МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языки программирования высокого уровня

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильИнформатика и вычислительная техника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_ИиВТ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Скурыдин Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.ф-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Языки программирования высокого уровня

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Заведующий кафедрой д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков по использованию современных персональных компьютеров и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно:
• ознакомить студентов с основами теории программирования;
• привить навыки работы с различными языками программирования для создания прикладных программ;
• изложить основные принципы организации современного программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы теории операционных систем,
основы технологии программирования,
принципы организации современного программного обеспечения,
принципы организации алгоритмических языков высокого уровня,
принципы работы современных инструментальных сред разработки программного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы и составлять программы для решения конкретных задач из различных предметных областей,
разрабатывать программы на языках высокого уровня, используя современные инструментальные среды,
использовать знание основ программирования в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в разработке алгоритмов решения задач из различных предметных областей,
в разработке кода программ для решения задач из различных предметных областей,
в составлении программ на языках высокого уровня,
применения технологий сбора, обработки, передачи и хранения информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цели и задачи дисциплины. Современные ЭВМ. Использование ЭВМ в инженерной, научной и других областях. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
1.2. Разработка алгоритмов программ. Программирование вычислительных процессов линейной и разветвляющейся структуры. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 2. Технические и программные средства современных ЭВМ. Основы алгоритмизации и программирования
2.1. Технические средства и их основные характеристики. Операционные системы. Назначение отдельных частей. Системы программирования. Среды программирования. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
2.2. Основные этапы разработки программного обеспечения и их поддержка в среде программирования. Критерии качества и жизненный цикл программы. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
2.3. Алгоритмы и программы. Принципы программирования. Языки программирования и их формальное описание. Структура программы и базовые конструкции языков высокого уровня Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
2.4. Базовые принципы программирования. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л3.2, Л2.5, Л2.8, Л2.3
2.5. Строки. Элементы редактирования текстовой информации. Управление экраном в текстовом режиме. Управление клавиатурой. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 3. Основные элементы языков программирования. Типизация, ввод-вывод, операции выбора
3.1. Понятие типа данных для языка программирования. Простые типы данных. Выражения и операции в языках программирования высокого уровня. Унарные и бинарные операции. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
3.2. Ввод-вывод и операции выбора в языках программирования высокого уровня. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.5, Л2.8, Л2.3
3.3. Основы программирования. Типизация, простые типы данных, ввод-вывод и операции выбора. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
3.4. Разработка алгоритмов программ. Программирование вычислительных процессов с использованием переменных различных типов. Программирование с использованием указателей. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 4. Основные элементы языков программирования. Массивы, циклы, множественный выбор
4.1. Организация множественного выбора и циклических операций в языках высокого уровня. Виды циклов Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
4.2. Основы программирования. Массивы, циклы, множественный выбор. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л3.1, Л3.3, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
4.3. Архитектура памяти ЭВМ. Организация массивов в языках высокого уровня. Одномерные и двумерные массивы. Указатели. Работа с динамической памятью. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
4.4. Обработка одномерных массивов. Методы сортировки. Различные варианты обхода элементов 2-мерных массивов. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 5. Основные элементы языков программирования. Работа с файлами
5.1. Понятие файла. Назначение файла. Файлы в операционных системах. Типы файлов. Файловые указатели. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
5.2. Операции для работы с файлами для языков программирования. Системные средства для работы с файлами. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
5.3. Основы программирования. Алгоритмы работы с массивами. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
5.4. Основы программирования. Работа с файлами. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
5.5. Работа с файлами. Обработка файлов различных типов. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 6. Основные элементы языков программирования. Программные модули. Процедуры и функции
6.1. Подпрограммы, их назначение и классификация. Формальные и фактические параметры. Передача параметров различных типов по ссылке и значению. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
6.2. Области доступности глобальных и локальных переменных. Программирование с использованием процедур и функций. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.5, Л2.8, Л2.3
6.3. Модули. Интерфейс. Организация библиотек подпрограмм. Стандартные модули. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
6.4. Основы программирования. Работа с процедурами и функциями. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
6.5. Процедуры и функции. Передача параметров по значению и ссылке. Параметры-строки и параметры-массивы. Выполнение домашних заданий. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 7. Структурное программирование. Абстрактные типы данных
7.1. Типы данных пользователя. Понятие абстрактного типа данных. Структурные типы данных. Записи. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
7.2. Списки, стеки, множества и объединения. Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
7.3. Операции со структурными типами. Реализация структурных типов в языках программирования высокого уровняю Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
7.4. Абстрактные типы данных и их реализация. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
7.5. Разработка структурных типов (множества, объединения, коллекции и т. п.). Динамические переменные. Выполнение курсовой работы. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 8. Объектно-ориентированное программирование
8.1. Представление явлений объектами. Базовые понятия объектно-ориентированного программирования. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
8.2. Атрибуты и методы объектов. Состояния объектов. Обмен сообщениями между объектами. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
8.3. Объектно-ориентированные средства распространенных языков программирования. Перегрузка функций и операций. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.2
8.4. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Инициализация объектов. Конструкторы и деструкторы. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
8.5. Основы объектно-ориентированного программирования. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л1.2
8.6. Программирование с использованием объектов. Разработка иерархии объектов на примере системы с меню. Использование полиморфизма при создании движущихся изображений. Выполнение курсовой работы. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.7, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 9. Основы программирования с использованием средств операционной системы
9.1. Идеология событийного программирования. События и обмен сообщениями. Процедуры обратного вызова. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.2
9.2. Системные средства инструментальных сред. Системные вызовы. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.2
9.3. Графический интерфейс. Элементы программирования под операционную систему Windows. Подсистемы GDI и GUI. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.2
9.4. Визульное программирование под Windows. Лабораторные 3 8 ОПК-2 Л2.4, Л2.1, Л2.8, Л2.3, Л1.2
9.5. Подсистемы GUI и GDI. Управление экраном в графическом режиме Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 10. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачету и экзамену
1. 1. Этапы решения задачи с использованием вычислительной техники
2. Виды программной и эксплуатационной документации
3. Понятие алгоритма. Алгоритмическая система. Алгоритмизация
4. Средства записи алгоритмов. Словесная запись. Блок-схемы и структурограммы
5. Технология разработки алгоритмов
6. Базовые алгоритмические структуры
7. Парадигмы программирования. Развитие языков программирования
8. Алфавит языков программирования Pascal и С++. Структура программы на языках Pascal и С++
9. Стандартные типы данных я языках программирования Pascal и С++. Понятие опе-рации. Преобразование типов
10. Линейные и разветвленные алгоритмы в языках программирования Pascal и С++. Операторы if и множественного выбора
11. Организация циклов я языках программирования Pascal и С++. Цикл с предуслови-ем, цикл с постусловием
12. Организация циклов в языках программирования Pascal и С++. Цикл с параметром. Операторы break, continue, goto, exit
13. Создание одномерных массивов в языках программирования Pascal и С++, особен-ности работы с ними
14. Методы сортировки одномерных массивов в языках программирования Pascal и С++
15. Создание многомерных массивов в языках программирования Pascal и С++, осо-бенности работы с ними
16. Особенности сортировки матриц в языках программирования Pascal и С++
17. Строка как массив символов. Ввод/вывод строк, функции работы со строками
18. Пользовательские типы данных в языке программирования С++. Структуры – осо-бенности создания и работы. Понятие псевдонима структуры. Вложенные структу-ры, массивы структур
19. Пользовательские типы данных в языке программирования С++. Объединения и перечисления – особенности создания и работы
20. Структура жесткого диска. Файловые системы DOS и NTFS
21. Организация ввода и вывода в языке программирования С++. Стандартные файлы ввода/вывода. Текстовые файлы. Методы обработки текстовых файлов
22. Организация ввода и вывода в языке программирования С++. Двоичные файлы. Последовательный доступ к элементам двоичных файлов
23. Организация ввода и вывода в языке программирования С++. Произвольный доступ к элементам двоичных файлов
24. Обобщенная архитектура процессора IBM PC. Понятие об адресном пространстве, понятие о моделях памяти
25. Функции в языке программирования С++. Объявление и определение функций, па-раметры функций
26. Функции в языке программирования С++. Локальные и глобальные переменные. Строки, массивы и структуры в качестве параметров функций
27. Функции в языке программирования С++. Рекурсия. Встраиваемые функции. Пере-грузка функций, использование аргументов по умолчанию
28. Указатели в языке программирования С++. Объявление и разыменовывание указа-телей
29. Указатели в языке программирования С++. Нулевые указатели и указатели на тип Void
30. Ссылки в языке программирования С++. Резервирование памяти в куче
31. Указатели и одномерные массивы в языке программирования С++.
32. Указатели и многомерные массивы в языке программирования С++
33. Строковые указатели в языке программирования С++. Указатели и структуры в языке программирования С++
34. Указатели и функции в языке программирования С++. Способы передачи парамет-ров. Передача массивов в функцию посредством указателей
35. Указатели и функции в языке программирования С++. Строки как аргументы функций
36. Указатели и функции в языке программирования С++. Передача структур в функ-цию по указателю и по ссылке
37. Указатели и функции в языке программирования С++. Ссылка в качестве возвра-щаемого значения функции. Функции, возвращающие указатели
38. Динамические структуры данных в языке программирования С++. Понятие о са-моссылочных структурах. Формирование очереди. Формирование стека
39. Основные определения объектно-ориентированного программирования
40. Понятие о конструкторах и деструкторах в языке программирования С++. Конст-рукторы с параметрами, конструкторы по умолчанию
41. Функции и объекты в языке программирования С++. Указатели на объекты. Пере-дача объектов в функцию
42. Функции и объекты в языке программирования С++. Объекты в качестве возвра-щаемых значений. Дружественные функции
43. Перегрузка операторов в языке программирования С++. Перегрузка унарных и би-нарных операторов
44. Наследование в языке программирования С++. Основные понятия, режимы доступа к элементам базового класса
45. Виртуальные функции в языке программирования С++. Основные понятия
46. Объекты и файловые потоки в языке программирования С++. Потоковый ввод/вывод
47. Объекты и файловые потоки в языке программирования С++. Текстовые файлы
48. Объекты и двоичные файлы в языке программирования С++. Сохранение данных в двоичных файлах
49. Шаблоны и родовые функции в языке программирования С++. Основные понятия
50. Исключительные ситуации. Основные причины возникновения. Обработка исклю-чений
51. Библиотека стандартных шаблонов в языке программирования С++. Назначение, основные понятия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в Приложении (документ ФОС_Программирование.doc)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Давыдова Н.А., Боровская Е.В. Программирование: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2012
Л1.2 Зыков С.В. Программирование. Объектно-ориентированный подход: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы: Учебник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Н.В. Волков Программирование: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Иванова Г.С. Программирование : учебник: Учебник М. : КноРус, 2017
Л2.4 Синицын С.В., Михайлов А.С., Хлытчиев О.И. Программирование на языке высокого уровня: учебник М.: Академия, 2010
Л2.5 Потопахин В.В. Современное программирование с нуля!: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2010 // ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Л2.6 Смирнов А.А. Технологии программирования : учебно-практическое пособие [Электронный ресурс]: Учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л2.7 Незнанов А.А. Программирование и алгоритмизация: учебник М.: Академия, 2010
Л2.8 Страуструп Б. Язык программирования С++ для профессионалов: Профессиональная литература ИНТУИТ, 2006 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 П. М. Зацепин Основы программирования. Типизация, простые типы данных, ввод-вывод и операциивыбора.: методические указания по выполнению лабораторных работ. Барнаул: Издательство Флтайского государственного университета, 2009
Л3.2 П. М. Зацепин Базовые принципы программирования: Методические указания по выполнению лабораторных работ Барнаул: Издательство Алтайского госудаственного университетета, 2009
Л3.3 П. М. Зацепин Основы программирования. Массивы, циклы, множественный выбор.: Методические указания по выполнению лабораторных работ. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 11. news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э2 10. www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э3 9. www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э4 8. www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э5 7. www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э6 6. www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 5. www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э8 4. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э9 3. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э10 2. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э11 1. www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
6.3. Перечень программного обеспечения
Lazarus
Условия использования: http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
Условия использования: http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Использование не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На каждом из лабораторных занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме, начиная с первой. Студент выполняет изучение теоретической части работы, рассматривает представленные в описа-нии примеры решений. После получения индивидуального задания, в соответствии с рег-ламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент вы-полняет решение задания, подготавливая пояснительную записку, в которой должны быть представлены:
• формулировка задачи,
• постановка задачи,
• модель решения задачи (математическая модель),
• неформальное описание алгоритма решения задачи,
• опорный граф алгоритма решения задачи,
• функциональная декомпозиция решения,
• программный код решения задачи на двух языках программирования высокого уровня,
• результаты выполненной проверки работоспособности программ с представлением отчета о проверке,
• результаты сравнительного анализа эффективности работы программ на использо-ванных языках программирования.
После подготовки полного варианта пояснительной записки, ее проверки преподавателем, а также проверки работоспособности написанных студентом программных кодов, студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов по теме лабораторной работы. Количество таких вопросов – не менее 7. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей по списку лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний.
На экзамене студент получает билет с двумя теоретическими вопросами из перечня, представленного в разделе Перечень вопросов к экзамену. Кроме того, помимо двух теоре-тических вопросов студенту предлагается выполнить одно практическое задание в виде составления программы решения задачи с использованием двух языков программирования.