МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия лидерства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Философия лидерства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель освоения дисциплины – введение обучающихся в круг основных вопросов, связанных философскими основаниями феномена лидерства. Основополагающим моментом дисциплины является понимание феномена лидерства как неотъемлемого атрибута социально-ментальной динамики. Освоение дисциплины опирается на основные принципы изучения роли личности в важнейших сферах социокультурной реальности. В узкой перспективе материал рассматривает проблему лидерства как индивидуально-личностного феномена, раскрывающегося в конкретных культурно-исторических обстоятельствах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-5 владением методиками организации и ведения учебного процесса и способностью применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- важнейшие философские концепции, интерпретирующих исторический процесс;
- специфику понимания роли личности в историческом процессе;
- основные содержательные линии образования в области гуманитарных и общественных дисциплин;
- современные педагогические технологии организации и ведения общественного процесса;
- основы учебно-исследовательской работы обучающихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться основными категориями философии при выявлении основных характеристик человека в истории;
- выстраивать аргументированную позицию при решении философско-исторических и политических проблем;
- передавать разнообразный опыт познавательной деятельности как в форме умения действовать по образцу, так и в форме умения принимать решения в проблемных ситуациях;
- организовывать дискуссии, «круглые столы», формируя рефлексивное мышление учащихся;
- разрабатывать групповые ученические проекты, используя их для формирования коммуникативных способностей учащихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- различными интерпретационными подходами к анализу содержания философско-исторических концепций;
- навыками изложения, анализа и сравнения историософских идей;
- деятельностным подходом, ориентированным на развитие активности творческих способностей учащегося;
- современными методами и технологиями преподавания, нацеленными на формирование способностей учащихся к самостоятельному анализу и критическому восприятию материала;
- проблемными методом преподавания, целью которого является формирование у учащихся умения обозначить проблему и искать пути ее разрешения;
- практическими навыками передачи знаний по дисциплине.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема определения понятий "власть","господство","лидер".
1.1. Проблема определения понятий "власть","господство","лидер". Проблема определения власти; содержание отношений "господство-подчинение". Концепты власти. Субъекты и объекты власти. Лекции 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Проблема определения понятий "власть","господство","лидер". Проблема определения власти; содержание отношений "господство-подчинение". Концепты власти. Субъекты и объекты власти. Сам. работа 8 8 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Социально-психологические основания власти. Психологические основы власти. Понятие "авторитет". Типология авторитета. Авторитет как форма власти. Практические 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Социально-психологические основания власти. Психологические основы власти. Понятие "авторитет". Типология авторитета. Авторитет как форма власти. Сам. работа 8 8 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Концептуальная характеристика власти. Свойства власти. Функции власти. Формы власти. Виды власти Лекции 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Концептуальная характеристика власти. Свойства власти. Функции власти. Формы власти. Виды власти Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Типы господства. Традиционное господство; Рационально-легальное лидерство; Харизматическое лидерство Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Типы господства. Традиционное господство; Рационально-легальное лидерство; Харизматическое лидерство Практические 8 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.9. Типы господства. Традиционное господство; Рационально-легальное лидерство; Харизматическое лидерство Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.10. Феномен лидерства. Определение понятия "лидер".Способы выдвижения лидера. Мотивация лидерства. Психологические основания лидерства. Психоанализ о лидерстве. Архетипические основы лидерства.Механизмы и средства влияния на массовое сознание. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.11. Феномен лидерства. Определение понятия "лидер".Способы выдвижения лидера. Мотивация лидерства. Психологические основания лидерства. Психоанализ о лидерстве. Архетипические основы лидерства.Механизмы и средства влияния на массовое сознание. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.12. Феномен лидерства. Определение понятия "лидер".Способы выдвижения лидера. Мотивация лидерства. Психологические основания лидерства. Психоанализ о лидерстве. Архетипические основы лидерства.Механизмы и средства влияния на массовое сознание. Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.13. Стиль лидерства. Лидер и руководитель. Факторы формирования стиля лидерства. Влияние личностных черт на стиль лидерства. Типология стилей лидерства. Трансформации лидерства. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.14. Стиль лидерства. Лидер и руководитель. Факторы формирования стиля лидерства. Влияние личностных черт на стиль лидерства. Типология стилей лидерства. Трансформации лидерства. Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.15. Харизма. Харизматический лидер. Психологические аспекты харизмы. Иррациональность образа харизматического лидера в массовом сознании. Пассионарный характер харизматического лидерства. Инициальные формулы харизматического лидерства. "Рутинизация харизмы" по М.Веберу. Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.16. Харизма. Харизматический лидер. Психологические аспекты харизмы. Иррациональность образа харизматического лидера в массовом сознании. Пассионарный характер харизматического лидерства. Инициальные формулы харизматического лидерства. "Рутинизация харизмы" по М.Веберу. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.17. Харизма. Харизматический лидер. Психологические аспекты харизмы. Иррациональность образа харизматического лидера в массовом сознании. Пассионарный характер харизматического лидерства. Инициальные формулы харизматического лидерства. "Рутинизация харизмы" по М.Веберу. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.18. Роль политического лидера в исторической динамике. История философии о роли личности в истории. Типология ролей лидера в истории. Лекции 8 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.19. Роль политического лидера в исторической динамике. История философии о роли личности в истории. Типология ролей лидера в истории. Сам. работа 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.20. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «лич¬ность». Роль народных масс в истории. Герой и толпа.Понятие исторической личности. Теории лидерства Харизматический лидер в истории. Человек как высшая ценность и цель истории. Свобода исторического выбора и ответственность. Практические 8 6 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.21. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «лич¬ность». Роль народных масс в истории. Герой и толпа.Понятие исторической личности. Теории лидерства Харизматический лидер в истории. Человек как высшая ценность и цель истории. Свобода исторического выбора и ответственность. Сам. работа 8 8 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В.А. ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.3 Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/5ADD8274-EC5C-450A-9D65-E52EDA0E12AC
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. П. Лысков Социальная философия : учеб. пособие Калининград. Изд-во РГУ им. Иммануила Канта , 2009
Л2.2 Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме : М.: Институт психологии РАН, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Институт философии РАН www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э12 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении зачета.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
Студент может сдать зачет либо по итогам практических занятий, либо по вопросам к зачету.
По итогам практических занятий, студент может по 4-бальной шкале оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено».
По вопросам к зачету. В вопросы к зачету включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-35 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено», либо «неудовлетворительно», что соответствует оценке «не зачтено».