МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия повседневности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, А.В. Метелев

Рабочая программа дисциплины
Философия повседневности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса - сформировать у студентов представление о современной культуре с точки зрения философии повседневности. Для этого необходимо выявить основные проблемы культуры повседневности, изучить понимание культуры повседневности в разрезе современных антропологических знаний, проанализировать эволюцию философских взглядов на место и значение повседневности в жизни человеческого общества, а также рассмотреть особенности исследования повседневного языка.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику представления о современной культуре с точки зрения философии повседневности;
- подходы к исследованию повседневности и массовой культуры в гуманитарных науках;
- важнейшие концепции (школы) философии и место представлений о повседневности в системе понятийного аппарата этих направлений (школ);
- теоретическое развитие философских исследований повседневности;
- исторические, экономические и социальные факторы формирования повседневной культуры в обществах Востока и Запада.
- основные философские смыслы проблемы повседневности
основные историко-философские этапы развития понятия повседневности;
- основы воспитательной работы и основные теории воспитательной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться основными категориями философии при выявлении основных характеристик проблемы культуры повседневности;
- выстраивать аргументированную позицию при решении проблем в контексте философии повседневности;
- различать онтологические, гносеологические, социально-философские, антропологические аспекты повседневности;
- выстраивать аргументированную позицию при решении философских проблем;
- актуализировать педагогическое наследие в воспитательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- различными интерпретационными подходами к анализу содержания социально- философских концепций современной культуры;
- навыками изложения, анализа и сравнения представлений о повседневности в различных философских концепциях современной культуры;
- различными философскими трактовками специфики проблемы повседневности и умеет применять их при решении различных философских проблем;
- различными интерпретационными подходами к анализу содержания философских концепций;
- приемами критического анализа воспитательных теорий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки о повседневности
1.1. Культура повседневности в разрезе современных антропологических знаний. Роль микроистории в исследовании общественных изменений. Теоретическое развитие исследований повседневности. Историческая школа «Анналов»: от истоков до наших дней. Немецкая микроистория: истоки развития и основные теории. Гуманитарные исследования в России: Тартусская школа, М. М. Бахтин. Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Историческая школа «Анналов»: от истоков до наших дней. Немецкая микроистория: истоки развития и основные теории. Гуманитарные исследования в России: Тартусская школа, М. М. Бахтин. Практические 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Культура повседневности в разрезе современных антропологических знаний. Роль микроистории в исследовании общественных изменений. Теоретическое развитие исследований повседневности. Историческая школа «Анналов»: от истоков до наших дней. Немецкая микроистория: истоки развития и основные теории. Гуманитарные исследования в России: Тартусская школа, М. М. Бахтин. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Проблемы и методы философии повседневности
2.1. Основные проблемы культуры повседневности. Повседневность как основа социальности. Роль мир-системного метода в развитии теории повседневности. Перспективы развития микроистории и возможности исследования культуры повседневности. Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Основные проблемы культуры повседневности. Повседневность как основа социальности. Роль мир-системного метода в развитии теории повседневности. Перспективы развития микроистории и возможности исследования культуры повседневности. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. История отношения к повседневности
3.1. История повседневной культуры. Исторические, экономические, социальные факторы формирования повседневной культуры в традиционных обществах Востока. Особенности формирования повседневной культуры в античном обществе. Повседневная культура в средневековом обществе. Новые аспекты повседневной культуры эпохи Возрождения. Человек и повседневный мир в Новое время. Человек и повседневный мир в эпоху Просвещения. Особенности XIX века: человек в кругу общественного и частного. XX век – возникновение новых форм взаимодействия человека, общества и культуры. Лекции 8 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Особенности XIX века: человек в кругу общественного и частного. XX век – возникновение новых форм взаимодействия человека, общества и культуры. Практические 8 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. История повседневной культуры. Исторические, экономические, социальные факторы формирования повседневной культуры в традиционных обществах Востока. Особенности формирования повседневной культуры в античном обществе. Повседневная культура в средневековом обществе. Новые аспекты повседневной культуры эпохи Возрождения. Человек и повседневный мир в Новое время. Человек и повседневный мир в эпоху Просвещения. Особенности XIX века: человек в кругу общественного и частного. XX век – возникновение новых форм взаимодействия человека, общества и культуры. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Индивид и общество в повседневном мире
4.1. Проблема отношений индивида, семьи и общества. Гендерные аспекты культуры повседневности. Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Проблема отношений индивида, семьи и общества. Гендерные аспекты культуры повседневности. Практические 8 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Проблема отношений индивида, семьи и общества. Гендерные аспекты культуры повседневности. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Ментальность и повседневное сознание
5.1. Ментальность в современном гуманитарном знании. Характеристика основных школ, концепций ментальности и коллективного поведения в контексте истории культуры. Лекции 8 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Ментальность в современном гуманитарном знании. Характеристика основных школ, концепций ментальности и коллективного поведения в контексте истории культуры. Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Ментальность в современном гуманитарном знании. Характеристика основных школ, концепций ментальности и коллективного поведения в контексте истории культуры. Сам. работа 8 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Массовое и элитарное
6.1. Характеристика взаимодействия народной и элитарной культур. Исследования массовой культуры с точки зрения современной истории, антропологии и социологии. Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Характеристика взаимодействия народной и элитарной культур. Исследования массовой культуры с точки зрения современной истории, антропологии и социологии. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Труд, власть, идеология в повседневности
7.1. Работа как основа повседневной деятельности. Трудовая деятельность, особенности изменений трудового времени. Власть и общество с точки зрения философии повседневности. Феномен идеологии. Практические 8 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Работа как основа повседневной деятельности. Трудовая деятельность, особенности изменений трудового времени. Власть и общество с точки зрения философии повседневности. Феномен идеологии. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Язык и коммуникация в повседневном мире.
8.1. Язык и общение в повседневном мире. Особенности исследования повседневного языка. Социальная коммуникация – социальные встречи в мире. Болезнь, смерть, страх в различных обществах и эпохах. Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Социальная коммуникация – социальные встречи в мире. Категории «болезнь», «смерть», «страх» в различных обществах и эпохах. Практические 8 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Язык и общение в повседневном мире. Особенности исследования повседневного языка. Социальная коммуникация – социальные встречи в мире. Болезнь, смерть, страх в различных обществах и эпохах. Сам. работа 8 8 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бакеева Е. В. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ОНТОЛОГИЮ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шаповалов В.Ф. ФИЛОСОФИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин, А.А. Современная философия истории: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э15 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.