МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Автоматизированное проектирование и конструирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Пашнев В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н, доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Автоматизированное проектирование и конструирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 03.06.2019 г. № 68/18-19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 03.06.2019 г. № 68/18-19
Заведующий кафедрой д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является изучения основ автоматического управления техническими системами. В курсе рассматриваются проблемы устойчивости, качества переходных процессов, статическая и динамическая точность систем управления. Решаются задачи программного управления, стабилизации, возбуждения колебаний, синхронизации объектов управления систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-1 Способен организовывать и осуществлять обучение по информатике и робототехнике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования в сфере информатики и робототехники
ПК-4 Способен организовывать деятельность обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы по информатике и робототехнике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.параметры и характеристики различных схем управления системами; методы и средства моделирования процессов управления; производить расчет и выбор исполнительных элементов, вести анализ устойчивости, точности и качества процессов управления, проводить расчеты, синтезировать алгоритмы управления, вести разработку алгоритмов и программных средств реализациии систем управления; разрабатывать проектную и конструкторскую документацию.
3.2.Уметь:
3.2.1.состовлять структурные схемф систем управления; проводить моделирование и анализ переходных процессов систем управления; обосновывать и разрабатывать технические требования к системам управления; проводить испытания опытных образцов роботехнических систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в программном математическом моделировании; навыки работы с электронными измирительными приборами; приемы конструирования; проводить испытания аппаратуры; владеть навыками расчета и экспериментального определения параметров систем управления; ситтезом схем управления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение. Организация системы управления. Лекции 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Принципы составления уравнений автоматических систем. Линеризация уравнений динамики. Преобразование Лапласа и Фурье для решения линейных дифференциальных уравнений. Передаточная функция. Переходная функция. Интеграл Дюамеля. Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Математическое представление объекта управления, передаточная функция. Устойчивость системы, показатели качества системы, частотные характеристики. Робастность системы управления, физическая реализуймость системы САУ.Виды регуляторов. Лекции 2 6 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Типовые звенья САУ. Типовые воздействия. Определение устойчивости по Ляпунову. Критерий Гурвица (алгебраический), критерии устойчивости Михайлова и Найквиста(частотный). Анализ качества САУ по переходным и частотным характеристикам.Логарифмические частотные характеристики. Задачи синтеза системы оптимального управления. Сам. работа 2 6 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Цифровые системы управления. Специфика, способы описания. Методы модуляции. Связь дискретных и непрерывных систем Лекции 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Методы модуляции: ШИМ и АИМ. Представление о спектральном анализе и методе авторегрессий.Теорема Котельникова. Z - преобразование. Связь z - преобразования с преобразованием Лапласа и Фурье. Разностные уравнения. Устойчивость дискретных систем. Сам. работа 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Электрический двигатель в цифровой системе управления. Генерация задающего воздействия. Математическая модель манипулятора. Управление движением манипулятора.Сисстемы циклового, дискретного позиционного, непрерывного управления. Лекции 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Синтез системы управления электродвигателем постоянного тока по позиции. Насышение упрвления, принцип дуального управления. Генерация задающего воздействия. Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Математические модели системы с колесами. Представление о системах с неголономными ограничениями. Управление движением колесных роботов. Линейные и нелинейные методы. Лекции 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Обработка данных с различных датчиков. Машинное зрение. Планирование траектории. Интелектуальная система управления. Архитектура системы управления и программное обеспечение. Лекции 2 4 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Задачи определения собственного местоположения и построение карты для мобильных роботов. Линейные и нелинейные методы. Организация интелектуальной системы управления. Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Индивидуальное задание по разработке и расчету системы управления робототехнической системой. Практические 2 28 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Обработка результатов. Подготовка отсчетов по лабораторной работе. Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Расчетное задание. Анализ САУ по заданной структурной схеме. Нахождение эквивалентной передаточной функции, переходной функции, исследование устойчивости, построение частотных характеристик. Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. расчетное задание. Постороение системы управления нелинейной САУ. Фазовый портрет. Алгоритм упрвления системой. Переходнй процесс нелинейной САУю Сам. работа 2 8 УК-2, ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Общие вопросы:
1. Краткая характеристика основных типов приводов устройств (электрические, гидравлические,
пневматические).
2. Организация и классификация систем управления. Человек в системе управления. Основные принципы построения систем управления. Адаптивные и интеллектуальные системы управления (представления).
3. * Интеллектуальные системы управления: основные принципы организации системы
управления, обработка визуальной информации (сегментация, способы распознавания объектов).
4. * Интеллектуальные системы управления: основные принципы организации системы
управления, задачи построения траектории, построения карты местности и привязки к ней
(SLAM).
Элементы ТАУ:
5. Динамическая система (ДС). Линейные стационарные непрерывные конечномерные ДС,
способы описания: система ДУ, передаточная функция, весовая функция, структурные схемы.
6. Основные принципы управления: программное управление, компенсация, управление по
ошибке. Грубость и физическая реализуемость.
7. Устойчивость ДС. Амплитудно-частотная и фазово-частотная характеристики. Понятие о
качестве системы управления.
8. Методы построение регуляторов. Подбор коэффициентов ПИД регулятора, метод обратной
динамики.
9. Идентификации я систем. Основные понятия о аналитический методе, частотных методы,
метода пространства состояний.
Математические модели в робототехнике:
10.Математическая модель электрического привода: непрерывная модель, статические
характеристики, электродвигатель в цифровой системе управления.
11. * Кинематическая модель манипулятора. Преобразование скоростей и усилий между
абсолютной системой координат и системой координат звеньев. Прямая и обратная задача
кинематики.
12. * Формализм Лагранжа. Динамическая модель манипулятора. Модель приводов.
13. * Постановки задач управления для манипулятора: дискретное цикловое управление,
дискретное позиционное, непрерывное, системы с управление по силе. Раздельное управление
приводами.
14. * Совместное управление приводами манипулятора. Компенсация взаимного влияния
различных степеней свободы.
15. * Управление с обратной связью в абсолютной системе координат. Представление о системах
управления по силе.
16. * Колесные мобильные роботы. Колесо, неголономные ограничения создаваемые колесом, типы
систем передвижения.
17. * Колесные мобильные роботы. Кинематическая, расширенная кинематическая и динамическая
модель робота. Пример.
18. * Постановки задач управления движением мобильных роботов: движение по заданной кривой,
по заданной траектории, перемещения в заданное положения. Движение по кривой: система
координат Френета, движение по кривой без контроля ориентации, движение с контролем
ориентации (представление).
19. * Постановки задач управления движением мобильных роботов: движение по заданной кривой,
по заданной траектории, перемещения в заданное положения. Движение по траектории:
движение по заданной траектории без контроля ориентации, переход к цепочечной форме,
движение с контролем ориентации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
рефераты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС приведен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Охорзин В.А., Сафонов К.В. Теория управления: Учебники Издательство "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Коновалов Б.И., Лебедев Ю.М. Теория автоматического управления: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ощепков А. Ю. Системы автоматического управления: теория, применение, моделирование в MATLAB: Учебные пособия Издательство "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Дьяконов В.П. MATLAB R2007/2008/2009 для радиоинженеров: Учебные пособия Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Matlab
Условия использования: https://matlab.ru/services/license
Open Office
Условия использования: http://www.openoffice.org/license.html
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
Visual Studio
Условия использования: https://code.visualstudio.com/license
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Paint.net
Условия использования: http://www.getpaint.net/license.html
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
DjVu reader
Условия использования: http://www.djvu.name/djvu-editor.html
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209К лаборатория схемотехники и микропроцессорных систем - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 2 единицы; внутрисхемный программатор-отладчик PICkit 3 - 5шт.; компьютер Парус 945 - 13шт.; монитор 15"LG Flatron; монитор 17"Samsung 793 MB; набор PICkit 3; паяльная станция -5шт.; плата оценочная DEO-Nano - 8шт.;системный блок Celeron 2400$/ методические указания по выполнению лабораторных работ: Разработка микропроцессорных систем на базе микроконтроллера PIC16F84; Микроконтроллеры семейства MCS; Методы кодирования и сжатия информации
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МУ по освоению дисциплины приведены в Приложении