МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия иронии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Федюкин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Философия иронии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Философия иронии»:
расширить и углубить базовые знания студентов-философов по социальной философии, онтологии, теории познания, истории зарубежной философии за счет специального изучения категории иронии и иронического метода философствования, реализующегося в концепте «Я-философ-ироник»;
всесторонне исследовать философские возможности иронии;
поставить перед студентами вопрос о понимании философии не только как особой формы знания, но и особой формы проживания, и, соответственно, задать проблему поиска средств наиболее адекватного выражения жизни философа на примере философа-ироника и философа-догматика.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные направления и школы философии Запада и Востока;
- гносеологическое, онтологическое, социально-философское, антропологическое содержание иронии;
- основные историко-философские этапы развития понятия иронии;
- возможности иронии как метода философствования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать онтологические, гносеологические, социально-философские, антропологические аспекты иронии;
- выделять эмоционально-волевые компоненты иронического метода, способствующие постижению бытия;
- конструировать ироническое противоречие;
- находить в текстах-первоисточниках проявления иронического метода философствования;
- создавать иронические текстовые структуры на базе различных философских текстов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- умением анализировать философские смыслы понятий и концептов, в частности концепта «Я-философ-ироник»;
- умением наполнять основные смысловые элементы концепта «Я-философ-ироник» конкретным историко- философским содержанием;
- различными философскими трактовками специфики иронического противоречия и уметь применять их при решении различных философских проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ирония как философское понятие: основные философские смыслы.
1.1. Основные составляющие сократовской иронии. Античное понимание иронии. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Познавательные функции античной иронии. Специфика античной иронии как способа мышления. Особенности сократовской иронии как способа мышления. Ирония как способ поиска истины. Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Основные составляющие сократовской иронии. Античное понимание иронии. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Ирония как философская категория.
2.1. Ирония как важнейшая категория философии немецкого романтизма. Основные характеристики романтической иронии. Ирония как «тип экзистенции» в философии С. Кьеркегора. Особенности развития категориального статуса иронии в «философии жизни» и экзистенциализме. Современные интерпретации иронии (С.И. Походня, В. Янкелевич, Н.Кнокс, Д.Мюки, Н. Фрай, Ж.Бодрийяр и т.д.) Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Гносеологическое содержание романтической иронии. Особенности понимания иронии в работах Фр. Шлегеля. Романтическая ирония как способ «живого мышления; синтез чувства, мысли и настроения. Специфика романтического иронического противоречия. Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Ирония как важнейшая категория философии немецкого романтизма. Основные характеристики романтической иронии. Ирония как «тип экзистенции» в философии С. Кьеркегора. Особенности развития категориального статуса иронии в «философии жизни» и экзистенциализме. Современные интерпретации иронии (С.И. Походня, В. Янкелевич, Н.Кнокс, Д.Мюки, Н. Фрай, Ж.Бодрийяр и т.д.) Сам. работа 2 6 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Философия и философствование: метафизический и антиметафизический подходы.
3.1. Особенности метафизического мышления. Экзистенциализм и метафизика. Понимание философствования как процесса постижения бытия в работах М. Хайдеггера. Критика метафизики в антиметафизических концепциях. Специфика постструктуралистской интерпретации реальности. Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Развитие категории иронии на современном этапе философствования. Понимание философствования в работах М. Хайдеггера. Ирония как способ постижения истины в философии В.Янкелевича. Особенности постструктуралистской интерпретации реальности и иронии в работах Р.Рорти. Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Особенности метафизического мышления. Экзистенциализм и метафизика. Понимание философствования как процесса постижения бытия в работах М. Хайдеггера. Критика метафизики в антиметафизических концепциях. Специфика постструктуралистской интерпретации реальности. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Ирония как метод философствования. Возможности иронии как метода философствования.
4.1. Методологические функции иронии. Особенности иронии как метода философствования. Различные аспекты иронического противоречия. Ирония как метод постижения бытия. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания непостижимого С.Л. Франка. Антиметафизические течения и ирония. Ирония как способ конструирования возможных миров и смыслов. Лекции 2 4 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Специфика иронии как метода постижения бытия. Ирония как метод философствования: основные характеристики. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания непостижимого С.Л. Франка: черты сходства и отличия. Ирония как метод постижения бытия. Возможности иронии как метода постижения бытия. Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Методологические функции иронии. Особенности иронии как метода философствования. Различные аспекты иронического противоречия. Ирония как метод постижения бытия. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания непостижимого С.Л. Франка. Антиметафизические течения и ирония. Ирония как способ конструирования возможных миров и смыслов. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Концепт «Я-философ-ироник»: поиск дефиниции.
5.1. Антропологическая перспектива иронического метода философствования. Философия не только как специфическая сфера знания, но и особая форма жизни философа. Неудовлетворительность понятий «образ жизни философа», «феномен философа», «жизненный путь философа». Понятие и концепт: подходы П.Абеляра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, диалогической философии, С.С. Неретиной, Л.А. Микешиной; М.Эпштейна. Дефиниция концепта. Определение концепта «Я-философ-ироник». Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Ирония как способ конструирования возможных миров и смыслов в философии постмодернизма. Специфика философии постмодернизма. Ирония как способ конструирования возможных миров. Соблазн и ирония (Ж. Бодрийяр). Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Антропологическая перспектива иронического метода философствования. Философия не только как специфическая сфера знания, но и особая форма жизни философа. Неудовлетворительность понятий «образ жизни философа», «феномен философа», «жизненный путь философа». Понятие и концепт: подходы П.Абеляра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, диалогической философии, С.С. Неретиной, Л.А. Микешиной; М.Эпштейна. Дефиниция концепта. Определение концепта «Я-философ-ироник». Сам. работа 2 6 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Вопрос о возможности построения концепта «Я-философ-ироник». Особенности понятия «философ-ироник».
6.1. Условия конструирования концепта «Я-философ-ироник»: принцип непостижимости человека и мира, способность философского конструирования «возможных миров», представление концепта в развернутой форме текста как особого рода целостности, способствующей осуществлению процесса творческого соединения «индивидуально-окрашенных» смыслов, основанных на всеобщих. Понятие «философ-ироник»: С. Кьеркегор и Р. Рорти. Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.2. Концепт «Я-философ-ироник»: основные смысловые элементы. Определение концепта «Я-философ-ироник». Условия конструирования концепта «Я-философ-ироник». Основные смыслы концепта «Я-философ-ироник». Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.3. Условия конструирования концепта «Я-философ-ироник»: принцип непостижимости человека и мира, способность философского конструирования «возможных миров», представление концепта в развернутой форме текста как особого рода целостности, способствующей осуществлению процесса творческого соединения «индивидуально-окрашенных» смыслов, основанных на всеобщих. Понятие «философ-ироник»: С. Кьеркегор и Р. Рорти. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Раскрытие основных смыслов концепта «Я-философ-ироник».
7.1. Выделение основных смыслов концепта «Я-философ-ироник» («Я как философ-ироник, стремящийся стать мудрецом»; «Я как философ-ироник, способный творить, наблюдать, представлять и анализировать свои ценностные ориентации и экзистенциальный опыт»; «Я как творец своей иронической философской концепции и своего иронического философского дискурса»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника»; «Я как философ, выстраивающий взаимосвязи между своим ироническим философским дискурсом и своей жизнью философа-ироника») и наполнение этих смыслов содержательными характеристиками. Сравнительный анализ философа-ироника и философа-догматика. Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Образы философа-ироника и философа-догматика: сравнительный анализ. Построение образа философа-ироника на материале античной философии. Построение образа философа догматического склада на материале античной философии. Сравнительный анализ специфики дискурса и образа жизни философа-ироника и философа-догматика. Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.3. Выделение основных смыслов концепта «Я-философ-ироник» («Я как философ-ироник, стремящийся стать мудрецом»; «Я как философ-ироник, способный творить, наблюдать, представлять и анализировать свои ценностные ориентации и экзистенциальный опыт»; «Я как творец своей иронической философской концепции и своего иронического философского дискурса»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника»; «Я как философ, выстраивающий взаимосвязи между своим ироническим философским дискурсом и своей жизнью философа-ироника») и наполнение этих смыслов содержательными характеристиками. Сравнительный анализ философа-ироника и философа-догматика. Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Черданцева И. В. Ирония как философский метод: возможность перспективы: учеб. пособие Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 Оганян, К. М. Философия и методология социальных наук: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э10 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э14 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э15 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.