МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лингвострановедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 16 16 34 34
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 47 47 119 119
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Медведева Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Лингвострановедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с историей, географией, политикой Великобритании и США, обогащение в плане лингвострановедческой лексики словарного запаса, а также дальнейшее развитие навыков устной речи.

Курс ставит своей задачей научить студентов разбираться в исторической и политической обстановке, дать оценку событиям, процессам, происходящим в экономике, политике в странах изучаемого языка, самостоятельно работать с научной и учебной литературой и периодикой, а также подготовить доклады и рефераты по страноведческой тематике. Являясь важным звеном в профессиональной подготовке студентов, данная дисциплина имеет ряд воспитательных и образовательных задач: формирование мировоззренческих взглядов и убеждений у студентов, повышение их общего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 владением международным этикетом и правилами поведения переводчика в различных ситуациях устного перевода (сопровождение туристической группы, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.лексические и коммуникативные формулы, отражающие особенности жизни носителей англоязычной культуры в разных сферах;
основные термины и понятия лингвострановедения (реалия, коннотативная единица, фоновая информация, лингвострановедческий комментарий и т.д.).
3.2.Уметь:
3.2.1.соблюдать нормы и правила поведения и этикета , зависящие от особенностей политической, экономической и курьтурной жизни англоязычных стран при осуществлении переводческой деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками профессионального поведения переводчика с учетом национально-культурной специфики этикетных норм поведения в среде носителей английского языка.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. GREAT BRITAIN
1.1. Physical background. Climate. The British. Ethnic identity. Religion. Лекции 3 4 ПК-15 Л1.2
1.2. Physical background. Climate. The British. Ethnic identity. Religion. Практические 3 4 ПК-15 Л1.2
1.3. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 3 16 ПК-15 Л1.2
1.4. English history. Early history – up to 1066. English history. 1066 – up to nowadays. Лекции 3 4 ПК-15 Л1.2
1.5. English history. Early history – up to 1066. English history. 1066 – up to nowadays. Практические 3 4 ПК-15 Л1.2
1.6. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 3 20 ПК-15 Л1.2, Л2.1
1.7. The UK government. The electoral system. Political parties. Лекции 3 4 ПК-15 Л1.2, Л2.1
1.8. The UK government. The electoral system. Political parties. Практические 3 4 ПК-15 Л1.2
1.9. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 3 16 ПК-15 Л1.2, Л2.1
1.10. The judicial branch of power. The servants of law. The mass media. Education. Лекции 3 6 ПК-15 Л1.2
1.11. The judicial branch of power. The servants of law. The mass media. Education. Практические 3 6 ПК-15 Л1.2, Л2.1
1.12. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 3 20 ПК-15 Л1.2
1.13. Зачет 3 0 ПК-15 Л1.2
Раздел 2. The USA
2.1. A panoramic view of American geography. Climate and weather. Лекции 4 4 ПК-15 Л1.1
2.2. A panoramic view of American geography. Climate and weather. Практические 4 2 ПК-15 Л1.1
2.3. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 4 9 ПК-15 Л1.1
2.4. Two formative events in American history. The American revolution, the War of Independence. The Civil War. Лекции 4 2 ПК-15 Л1.1
2.5. Two formative events in American history. The American revolution, the War of Independence. The Civil War. Практические 4 4 ПК-15 Л1.1
2.6. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 4 10 ПК-15 Л1.1
2.7. The American character. US Government. Лекции 4 2 ПК-15 Л1.1
2.8. The American character. US Government. Практические 4 4 ПК-15 Л1.1
2.9. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 4 8 ПК-15 Л1.1
2.10. Political parties and elections. Main concepts of American education. Лекции 4 4 ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.11. Political parties and elections. Main concepts of American education. Практические 4 4 ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.12. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 4 10 ПК-15 Л1.1
2.13. The mass media. Religion. Лекции 4 4 ПК-15 Л1.1
2.14. The mass media. Religion. Практические 4 4 ПК-15 Л1.1
2.15. Чтение дополнительной литературы, выполнение заданий. Сам. работа 4 10 ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.16. Экзамен 4 27 ПК-15 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баринова А.О., Гриценко Е.С. Этничность в англоязычной картине мира (на материале лексикографии и корпусов) : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 Воронцова Е.А. Страноведение и регионоведение: Великобритания, Алтайский край: Барнаул, АлтГУ, 2016 // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лингвострановедение countrystudy.ru
Э2 Лингвострановедение Великобритании и США infopedia.su
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень информационно-справочных систем:
1.Он-лайн словари. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
2.Национальный корпус русского языка. – Режим доступа: http://ruscorpora.ru
3.British National Corpus. – Режим доступа: http://natcorp.ox.ac.uk
4.Электронные ресурсы:
www.britannica.com
www.randomhouse.com
www.oup.com
www.cobuild.collins.co.uk
www.cup.cam.ac.uk
www.m-w.com/dictionary
www.multitran.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения дисциплиной «Лингвострановедение» студенту следует:

· знать основные исторические события и даты; географическое положение и природные условия; национальный и социальный состав населения; государственное устройство; культурные традиции, нравы и обычаи носителей языка;

· уметь пользоваться справочными изданиями; конспектировать и реферировать оригинальную литературу страноведческого содержания и давать необходимый комментарий; суммировать сведения из разных источников; высказываться и свободно вести беседу по любой из пройденных тем;

· иметь представление о современном состоянии общественно-политической жизни, экономике, культурных явлениях, событиях внутри страны, внешней и внутренней политике, положении Великобритании и США на мировой арене

*посещать все лекции и при необходимости участвовать в обсуждении тех или иных вопросов, которые преподаватель выносит на обсуждение в ходе лекционного занятия;
*готовиться к практическим занятиям, которые являются необходимым дополнением к лекционному курсу, принимать активное участие в обсуждение вопросов;
иметь представление о современном состоянии общественно-политической жизни, экономике, культурных явлениях, событиях внутри страны, внешней и внутренней политике, положении Великобритании и США на мировой арене;
выполнить задания, предложенные для самостоятельного изучения, при этом проявить умения пользоваться справочной литературой, конспектировать и реферировать оригинальную литературу, давить необходимый комментарий, суммировать сведения из разных источников.