МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (уровень специалитета). Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016г. № 1181 (с изменениями о дополнениях от 13 июля 2017г.).

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н., доцент Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой д.пс.н., доцент Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений у обучающихся об интегративном феномене «безопасность» с позиций современного психобиосоциодуховного подхода, рассматриваемом в качестве сквозного явления в функционировании социальных субъектов и систем разного уровня сложности и обобщенности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о стандартных программах, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков работы специалиста психолога, психотерапевта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология безопасности
1.1. Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность» Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Психологические концепции и теории в изучении феномена «безопасность» Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники опасности и социальные риски Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Уровни и субъекты безопасности Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности Лекции 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» Практические 4 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта Практические 4 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Безопасность профессионального поведения психолога Практические 4 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Психологический конструкт: информационная, психологическая и личная безопасность Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Гуманистическая традиция: К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Психология отношений – В.Н. Мясищев. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1
1.13. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.14. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.15. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.16. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.17. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.18. Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения.
Вызов как интегративная категория сосуществования социальных субъектов. Психологическая синонимизация понятий «вызов» - «конфликт» - «кризис». Континуум «опасность - безопасность». Множественные области бытия индивидуального и группового субъекта. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических.
2. Источники опасности и социальные риски.
Определение социальных рисков и их типологии. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций. Фило- и онтогенетические привязки воспроизводства девиаций. Проблема депривации и компенсации потребностей индивидуальных и групповых субъектов. Манипуляционные процессы как фактор возникновения угроз и опасностей жизнедеятельности субъектов. Коммуникационное пространство социальных взаимодействий.
3. Уровни и субъекты безопасности (социо-психологический взгляд на проблему).
Концепция уровней социального взаимодействия. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов. Принципы и основания вычленения уровней безопасности. Система и стилистика (особенности) функционирования субъектов безопасности на различных уровнях социального взаимодействия. Личность - конституирующий (сквозной) субъект безопасности. Принципы и механизмы участия (включения) индивидуального субъекта в функционирование систем различной степени обобщенности. Психологические подходы к социальному содержанию уровней субъектов безопасности.
4. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности (контекст «человек и ситуация»)
Структурно-уровневый подход к личности (традиции советской и российской психологии). Системный подход к супружеству и семье. Интраличностные ресурсы безопасного жизнеосуществления индивидуального субъекта. Супружество и семья – источник продуцирования и воспроизводства эффективного и деструктивного поведения социальных субъектов. Семья – модель описания и интерпретации групповых систем более высокой степени обобщенности. Индивид в контексте социальных, экономических, культурных etc ситуаций.
5. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность»
Центральное понятие: континуум «психическая ригидность - флексибильность» Г.В. Залевский. Ригидность vs. Нерефлексивность; Флексибильность vs. Рефлексивность. Рефлексивные процессы и безопасность жизнедеятельности. Принципы современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии в описании и объяснении фиксированного поведения, как поведения опасного и дезадаптивного. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение.
6. Особая сфера безопасности - экономическая безопасность индивидуального и группового субъекта (контекст «мотивационно-потребностная сфера личности» + «экономическая реальность социальных отношений»)
Психологический взгляд на экономику. Экономическое взаимодействие социальных субъектов. Собственность и деньги как ее (собственности) частный вариант – «приращения» личности и группового субъекта. Границы, их пересечение и безопасность – взгляд с позиций субъектности. Объяснение с позиций топологической теории. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности. Психология служебной деятельности и вопросы финансовой активности субъекта.
7. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта
Трансактный анализ Э. Берна: родительские интроекты, жизненные сценарии. Поведенческая, социально-бихевиористская, когнитивная, когнитивно-поведенческая, рационально-эмотивная и мультимодальная модели семьи и семейной динамики. Специфика формирования семейных девиаций. Ресурсы и ограничения семьи. Инновационный потенциал личности в индивидуальном и групповом контексте. Половые и гендерные роли. Конфликт ролей. Воспитательные процедуры. Социальная адаптация.
8. Безопасность профессионального поведения психолога (в континууме «специалист – клиент»)
Супервизия – особая форма профессионального сопровождения и поддержки специалистов профессий типа «человек – человек». Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций. Система позитивных профессиональных защит от личностно ориентированных травмирующих обстоятельств профессиональной деятельности. Рефлексивные процессы в профессиональной активности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Махов С. Ю. Безопасность личности: Научные монографии МАБИВ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: учебник ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер.
Acrobat reader.
MS Office.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение