МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия феминизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Философия феминизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Философия феминизма» являются:
- дать студентам знания о философии феминизма, которая представляет собой своеобразное истолкование социальных, культурных и антропологических процессов;
- рассмотреть философию феминизма в её историческом развитии и многообразии;
- научить студентов различать теоретические версии феминизма;
- исследовать возможности феминистской интерпретации общественных явлений;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные гендерные проблемы;
- взаимосвязь социально-философских, онтологических, этических, эстетических и гендерных проблем.
- социальные и теоретические предпосылки формирования гендерных исследований;
- специфику философии гендера;
- основные историко-философские этапы развития философии феминизма;
- особенности становления идеи феминизма на Западе и в России, в странах Востока;
- основы воспитательной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять целостное представление о социальной действительности на основе гендерных теорий и результатов мировых практических исследований гендерной проблематики;
- выявлять гендерную сущность некоторых социально-философских, онтологических, этических, эстетических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- анализировать методологический потенциал идей феминизма;
- различать онтологические, гносеологические, социально-философские, антропологические аспекты феминизма;
- выстраивать аргументированную позицию при решении философских проблем феминизма;
- планировать основные направлений воспитательной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками компиляции социально-философской и гендерной информации в профессиональной дискуссии;
- навыками абстрагирования, моделирования и формализации социально-философской и гендерной информации в профессиональной дискуссии;
- различными философскими подходами к решению гендерных проблем;
- навыками анализа и интерпретации текстов по гендерной философии;
- основными приемами и формами воспитательной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие феминизма
1.1. Определение феминизма. Этапы развития феминизма: особенности первой, второй, третьей «волн» феминизма. Феминизм на Западе и в России. Философия феминизма. Многообразие феминизмов и их фундированность философскими предпосылками. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие феминизма. Определение и этапы развития феминизма. Феминизм как философия. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Определение феминизма. Этапы развития феминизма: особенности первой, второй, третьей «волн» феминизма. Феминизм на Западе и в России. Философия феминизма. Многообразие феминизмов и их фундированность философскими предпосылками. Сам. работа 6 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Либеральный феминизм.
2.1. Просветительские идеалы как основа либерального феминизма. Понятия «личность», «разум», «свобода» применительно к женщине. Идея примата социального над биологическим. Провозглашение социального тождества женщин и мужчин. Борьба за юридическое равенство социальных прав. Либеральный феминизм в XYIIIв.-Х1Хв. М. Уоллстоункрафт, Дж. Ст. Милль, Э.Тайлор, Н.Г.Чернышевский. Либеральный феминизм в ХХ в. С.де Бовуар и её труд «Второй пол». Б.Фридан и её книга «Загадка женственности». Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Либеральный феминизм. Философия Просвещения и либеральный феминизм. Либеральный феминизм в XVIII - ХIХвв. М. Уоллстоункрафт, Дж. Ст. Милль, Э. Тайлор, Н.Г. Чернышевский. Либеральный феминизм в ХХ веке. Б. Фридан. Экзистенциальный феминизм С. де Бовуар. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Просветительские идеалы как основа либерального феминизма. Понятия «личность», «разум», «свобода» применительно к женщине. Идея примата социального над биологическим. Провозглашение социального тождества женщин и мужчин. Борьба за юридическое равенство социальных прав. Либеральный феминизм в XYIIIв.-Х1Хв. М. Уоллстоункрафт, Дж. Ст. Милль, Э.Тайлор, Н.Г.Чернышевский. Либеральный феминизм в ХХ в. С.де Бовуар и её труд «Второй пол». Б.Фридан и её книга «Загадка женственности». Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Марксистский феминизм.
3.1. Марксистский феминизм. Учение Ф. Энгельса о происхождении семьи, частной собственности и государства. Марксистский феминизм в России: Н.К. Крупская, А.М. Коллонтай. Экономические интересы женщин и мужчин. Дискуссии о домашнем труде, о женском трудовом резерве, о социальном воспроизводстве. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Марксизм о базисе и надстройке общества. Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и её влияние на формирование марксистского феминизма. А.Бебель «Женщина и социализм». Марксистский феминизм в России. Поиск экономических оснований неравенства полов. Марксистский феминизм в ХХ в. Анализ и критика основных понятий классической экономической теории: «автономный экономический субъект», «работа», «производительный труд», «производительность труда», «свободный экономический выбор женщины» и др. Социальная философия. Феминизм, капитализм, отчуждение. М. Барретт «Угнетение женщин сегодня», Л.Вогел «Марксизм и угнетение женщин». Дискуссии о домашнем труде, о женском трудовом резерве, о социальном воспроизводстве. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Радикальный феминизм.
4.1. Радикальный феминизм как теория женщин о женщинах и для женщин. «Выговаривание горечи», «пробуждение сознания». Критика идеи тождества женщин и мужчин, учение о равенстве в различии. Социальная философия радикального феминизма. К. Миллетт: «Сексуальная политика». Теория патриархата. Пол как социальный статус. Единство пола, расы, класса. Патриархат и насилие. Поиск причин патриархата. Философский анализ патриархатной культуры. Поиск её мировоззренческих оснований с позиций женщины. Определение её как андроцентричной и мизогинистской. «Женское и мужское» как дихотомия «природа и культура». Критика патриархатной философии, религии, науки, литературы, кино, рекламы, языка. Антропология радикального феминизма. Патриархат общественный и патриархат личный. Критика патриархатной семьи, сексуальности, любви, деторождения, материнства. Стратегии сопротивления патриархату. Ультрарадикальный феминизм об уничтожении брака, искусственном воспроизводстве жизни, создании обособленной женской культуры. С. Файерстоун и её к Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Радикальный феминизм. Теория патриарахата. Феминистский анализ патриархатной культуры. Радикальный феминизм о сексуальности, любви, браке. Радикальный феминизм о деторождении. Радикальный феминизм об онтологии феминности. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Радикальный феминизм как теория женщин о женщинах и для женщин. «Выговаривание горечи», «пробуждение сознания». Критика идеи тождества женщин и мужчин, учение о равенстве в различии. Социальная философия радикального феминизма. К. Миллетт: «Сексуальная политика». Теория патриархата. Пол как социальный статус. Единство пола, расы, класса. Патриархат и насилие. Поиск причин патриархата. Философский анализ патриархатной культуры. Поиск её мировоззренческих оснований с позиций женщины. Определение её как андроцентричной и мизогинистской. «Женское и мужское» как дихотомия «природа и культура». Критика патриархатной философии, религии, науки, литературы, кино, рекламы, языка. Антропология радикального феминизма. Патриархат общественный и патриархат личный. Критика патриархатной семьи, сексуальности, любви, деторождения, материнства. Стратегии сопротивления патриархату. Ультрарадикальный феминизм об уничтожении брака, искусственном воспроизводстве жизни, создании обособленной женской культуры. С. Файерстоун и её к Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Психоаналитический феминизм.
5.1. Психоаналитический феминизм. Феминизм и фрейдизм. Д. Диннерстейн «Русалка и минотавр». Н. Чодороу «Воспроизводство материнства». Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.2. Неоднозначность отношения феминизма к классическому психоанализу. Критика З.Фрейда и его тезиса «Анатомия – это судьба». Интерес к учению о бессознательном и его роли в формировании женской и мужской субъективности. Овладение бессознательным как практика преодоления женского угнетения. Доэдипальное детство как предмет психоаналитического феминизма. Д. Диннерстейн «Русалка и минотавр». Н. Чодороу «Воспроизводство материнства». Женщина как первый воспитатель ребёнка; симбиоз матери и дитя. Амбивалентный образ матери в детском сознании и его различное переживание девочкой и мальчиком. Особенности женской и мужской психологии. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Постмодернистский феминизм.
6.1. Постмодернистский феминизм. Постмодернизм и феминизм. Проблематизация основных понятий феминистской теории. Проблемы и противоречия в современной феминистской теории. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
6.2. Ситуация постмодерна в культуре и философии. Теории мультикультурализма, децентрированной субъектности, микрофизики власти. Плюрализация феминизмов. Возникновение чёрного, гей-лесбийского феминизмов, квир-теории. Проблематизация основных понятий феминизма: «женщина», «патриархат», «подавление», «сексуальность», «идентичность». Проблемы и противоречия в современной феминистской теории. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Феминизм как методология.
7.1. Феминизм как методология. Методология либерального феминизма. Методология радикального феминизма. Методология постмодернистского феминизма. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.2. Феминистская теория как методология социально-политических и гуманитарных наук. Определение женских исследований, их возникновение и развитие. Методологический плюрализм женских исследований. Методология либерального феминизма: «Добавить женщину». Методология радикального феминизма: «Женское как специфическое». Методология постмодернистского феминизма: «Женщина как социокультурный и исторический феномен». Достижения женских исследований и их влияние на трансформацию проблемного поля науки. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Феминизм и гендерные исследования.
8.1. Феминизм и гендерные исследования. Понятие гендерных исследований. Гендерные исследования и феминизм. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
8.2. Социальные и теоретические предпосылки формирования гендерных исследований. Смещение анализа от женщины к полу. Рефлексия теоретических предпосылок классического феминизма. Критика эссенциализма, биологического фундаментализма, аисторизма в его представлениях о поле. Разведение понятий «пол» и «гендер». Феминизм и гендерные исследования: взаимное оппонирование. Сам. работа 6 10 ОПК-3, ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Липский Б.И., Марков Б.В. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гобозов И.А. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Гендер в образовании. Электронные публикации и ресурсы edu-action.narod.ru
Э9 Харьковский центр гендерных исследований www.gender.univer.kharkov.ua
Э10 Российские феминистские ресурсы www.geocities.com
Э11 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э12 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э13 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э14 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э16 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э17 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.