МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 92
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 30 30 26 26 56 56
Сам. работа 24 24 37 37 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:обеспечить понимание генезиса морали и содержания теоретических проблем этики как философской дисциплины.
Задачи курса:
-познакомить студентов с основными морально-этическими учениями;
-сформировать представление о закономерностях развития морали в историческом и социокультурном контексте;
-познакомить студентов с различными подходами в интерпретации содержания этических категорий;
-показать функции, место и роль морали в контексте форм общественного сознания и духовной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-6 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о закономерностях развития морали в историческом и социокультурном контексте;о различных подходах в интерпретации содержания этических категорий.
- важнейшие морально- философские учения и место представлений о человеке в системе понятийного аппарата этих учений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- основные морально-этические учения;определять место и роль морали в контексте форм общественного сознания и - духовной культуры; понимать значение морали в системе мировоззрения современного человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- тработы с первоисточниками;
- нравственной рефлексии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История этики в важнейших текстах
1.1. Предмет этики, ее место в системе философского знания. Методология и структура этического знания. Этимология понятий. Этика. Нравственность. Мораль. Мораль как форма духовной культуры и общественного сознания. Принципы и противоречия морали. Механистический, натуралистический, имманентный и трансцендентный подход в анализе морали. Этика как философская теория нравственности. Место этики в системе философских и гуманитарных наук. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Предмет этики, ее место в системе философского знания. Методология и структура этического знания. Этимология понятий. Этика. Нравственность. Мораль. Мораль как форма духовной культуры и общественного сознания. Принципы и противоречия морали. Механистический, натуралистический, имманентный и трансцендентный подход в анализе морали. Этика как философская теория нравственности. Место этики в системе философских и гуманитарных наук. Сам. работа 5 0,5 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.3. Традиция, обычай и мораль в условиях родового строя. Понятия «традиция», «обычай», «обряд». Моральное поведение в родоплеменном обществе. Мораль как механизм выживания. «Ветхий Завет» как пример родоплеменной морали. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Традиция, обычай и мораль в условиях родового строя. Понятия «традиция», «обычай», «обряд». Моральное поведение в родоплеменном обществе. Мораль как механизм выживания. «Ветхий Завет» как пример родоплеменной морали. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.5. Традиция, обычай и мораль в условиях родового строя. Понятия «традиция», «обычай», «обряд». Моральное поведение в родоплеменном обществе. Мораль как механизм выживания. «Ветхий Завет» как пример родоплеменной морали. Сам. работа 5 0,5 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.6. Этические учения Древней Индии и Древнего Китая.Ведический период. Содержание добра и зла в Упанишадах. Послеведический период. Этика школ настика и астика . Этика буддизма. Джайнизм. Локаята. Даосизм. Дао. Принцип недеяния. Равенство и умеренность как основные добродетели. Конфуций. Учение о нравственных принципах. Роль традиции и церемоний. Моизм.Идея справедливости у Мо-цзы. Критерии добра и идеальное общественное устройство. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.7. Этические учения Древней Индии и Древнего Китая.Ведический период. Содержание добра и зла в Упанишадах. Послеведический период. Этика школ настика и астика . Этика буддизма. Джайнизм. Локаята. Даосизм. Дао. Принцип недеяния. Равенство и умеренность как основные добродетели. Конфуций. Учение о нравственных принципах. Роль традиции и церемоний. Моизм.Идея справедливости у Мо-цзы. Критерии добра и идеальное общественное устройство. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.8. Этические учения Древней Индии и Древнего Китая.Ведический период. Содержание добра и зла в Упанишадах. Послеведический период. Этика школ настика и астика . Этика буддизма. Джайнизм. Локаята. Даосизм. Дао. Принцип недеяния. Равенство и умеренность как основные добродетели. Конфуций. Учение о нравственных принципах. Роль традиции и церемоний. Моизм.Идея справедливости у Мо-цзы. Критерии добра и идеальное общественное устройство. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.9. Этические учения Древней Греции. Индивидуалистическая этика Демокрита. Проблема соотношения необходимости и свободы. Представление о моральном субьекте. О полезном и вредном. Эвдемонизм Демокрита. Этический рационализм Сократа.Бог как мера вещей в этике Платона. Благо и пути его достижения в этике Аристотеля. Специфика добродетелей. Разум как критерий морали.Разработка Аристотелем этических категорий. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.10. Этические учения Древней Греции. Индивидуалистическая этика Демокрита. Проблема соотношения необходимости и свободы. Представление о моральном субьекте. О полезном и вредном. Эвдемонизм Демокрита. Этический рационализм Сократа.Бог как мера вещей в этике Платона. Благо и пути его достижения в этике Аристотеля. Специфика добродетелей. Разум как критерий морали.Разработка Аристотелем этических категорий. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.11. Этические учения Древней Греции. Индивидуалистическая этика Демокрита. Проблема соотношения необходимости и свободы. Представление о моральном субьекте. О полезном и вредном. Эвдемонизм Демокрита. Этический рационализм Сократа.Бог как мера вещей в этике Платона. Благо и пути его достижения в этике Аристотеля. Специфика добродетелей. Разум как критерий морали.Разработка Аристотелем этических категорий. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.12. Эпикуреизм. Древняя и Средняя Стоя.Этические учения Древнего Рима. Критерии блага по Эпикуру. Этический релятивизм и эвдемонизм Эпикура. Основные добродетели стоицизма. Зенон. Панеций.Посидоний. Лукреций Кар как популяризатор Эпикура. Этические учения Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Проблема релятивности морали у Секста Эмпирика. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.13. Эпикуреизм. Древняя и Средняя Стоя.Этические учения Древнего Рима. Критерии блага по Эпикуру. Этический релятивизм и эвдемонизм Эпикура. Основные добродетели стоицизма. Зенон. Панеций.Посидоний. Лукреций Кар как популяризатор Эпикура. Этические учения Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Проблема релятивности морали у Секста Эмпирика. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.14. Этика средневековья. Христианская мораль как идейная основа средневековой этики – несчастное сознание» или этика морального поступка? Антигедонистическая мораль средневекового Запада. Принципы аскетизма. Противостояние христианской морали и повседневности. Средневековый рыцарский этос как модель «другой» реальности. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.15. Этика средневековья. Христианская мораль как идейная основа средневековой этики – несчастное сознание» или этика морального поступка? Антигедонистическая мораль средневекового Запада. Принципы аскетизма. Противостояние христианской морали и повседневности. Средневековый рыцарский этос как модель «другой» реальности. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.16. Этика средневековья. Христианская мораль как идейная основа средневековой этики – несчастное сознание» или этика морального поступка? Антигедонистическая мораль средневекового Запада. Принципы аскетизма. Противостояние христианской морали и повседневности. Средневековый рыцарский этос как модель «другой» реальности. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.17. Учения о нравственности в начале Нового времени. Предпосылки новоевропейской этики в моральной философии эпохи Возрождения. Дж.Бруно. Л.Альберти. М.Монтень Роль здравого смысла в этике , новое представление о субьекте. Отношение к религии. Проблема всеобщего и индивидуального в этике Монтеня. Р. Декарт. Изменения в понимании морали. Механистическая модель морального субьекта. Моральный разум. Т. Гоббс. Теория общественного договора в этическом контексте. Соотношение понятий разум, справедливость, польза, закон. Абсолютизация механистического подхода в морали. Б. Спиноза. Отношение между познанием и моральным поведением. Проблема свободы в этике Спинозы. Д. Локк об отличии моральных правил от естественных импульсов. Локк об отношении добра и зла. Этический сенсуализм. Д. Юм. Связь между моралью и инстинктивной природой человека. Критика религиозной этики. Понятие симпатии. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.18. Учения о нравственности в начале Нового времени. Предпосылки новоевропейской этики в моральной философии эпохи Возрождения. Дж.Бруно. Л.Альберти. М.Монтень Роль здравого смысла в этике , новое представление о субьекте. Отношение к религии. Проблема всеобщего и индивидуального в этике Монтеня. Р. Декарт. Изменения в понимании морали. Механистическая модель морального субьекта. Моральный разум. Т. Гоббс. Теория общественного договора в этическом контексте. Соотношение понятий разум, справедливость, польза, закон. Абсолютизация механистического подхода в морали. Б. Спиноза. Отношение между познанием и моральным поведением. Проблема свободы в этике Спинозы. Д. Локк об отличии моральных правил от естественных импульсов. Локк об отношении добра и зла. Этический сенсуализм. Д. Юм. Связь между моралью и инстинктивной природой человека. Критика религиозной этики. Понятие симпатии. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.19. Учения о нравственности в начале Нового времени. Предпосылки новоевропейской этики в моральной философии эпохи Возрождения. Дж.Бруно. Л.Альберти. М.Монтень Роль здравого смысла в этике , новое представление о субьекте. Отношение к религии. Проблема всеобщего и индивидуального в этике Монтеня. Р. Декарт. Изменения в понимании морали. Механистическая модель морального субьекта. Моральный разум. Т. Гоббс. Теория общественного договора в этическом контексте. Соотношение понятий разум, справедливость, польза, закон. Абсолютизация механистического подхода в морали. Б. Спиноза. Отношение между познанием и моральным поведением. Проблема свободы в этике Спинозы. Д. Локк об отличии моральных правил от естественных импульсов. Локк об отношении добра и зла. Этический сенсуализм. Д. Юм. Связь между моралью и инстинктивной природой человека. Критика религиозной этики. Понятие симпатии. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.20. Этические концепции немецкой классической философии. Понятие долга в этике И.Канта. Автономная и гетерономная воля. Легальные и моральные поступки. Максимы и императивы. Антитеза должного и сущего в этике Канта. Априоризм моральных категорий. Учение о свободе Г.Гегеля.Разграничение понятий мораль и нравственность. Моральное совершенство. Стадии развития нравственности. Теория общественного человека.Диалектика всеобщего и особенного. Л.Фейербах: критика религиозной теории морали.Представление о человеке.Этика эвдемонизма.Понятие любви. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.21. Этические концепции немецкой классической философии. Понятие долга в этике И.Канта. Автономная и гетерономная воля. Легальные и моральные поступки. Максимы и императивы. Антитеза должного и сущего в этике Канта. Априоризм моральных категорий. Учение о свободе Г.Гегеля.Разграничение понятий мораль и нравственность. Моральное совершенство. Стадии развития нравственности. Теория общественного человека.Диалектика всеобщего и особенного. Л.Фейербах: критика религиозной теории морали.Представление о человеке.Этика эвдемонизма.Понятие любви. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.22. Этические концепции немецкой классической философии. Понятие долга в этике И.Канта. Автономная и гетерономная воля. Легальные и моральные поступки. Максимы и императивы. Антитеза должного и сущего в этике Канта. Априоризм моральных категорий. Учение о свободе Г.Гегеля.Разграничение понятий мораль и нравственность. Моральное совершенство. Стадии развития нравственности. Теория общественного человека.Диалектика всеобщего и особенного. Л.Фейербах: критика религиозной теории морали.Представление о человеке.Этика эвдемонизма.Понятие любви. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.23. Этические проблемы в русской философии.Этика и философия всеединства В.Соловьева; проблема свободы и обоснование этических проблем в творчестве Н.Бердяева. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.24. Этические проблемы в русской философии.Этика и философия всеединства В.Соловьева; проблема свободы и обоснование этических проблем в творчестве Н.Бердяева. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.25. Феноменологические теории нравственности. Этика Э.Гуссерля, М.Мандельбаума, А.Макинтайера.Феноменологическая этика ценностей.Влияние Гуссерля на формалистические теории нравственности .Теории М.Шелера и Н.Гартмана. Проблема феноменологического описания морального сознания. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.26. Феноменологические теории нравственности. Этика Э.Гуссерля, М.Мандельбаума, А.Макинтайера.Феноменологическая этика ценностей.Влияние Гуссерля на формалистические теории нравственности .Теории М.Шелера и Н.Гартмана. Проблема феноменологического описания морального сознания. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.27. Эволюция этики утилитаризма. Утилитаризм И.Бентама. Эволюционная этика Г.Спенсера. Систематизация и методологическое обоснование утилитаризма в этике Д.Ст.Милля. Современный утилитаризм. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.28. Эволюция этики утилитаризма. Утилитаризм И.Бентама. Эволюционная этика Г.Спенсера. Систематизация и методологическое обоснование утилитаризма в этике Д.Ст.Милля. Современный утилитаризм. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.29. Этические концепции философии жизни Нравственная эволюция и нравственный выбор в философии С.Кьеркегора. Оппозиция религиозной и общечеловеческой морали. Человеческая и сверхчеловеческая мораль в этике Ф.Ницше. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.30. Этические концепции философии жизни Нравственная эволюция и нравственный выбор в философии С.Кьеркегора. Оппозиция религиозной и общечеловеческой морали. Человеческая и сверхчеловеческая мораль в этике Ф.Ницше. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.31. Социологические теории морали конца 19 – нач.20 века. Э.Дюркгейм. Л. Леви-Брюль. Этические концепции К.Маннгейма, Т.Парсонса. У.Самнер,В.Парето. Этическая доктрина Л.Н.Толстого. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.32. Социологические теории морали конца 19 – нач.20 века. Э.Дюркгейм. Л. Леви-Брюль. Этические концепции К.Маннгейма, Т.Парсонса. У.Самнер,В.Парето. Этическая доктрина Л.Н.Толстого. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.33. Этика прагматизма. Прагматистские теории морали Дж.Дьюи и Дж.Тафтса. Критика социологических предпосылок прагматизма в этике. Утилитарный прагматизм Дьюи. Иррационализм и эклектика прагматических теорий морали. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.34. Этика прагматизма. Прагматистские теории морали Дж.Дьюи и Дж.Тафтса. Критика социологических предпосылок прагматизма в этике. Утилитарный прагматизм Дьюи. Иррационализм и эклектика прагматических теорий морали. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.35. Психологические теории морали. Теория нравственного чувства Э.Вестермарка и А.Роджерса. Аффективно-волевая теория моральных ценностей У.Эрбана. Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.36. Этический сциентизм Дж.Ледерберга и П.Рамзея.и «Новый натурализм». Генетические основания морального поведения. Природная девиация. Внутренние и внешние ценности по К.Льюису. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.37. Этический сциентизм Дж.Ледерберга и П.Рамзея.и «Новый натурализм». Генетические основания морального поведения. Природная девиация. Внутренние и внешние ценности по К.Льюису. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.38. Этическая доктрина неопозитивизма. Аналитические интерпретации морали. Неопозитивистское понимание морали. Метаэтика . Антитеза «факта» и «ценности».в неопозитивизме.Критика нормативных теорий морали. Этический нигилизм. Логико-позитивистский анализ моральных понятий. Проблема значения морального суждения. Эмотивизм Э. Айера. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.39. Метаэтика Дж.Мура.Новый предмет этики- моральное суждение и его логика. Функции языка морали. Автономия принципов этики от конкретного поведения. Крайний релятивизм Мура. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.40. Метаэтика Дж.Мура.Новый предмет этики- моральное суждение и его логика. Функции языка морали. Автономия принципов этики от конкретного поведения. Крайний релятивизм Мура. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.41. Этическая концепция неотомизма и неопротестантизма. Ситуационная этика Дж.Флетчера. Либеральная теология и неоортодоксы о Боге и человеке. К.Барт, Р. Нибур, Г.Бруннер. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.42. Этика экзистенциализма. Проблема свободы и выбора в морали. Историчность субьекта как его внесоциальность.Проблема личности. Принципиальное упразднение понятия «результат морального действия». Индивидуализм экзистенциальной этики. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.43. Этика экзистенциализма. Проблема свободы и выбора в морали. Историчность субьекта как его внесоциальность.Проблема личности. Принципиальное упразднение понятия «результат морального действия». Индивидуализм экзистенциальной этики. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.44. Зачет Зачет 5 0 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Проблема сущности и обоснования морали в различных философско-этических традициях
2.1. Проблема сущности нравственности.Нравственность в истории культуры. Функции морали.Точки зрения на сущность морали: мораль как свойство развивающейся Вселенной; как форма общественного сознания; как способ освоения мира человеком; как средство регуляции социальной жизни. Основные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье. Проблема источника нравственности. Проблема «натуралистической ошибки». Амбивалентность морального субъекта. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Проблема сущности нравственности.Нравственность в истории культуры. Функции морали.Точки зрения на сущность морали: мораль как свойство развивающейся Вселенной; как форма общественного сознания; как способ освоения мира человеком; как средство регуляции социальной жизни. Основные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье. Проблема источника нравственности. Проблема «натуралистической ошибки». Амбивалентность морального субъекта. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Проблема сущности нравственности.Нравственность в истории культуры. Функции морали.Точки зрения на сущность морали: мораль как свойство развивающейся Вселенной; как форма общественного сознания; как способ освоения мира человеком; как средство регуляции социальной жизни. Основные понятия морали: добро и зло, долг, совесть, справедливость, счастье. Проблема источника нравственности. Проблема «натуралистической ошибки». Амбивалентность морального субъекта. Сам. работа 6 3 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.4. Структура нравственности. Моральное сознание.Мораль как вид социальной деятельности и активности человека. Отношение практического поведения и морального сознания. Объективные и субъективные компоненты нравственности. Понятие моральной деятельности. Действие и поступок. Нравственные отношения, их специфика, виды, структура. Моральное сознание как элемент нравственности. Особенности морального сознания. Соотношение эмоционального, рационального морального сознания. Обыденный и теоретический уровни морального сознания. Психология и идеология в моральном сознании. Общественное настроение и общественное мнение. Аморальность толпы. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.5. Структура нравственности. Моральное сознание.Мораль как вид социальной деятельности и активности человека. Отношение практического поведения и морального сознания. Объективные и субъективные компоненты нравственности. Понятие моральной деятельности. Действие и поступок. Нравственные отношения, их специфика, виды, структура. Моральное сознание как элемент нравственности. Особенности морального сознания. Соотношение эмоционального, рационального морального сознания. Обыденный и теоретический уровни морального сознания. Психология и идеология в моральном сознании. Общественное настроение и общественное мнение. Аморальность толпы. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.6. Структура нравственности. Моральное сознание.Мораль как вид социальной деятельности и активности человека. Отношение практического поведения и морального сознания. Объективные и субъективные компоненты нравственности. Понятие моральной деятельности. Действие и поступок. Нравственные отношения, их специфика, виды, структура. Моральное сознание как элемент нравственности. Особенности морального сознания. Соотношение эмоционального, рационального морального сознания. Обыденный и теоретический уровни морального сознания. Психология и идеология в моральном сознании. Общественное настроение и общественное мнение. Аморальность толпы. Сам. работа 6 3 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.7. Моральные ценности. Нравственный идеал. Особенности моральных ценностей. Субъективное и объективное содержание ценности. Иерархия ценностей. Нравственные идеалы личности и общества. Гуманизм как нравственный идеал. Исторические формы гуманизма.Моральные нормы. Понятие социальной нормы.Виды социальных норм. Специфика моральных норм. Универсализм морального требования. Регулятивный смысл моральных норм. Исторические трансформации нормы. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.8. Моральные ценности. Нравственный идеал. Особенности моральных ценностей. Субъективное и объективное содержание ценности. Иерархия ценностей. Нравственные идеалы личности и общества. Гуманизм как нравственный идеал. Исторические формы гуманизма.Моральные нормы. Понятие социальной нормы.Виды социальных норм. Специфика моральных норм. Универсализм морального требования. Регулятивный смысл моральных норм. Исторические трансформации нормы. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.9. Моральные ценности. Нравственный идеал.Особенности моральных ценностей. Субъективное и объективное содержание ценности. Иерархия ценностей. Нравственные идеалы личности и общества. Гуманизм как нравственный идеал. Исторические формы гуманизма.Моральные нормы. Понятие социальной нормы.Виды социальных норм. Специфика моральных норм. Универсализм морального требования. Регулятивный смысл моральных норм. Исторические трансформации нормы. Сам. работа 6 3 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.10. Диалектика добра и зла в моральной философии. Соотнесенность добра и зла с идеалом. Природа и содержание добра и зла. Добро и польза. Взаимоопределенность и диалектика добра и зла. Добро и зло в религиозном и безрелигиозном сознании. Конструктивная и деструктивная природа зла. Добро и зло в отношении к действительности и возможности. В.Соловьев «Оправдание добра». Н. Лосский «Об идее Абсолютного Добра». Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.11. Диалектика добра и зла в моральной философии. Соотнесенность добра и зла с идеалом. Природа и содержание добра и зла. Добро и польза. Взаимоопределенность и диалектика добра и зла. Добро и зло в религиозном и безрелигиозном сознании. Конструктивная и деструктивная природа зла. Добро и зло в отношении к действительности и возможности. В.Соловьев «Оправдание добра». Н. Лосский «Об идее Абсолютного Добра». Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.12. Справедливость как социально-нравственная добродетель. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая.Справедливость как равенство, как воздаяние и как возмездие. Теория справедливости Дж. Ролса. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.13. Справедливость как социально-нравственная добродетель. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая.Справедливость как равенство, как воздаяние и как возмездие. Теория справедливости Дж. Ролса. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.14. Справедливость как социально-нравственная добродетель. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая.Справедливость как равенство, как воздаяние и как возмездие. Теория справедливости Дж. Ролса. Сам. работа 6 4 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.15. Нравственные чувства. Нравственные чувства. Эмоции и чувства. Социально-психологические особенности нравственных чувств. Понятия совести, стыда, долга, вины, покаяния. Э.Фромм о видах совести. Совесть как форма рефлексии. Стыд как результат девиантного поступка. Предпосылки совести и стыда. Нравственные обязательства. Прощение и искупление вины. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.16. Нравственные чувства. Нравственные чувства. Эмоции и чувства. Социально-психологические особенности нравственных чувств. Понятия совести, стыда, долга, вины, покаяния. Э.Фромм о видах совести. Совесть как форма рефлексии. Стыд как результат девиантного поступка. Предпосылки совести и стыда. Нравственные обязательства. Прощение и искупление вины. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.17. Нравственные чувства. Нравственные чувства. Эмоции и чувства. Социально-психологические особенности нравственных чувств. Понятия совести, стыда, долга, вины, покаяния. Э.Фромм о видах совести. Совесть как форма рефлексии. Стыд как результат девиантного поступка. Предпосылки совести и стыда. Нравственные обязательства. Прощение и искупление вины. Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.18. Нравственное содержание дружбы, любви и ненависти. Эгоизм, альтруизм, самопожертвование, самоотверженность. Виды любви. Любовь как нравственная деятельность. Экзистенциальное содержание нравственных чувств любви и ненависти: Ж.П.Сартр «Бытие и Ничто», Э. Фромм «Искусство любви». Милосердие как реализация заповеди любви. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.19. Нравственное содержание дружбы, любви и ненависти. Эгоизм, альтруизм, самопожертвование, самоотверженность. Виды любви. Любовь как нравственная деятельность. Экзистенциальное содержание нравственных чувств любви и ненависти: Ж.П.Сартр «Бытие и Ничто», Э. Фромм «Искусство любви». Милосердие как реализация заповеди любви. Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.20. Моральные качества личности. Добродетель и порок. Понятие добродетели и порока. Общечеловеческое и частное в содержании понятий. Добродетель и польза в содержании поступков. Категории чести и достоинства личности. Отражение нравственных качеств в мотивах, целях и установках субьекта. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.21. Моральные качества личности. Добродетель и порок. Понятие добродетели и порока. Общечеловеческое и частное в содержании понятий. Добродетель и польза в содержании поступков. Категории чести и достоинства личности. Отражение нравственных качеств в мотивах, целях и установках субьекта. Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.22. Мировоззренческие установки морального сознания. Счастье и смысл жизни. Категориальное пространство понятия «смысл жизни».Взаимосвязь смысла жизни и счастья. Понятие счастья. Имманентный и трансцендентный подход в анализе смысла жизни. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.23. Мировоззренческие установки морального сознания. Счастье и смысл жизни. Категориальное пространство понятия «смысл жизни».Взаимосвязь смысла жизни и счастья. Понятие счастья. Имманентный и трансцендентный подход в анализе смысла жизни. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.24. Мировоззренческие установки морального сознания. Счастье и смысл жизни. Категориальное пространство понятия «смысл жизни».Взаимосвязь смысла жизни и счастья. Понятие счастья. Имманентный и трансцендентный подход в анализе смысла жизни. Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.25. Нравственный поступок. Необходимость и свобода морального выбора. Мотив, результат, условия как основные структурные элементы поступка. Поступок как обьект моральной оценки. Мотив и намерение, побуждение, стимул, потребность. Целенаправленный характер человеческой деятельности: противоречие поставленных целей и реальных результатов. Свобода воли и ответственность. Соотношение свободы, необходимости и ответственности. Проблема морального выбора и ответственности, выбора и долга, роль обстоятельств. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.26. Нравственный поступок. Необходимость и свобода морального выбора. Мотив, результат, условия как основные структурные элементы поступка. Поступок как обьект моральной оценки. Мотив и намерение, побуждение, стимул, потребность. Целенаправленный характер человеческой деятельности: противоречие поставленных целей и реальных результатов. Свобода воли и ответственность. Соотношение свободы, необходимости и ответственности. Проблема морального выбора и ответственности, выбора и долга, роль обстоятельств. Практические 6 4 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.27. Нравственный поступок. Необходимость и свобода морального выбора. Мотив, результат, условия как основные структурные элементы поступка. Поступок как обьект моральной оценки. Мотив и намерение, побуждение, стимул, потребность. Целенаправленный характер человеческой деятельности: противоречие поставленных целей и реальных результатов. Свобода воли и ответственность. Соотношение свободы, необходимости и ответственности. Проблема морального выбора и ответственности, выбора и долга, роль обстоятельств. Сам. работа 6 4 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.28. Проблема прогресса нравственности. Понятие нравственного прогресса. Критерии нравственного прогресса. Этика и принцип историзма. Возможность универсальных моральных императивов. Проблемы этики в сетевом пространстве. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.29. Проблема прогресса нравственности. Понятие нравственного прогресса. Критерии нравственного прогресса. Этика и принцип историзма. Возможность универсальных моральных императивов. Проблемы этики в сетевом пространстве. Сам. работа 6 3 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.30. Прикладная этика. Проблемы прикладной этики. Профессиональная этика. Рациональность и эгоизм.»разумный эгоизм. Благотворительность. Проблемы прикладной этики: эвтаназия, смертная казнь. Этика ученого: границы и результаты познавательной деятельности. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.31. Прикладная этика. Проблемы прикладной этики. Профессиональная этика. Рациональность и эгоизм. разумный эгоизм. Благотворительность. Проблемы прикладной этики: эвтаназия, смертная казнь. Этика ученого: границы и результаты познавательной деятельности. Сам. работа 6 3 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.32. Виртуальная этика. Постконвенциональный характер виртуальной этики. Специфика морального субъекта в сетевом пространстве. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.33. Виртуальная этика. Постконвенциональный характер виртуальной этики. Специфика морального субъекта в сетевом пространстве. Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.34. Биоэтика. Проблема субьекта морального действия в биоэтике. Проблема абортов, клонирования, сохранения жизнедеятельности дефективных новорожденных. Оценка церковью биоэтических проблем. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.35. Биоэтика. Проблема субьекта морального действия в биоэтике. Проблема абортов, клонирования, сохранения жизнедеятельности дефективных новорожденных. Оценка церковью биоэтических проблем. Сам. работа 6 2 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.36. Экзамен Экзамен 6 27 ОК-6, ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гуревич П. С. ЭТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Гусейнов А.А. - Отв. ред. ЭТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кропоткин П. А. ЭТИКА 2-е изд.: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 П. С. Гуревич. Этика : учебник для бакалавров : М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6086AE4A-9552-46A0-BAB1-902193D1504E
Л2.3 Кучуради И. ЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э6 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э7 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.