Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.01. Философия |
Профиль | Социально-аксиологический |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_01_ФС-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
1.1. | Цель данного курса - дать студентам базовые знания по философии образования. А также сформировать представление об образовании как объекте философской рефлексии, исследовать основы и сущность философско-образовательных проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-4 | способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные философские проблемы современного образования, специфику философских проблем образования; - онтологические и аксиологические основания образования; - ключевые проблемы философии образования и их трансформации в определенные эпохи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - пользоваться основными категориями философии образования; - грамотно выстраивать и излагать ключевые гуманитарные проблемы современного образования; - находить, перерабатывать и использовать различную информацию, анализировать и видеть специфику образовательного процесса. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками моделирования образовательного процесса; - различными интерпретационными подходами содержания современных философских концепций; - способностью диалектического видения процессов; - навыками обнаружения и постановки философских проблем образования; - знаниями структуры, механизмов, функций познания, методологии постнеклассической науки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы философии образования. | ||||||
1.1. | Философия образования, ее статус и круг изучаемых проблем. Основные проблемы изучения: определение философии образования, ее специфика. Статус философии образования в структуре философского знания. Междисциплинарная природа философии образования. Перспективы дальнейшего развития. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Философия образования, ее статус и круг изучаемых проблем. Основные проблемы изучения: определение философии образования, ее специфика. Статус философии образования в структуре философского знания. Междисциплинарная природа философии образования. Перспективы дальнейшего развития. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Философия образования, ее статус и круг изучаемых проблем. Основные проблемы изучения: определение философии образования, ее специфика. Статус философии образования в структуре философского знания. Междисциплинарная природа философии образования. Перспективы дальнейшего развития. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Образование как объект философской рефлексии. Структурно-иерархическая модель образования. Образование как общение, познание, творчество. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Образование как объект философской рефлексии. Структурно-иерархическая модель образования. Образование как общение, познание, творчество. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Образование как объект философской рефлексии. Структурно-иерархическая модель образования. Образование как общение, познание, творчество. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Основные идеи философии образования. Проблемы образования в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Христианизация образования в средневековой Европе (А. Августин, П.Абеляр). Идеи свободного развития (М. Монтень, Д. Локк, Ж. Руссо). Идея спонтанного развития личности Г. Спенсера. Экспериментализм Д. Дьюи. Принцип природосообразности в теории образования М. Монтессори, К.С. Льюиса. Критическая педагогика постмодернизма (Р. Рорти, И.Иллич, П. Фрейре). Гуманизм в российской философии образования: идея общечеловеческого воспитания В.Г.Белинского, С.И. Гессена, В.В. Розанова; религиозно-нравственные педагогические идеи В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Г.П. Федотова. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Основные идеи философии образования. Проблемы образования в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Христианизация образования в средневековой Европе (А. Августин, П.Абеляр). Идеи свободного развития (М. Монтень, Д. Локк, Ж. Руссо). Идея спонтанного развития личности Г. Спенсера. Экспериментализм Д. Дьюи. Принцип природосообразности в теории образования М. Монтессори, К.С. Льюиса. Критическая педагогика постмодернизма (Р. Рорти, И.Иллич, П. Фрейре). Гуманизм в российской философии образования: идея общечеловеческого воспитания В.Г.Белинского, С.И. Гессена, В.В. Розанова; религиозно-нравственные педагогические идеи В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Г.П. Федотова. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Онтология образования. Основные смыслы понятия «философия образования». Онтологические основания образования. Сущность образования: объекты, процессы и явления. Культурологический контекст образования. Индивидуальная культура и образование. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Онтология образования. Основные смыслы понятия «философия образования». Онтологические основания образования. Сущность образования: объекты, процессы и явления. Культурологический контекст образования. Индивидуальная культура и образование. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Аксиология образования. Ценности и цели образования. Культурный консерватизм. Классический реализм. Эссенциализм. Аналитическая философия образования. Этика образования: проблемы образовательной среды и участников образовательного взаимодействия. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Аксиология образования. Ценности и цели образования. Культурный консерватизм. Классический реализм. Эссенциализм. Аналитическая философия образования. Этика образования: проблемы образовательной среды и участников образовательного взаимодействия. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Методология образования. Системный характер образования. Традиционная система образования. Альтернативные образовательные системы. Проблема отчуждения в образовании. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Методология образования. Системный характер образования. Традиционная система образования. Альтернативные образовательные системы. Проблема отчуждения в образовании. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Деятельностный аспект философии образования. | ||||||
2.1. | Деятельностный аспект философии образования. Практико-ориентированные концепции образовательной деятельности. Проблемы технологизации философско-образовательного знания. Философские основания политики в сфере образования. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Практико-ориентированные концепции образовательной деятельности. Проблемы технологизации философско-образовательного знания. Философские основания политики в сфере образования. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Философско-методологическое прогнозирование. Образовательно-педагогическая прогностика. Основные направления и объекты образовательного прогнозирования. Концептуальные основы формирования образовательной стратегии. Популистские образовательные стратегии. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Философско-методологическое прогнозирование. Образовательно-педагогическая прогностика. Основные направления и объекты образовательного прогнозирования. Концептуальные основы формирования образовательной стратегии. Популистские образовательные стратегии. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Науковедческие проблемы философии образования. Педагогика как наука. Функции наук об образовании. Методологические проблемы взаимоотношений науки и практики. Педагогическая теория: сущность законов и закономерностей. Практика как критерий истины в философии образования. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Науковедческие проблемы философии образования. Педагогика как наука. Функции наук об образовании. Методологические проблемы взаимоотношений науки и практики. Педагогическая теория: сущность законов и закономерностей. Практика как критерий истины в философии образования. | Практические | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Науковедческие проблемы философии образования. Педагогика как наука. Функции наук об образовании. Методологические проблемы взаимоотношений науки и практики. Педагогическая теория: сущность законов и закономерностей. Практика как критерий истины в философии образования. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Актуальные направления философии образования в XXI веке. Современные теории образования. Акмеология. Андрагогика – образование взрослых. Исследовательская деятельность в современном образовании. Принцип доказательности и образовательная практика. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Актуальные направления философии образования в XXI веке. Современные теории образования. Акмеология. Андрагогика – образование взрослых. Исследовательская деятельность в современном образовании. Принцип доказательности и образовательная практика. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.В. Марусева | Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов | М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291 |
Л1.2 | Родзинский Д. Л. | Философия: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л1.3 | Любутин К.Н. - отв. ред. | ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Лавриненко В.Н. - Отв. ред. | ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гуревич П. С. | ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Гуревич П. С. | ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Гобозов И.А. | СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека по философии | rilosof.historic.ru | ||
Э5 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э6 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э7 | ЭБС «Лань» | http://www.e.lanbook.com | ||
Э8 | ЭБС АлтГУ | http://elibrary.asu.ru/ | ||
Э9 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э10 | Электронная библиотека Максима Мошкова | www.lib.ru | ||
Э11 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э12 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э13 | Сайт «Философы древности». | www.philosoma.ru | ||
Э14 | Библиотека по философии. | lib.ru | ||
Э15 | Журнал «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э16 | Сайт «Философия без границ». | platonanet.org.ua | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. |