логика социальных наук К.Поппера. Разработка методологии гуманитарных наук в трудах Г.Гадамера (герменевтика) и М. Фуко (структурный метод). Проблема общего и индивидуального в методологии социогуманитарных исследований. Социальные науки в поисках методологии. Лекции 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.11. Социо-гуманитарное познание и его методология. Понятие гуманитарность и социальность. Формирование социально-гуманитарной методологии. Шлейермахер и В. Дильтей. В. Виндельбанд и Г. Риккерт о различии естествознания и гуманитарных наук (или «науки о природе» и «науки о культуре»). Методология социальных наук М.Вебера, Логика социальных наук К.Поппера. Разработка методологии гуманитарных наук в трудах Г.Гадамера (герменевтика) и М. Фуко (структурный метод). Проблема общего и индивидуального в методологии социогуманитарных исследований. Социальные науки в поисках методологии. Практические 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.12. Социо-гуманитарное познание и его методология. Понятие гуманитарность и социальность. Формирование социально-гуманитарной методологии. Шлейермахер и В. Дильтей. В. Виндельбанд и Г. Риккерт о различии естествознания и гуманитарных наук (или «науки о природе» и «науки о культуре»). Методология социальных наук М.Вебера, Логика социальных наук К.Поппера. Разработка методологии гуманитарных наук в трудах Г.Гадамера (герменевтика) и М. Фуко (структурный метод). Проблема общего и индивидуального в методологии социогуманитарных исследований. Социальные науки в поисках методологии. Сам. работа 4 3 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.13. Функции научного исследования. Описание, объяснение, понимание, прогнозирование. Дискуссии об описании и объяснениии в естествознании. Сущность спора гуманитариев и естественников о роли понимания и объяснения в познании. Сбывающиеся пророчества Н.Бахтина, их осуществление в конце ХХ в. Предвидение, прогноз их сущность и роль в науке. Практические 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.14. Функции научного исследования. Описание, объяснение, понимание, прогнозирование. Дискуссии об описании и объяснениии в естествознании. Сущность спора гуманитариев и естественников о роли понимания и объяснения в познании. Сбывающиеся пророчества Н.Бахтина, их осуществление в конце ХХ в. Предвидение, прогноз их сущность и роль в науке. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Современные концепции философии науки.
4.1. Философия науки как область философского исследования. Разграничение философских и научных знаний в контексте языка науки Философские проблемы, возникающие в специальных научных исследования. Возникновение философии науки Практические 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.2. Философия науки как область философского исследования. Разграничение философских и научных знаний в контексте языка науки Философские проблемы, возникающие в специальных научных исследования. Возникновение философии науки Сам. работа 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.3. Особенности современной науки. Этапы развития науки. Наука классическая, неклассическая , постнеклассическая. Современная наука.Общая характеристика процессов интеграции и дифференциации знания. Гуманитаризация науки. Антифундаментализм Практические 4 4 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.4. Особенности современной науки. Этапы развития науки. Наука классическая, неклассическая , постнеклассическая. Современная наука.Общая характеристика процессов интеграции и дифференциации знания. Гуманитаризация науки. Антифундаментализм Сам. работа 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.5. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме – постпозитивизме. Концепция науки и научного знания К.Поппера. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна и его методологические директивы .Методология научноисследовательских программ И. Лакатоса и проблемы логико-методологического анализа развития знания. Реконструкция истории науки П.Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм Лекции 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.6. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме – постпозитивизме. Концепция науки и научного знания К.Поппера. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна и его методологические директивы .Методология научноисследовательских программ И. Лакатоса и проблемы логико-методологического анализа развития знания. Реконструкция истории науки П.Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм Практические 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.7. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме – постпозитивизме. Концепция науки и научного знания К.Поппера. Концепция научных парадигм и революций Т.Куна и его методологические директивы .Методология научноисследовательских программ И. Лакатоса и проблемы логико-методологического анализа развития знания. Реконструкция истории науки П.Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм Сам. работа 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.8. Различное видение философии науки в многообразных философских направлениях. Феноменологическая философия науки. Аналитическая философия науки. Герменевтическая философия науки. Критическая философия науки франкфуртцев. Постмодернистская философия науки. Философия науки как коммуникация моделей и интерпретаций Практические 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.9. Различное видение философии науки в многообразных философских направлениях. Феноменологическая философия науки. Аналитическая философия науки. Герменевтическая философия науки. Критическая философия науки франкфуртцев. Постмодернистская философия науки. Философия науки как коммуникация моделей и интерпретаций Сам. работа 4 2 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
4.10. Экзамен Экзамен 4 27 ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багдасарьян Н.Г. - отв. ред. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Купцов В.И. - под науч. ред. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э2 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э3 Институт философии РАН: философия в России www.philosoma.ru
Э4 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Э5 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э6 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э7 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э8 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э9 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету и экзамену.