МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основания боевых искусств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Философские основания боевых искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование представлений о боевых искусствах как о философском праксисе и экспликация их философских оснований.
Задачи курса:
•введение в проблемную область философии боевых искусств;
•экспликация онтологических, гносеологических, этических оснований боевых искусств.
•углубление знаний истории зарубежной философии, онтологии, антропологии;
•совершенствование навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- традиционные и современные проблемы онтологии и теории познания;
- основные онтологические концепциии Др. Востока;
- о нравственных идеалах и образах воина в различных культурах;
- основные концепции сознания и о реорганизации сознания в практике боевых искусств;
- специфику и основную проблематику философии Древнего Востока;
- этические и эстетические принципы различных философских учений древнего Востока в боевых искусствах.
- метафизические истоки боевых искусств;
- основные онтологические категории боевых искусств;
- социально-философский смысл боевых искусств;
- философские концепции древнего Востока, лежащие в основе боевых искусств;
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять специфику боевых искусств в различных культурах и её философско-культурные детерминанты;
- пользоваться знаниями методологии философского познания;
- оперировать основными категориями онтологии;
- сопоставлять различные социальные концепции, проводить параллели;
- применять ранее полученные в процессе обучения знания социальной философии, истории зарубежной философии, истории, истории мировой культуры;
- понимать логику авторов оригинальных источников;
- представить философию боевых искусств в исторической перспективе и в горизонте различных философских течений и школ;
- применять знания методологии философского исследования;
- интерпретировать оригинальные источники.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- категориальным и понятийным аппаратом онтологии;
- навыками различения философских позиций и понимания философских концепций древнего Востока;
- социокультурными, научными и междисциплинарными методами теоретического анализа;
- аргументации и убеждения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Боевые искусства как философский праксис.
1.1. Боевые искусства как философский праксис. История формирования и развития боевых искусств. Метафизические истоки боевых искусств. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Боевые искусства как философский праксис. История формирования и развития боевых искусств. Метафизические истоки боевых искусств. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Боевые искусства как философский праксис. История формирования и развития боевых искусств. Метафизические истоки боевых искусств. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Философско-религиозные системы как факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств. Преемственность традиции боевых искусств. Основные философские доктрины, лежащие в основе боевых искусств. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Философско-религиозные системы как факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств. Преемственность традиции боевых искусств. Основные философские доктрины, лежащие в основе боевых искусств. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Философско-религиозные системы как факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств. Преемственность традиции боевых искусств. Основные философские доктрины, лежащие в основе боевых искусств. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Конфуцианские принципы боевых искусств.
2.1. Боевые искусства как метод духовно-нравственного воспитания. Нормы «удэ» как боевая добродетель. «Мин» как социально-философский смысл боевых искусств. Лекции 5 0 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Боевые искусства как метод духовно-нравственного воспитания. Нормы «удэ» как боевая добродетель. «Мин» как социально-философский смысл боевых искусств. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Боевые искусства как метод духовно-нравственного воспитания. Нормы «удэ» как боевая добродетель. «Мин» как социально-философский смысл боевых искусств. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Ритуал («ли») в боевых искусствах. Специфика «истинной передачи знаний» в наставничестве. «Цзюаньцзы» как идеал воина. Лекции 5 0 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Ритуал («ли») в боевых искусствах. Специфика «истинной передачи знаний» в наставничестве. «Цзюаньцзы» как идеал воина. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Ритуал («ли») в боевых искусствах. Специфика «истинной передачи знаний» в наставничестве. «Цзюаньцзы» как идеал воина. Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Даосские основания боевых искусств.
3.1. Влияние понятия «дао» на развитие боевых искусств. Путь от «дзюцу» к «до»: от искусства – к философствованию. Лекции 5 0 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Влияние понятия «дао» на развитие боевых искусств. Путь от «дзюцу» к «до»: от искусства – к философствованию. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Влияние понятия «дао» на развитие боевых искусств. Путь от «дзюцу» к «до»: от искусства – к философствованию. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Принцип «трех внутренних соответствий»: «и», «ци», «ли». Концепция недеяния «увэй» как принцип истинного боя. Смысл возвращения к «великой пустоте» в практике боевых искусств. Управление сознанием в условиях боя: теории «нэйгун» и «нэйдань». Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Принцип «трех внутренних соответствий»: «и», «ци», «ли». Концепция недеяния «увэй» как принцип истинного боя. Смысл возвращения к «великой пустоте» в практике боевых искусств. Управление сознанием в условиях боя: теории «нэйгун» и «нэйдань». Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Принцип «трех внутренних соответствий»: «и», «ци», «ли». Концепция недеяния «увэй» как принцип истинного боя. Смысл возвращения к «великой пустоте» в практике боевых искусств. Управление сознанием в условиях боя: теории «нэйгун» и «нэйдань». Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Специфика телесности в боевых искусствах. «Усилие слышания» и «усилие понимания». «Гунфу» как момент самораскрытия, обретения полноты жизненности в процессе достижения высшего мастерства. Дао воина: метафизика и феноменология. Лекции 5 0 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Специфика телесности в боевых искусствах. «Усилие слышания» и «усилие понимания». «Гунфу» как момент самораскрытия, обретения полноты жизненности в процессе достижения высшего мастерства. Дао воина: метафизика и феноменология. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Специфика телесности в боевых искусствах. «Усилие слышания» и «усилие понимания». «Гунфу» как момент самораскрытия, обретения полноты жизненности в процессе достижения высшего мастерства. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Дзен-буддизм и его роль в становлении боевых искусств.
4.1. Гносеологические и онтологические принципы дзен в боевых искусствах. Практики дзен в трансформации сознания в поединке. Философский смысл медитативных практик в боевой подготовке. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Гносеологические и онтологические принципы дзен в боевых искусствах. Практики дзен в трансформации сознания в поединке. Философский смысл медитативных практик в боевой подготовке. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Гносеологические и онтологические принципы дзен в боевых искусствах. Практики дзен в трансформации сознания в поединке. Философский смысл медитативных практик в боевой подготовке. Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Принцип ахимсы в бою. Учение Бодхидхармы. Служение Дхарме и принцип «вэй» как принцип «справедливого воздаяния за зло». Принцип «сатори одного действия». Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Принцип ахимсы в бою. Учение Бодхидхармы. Служение Дхарме и принцип «вэй» как принцип «справедливого воздаяния за зло». Принцип «сатори одного действия». Практические 5 4 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Принцип ахимсы в бою. Учение Бодхидхармы. Служение Дхарме и принцип «вэй» как принцип «справедливого воздаяния за зло». Принцип «сатори одного действия». Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л1.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Колесникова А.С. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. А. С. Колесникова История философии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2016 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/698137A0-D064-4938-8078-F56BFACB1995.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России http:// www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова http:/www.lib.ru
Э8 8. Поисковая система «Google» www.google.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.biblioclub.ru
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Сайт «Философия без границ» - http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии» - http://vphil.ru/
Библиотека по философии - http://lib.ru/FILOSOF/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.