МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.н., профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.пс.н Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.пс.н Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в изучении психологических основ маркетинга, а также психологических методов проектирования, реализации и оценки маркетинговой деятельности.
Задачи курса включают изучение психологических закономерностей, объясняющих и оптимизирующих результативность маркетинговой деятельности. возможности применения психотехнологий в решении маркетинговых задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-8 способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические теории и методы психологического анализа в маркетинге
3.2.Уметь:
3.2.1.применять психологические технологии в реализации маркетинговых стратегий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.решения психотехнических задач маркетинга и бренд-менеджмента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. МАРКЕТИНГ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Современная концепция маркетинга. Парадигмы маркетинга. Лекции 5 2 ОК-3 Л1.2
1.2. Место маркетинга в современных бизнес системах: цели и задачи психологического подхода. Лекции 5 2 ОК-3 Л1.3
1.3. Управление маркетингом: система и анализ маркетинговой информации. Практические 5 1 ОК-3 Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Виды маркетинга как области решения психологических задач. Лекции 5 2 ОК-3 Л1.7
2.2. Направления психологических исследований в системе маркетинга. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-8 Л1.7
2.3. Психология оценки эффенктивности маркетинговых коммуникаций. Практические 5 1 ОК-3 Л3.2, Л1.4, Л2.8, Л2.3
2.4. Психологические основы брендинга. Практические 5 2 ОК-3 Л1.6, Л3.2, Л2.9, Л2.3
2.5. Психология ценообразования. Практические 5 2 ОК-3 Л1.7
2.6. Психология продвижения в маркетинге. Практические 5 2 ОК-3, ПК-8 Л2.5, Л1.7
2.7. Психология потребительского поведения. Лекции 5 2 ОК-3 Л1.3
2.8. Психология интернет-маркетинга. Практические 5 2 ОК-3 Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
3.1. Маркетинговые исследования: подходы и методы. Практические 5 2 ОК-3, ПК-8 Л2.7, Л2.2
3.2. Психологические основы измерения ожиданий, восприятия и предпочтений потребителя. Практические 5 2 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л3.2, Л2.1
3.3. Исследование потребительских установок. Практические 5 2 ОК-3, ПК-8 Л2.4
3.4. Психологические исследования в нейромаркетинге. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.5
3.5. Информационные технологии и маркетинг. Лекции 5 2 ОК-3 Л1.5, Л2.6
3.6. Письменная экспериментальная/реферативная работа. Сам. работа 5 48 ОК-3
3.7. Психологический анализ маркетинговых коммуникаций (работа со вторичными источниками) Сам. работа 5 30 ОК-3 Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Раздел 1.
1. Назовите основные задачи маркетинга.
2. Назовите основные функции маркетинга.
3. Маркетинговые стратегии и стратегии маркетинга.
4. Маркетинговая концепция и ее развитие в современных организациях.
5. Маркетинговые стратегии и технологии их разработки.
6. Система и анализ маркетинговой информации.
7. Психологические аспекты управления маркетингом.
8. Парадигмы маркетинга и психологические теории.
9. Понятие товара в маркетинге. Продукт и покупка.
10. Понятие бренда в маркетинге. Бренд и лояльность.

Раздел 2.
11. Классификация психологических задач по направлениям маркетинговой деятельности.
12. Психологические проблемы технологий сегментирования.
13. Психологические проблемы технологий позиционирования.
14. Направления психологических исследований товара.
15. Психология восприятия товара, психосемиотика образа торговой марки.
16. Психологические основы брендинга. Бренд-менеджмент.
17. Психологические аспекты лояльности бренду: осознание марки, отношение к марке, потребительская лояльность и приверженность марки товара.
18. Психологические факторы ценообразования.
19. Исследования психологии поведения потребителей. Покупательское поведение и покупательское намерение.
20. Исследования в области мотивации покупателей.

Раздел 3.
21. Маркетинговые исследования – количественные и качественные методы.
22. Психологические методы в маркетинговом исследовании.
23. Технологии проведения фокус-групп.
24. Психологические основы измерения ожиданий и предпочтений потребителя.
25. Методы исследования потребительских установок.
26. Направления исследований рекламного имиджа товара.
27. Психологические механизмы формирования и воздействия рекламного образа.
28. Психологические инструменты оценки эффективности рекламы.
29. Примеры использования психотехнических продуктов в области маркетинга.
30. Место практического психолога в системе маркетинга.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Психологический анализ маркетинговой информации в системе управления маркетингом.
2. Психологические проблемы сегментирования рынков.
3. Психологические проблемы позиционирования товаров.
4. Психологические задачи исследования товаров с учетом цикла и спроса.
5. Особенности качественных исследований в фокус-группах.
6. Психологические проблемы современного бренд-менеджмента.
7. Психологические задачи брендинга.
8. Психология управления брендом на различных этапах и циклах развития товара
9. Психологическая оценка маркетинговых коммуникаций.
10. Психологический анализ рекламных технологий.
11. Особенности психологических исследований потребительских установок.
12. Психология покупательского поведения: модели исследования.
13. Психодиагностика маркетинговых коммуникаций.
14. Имиджмейкинг в маркетинге.
15. Психологический анализ мотивации покупателей.
16. Психотехнический инженеринг для решения маркетинговых задач.
17. Психологический консалтинг в управлении маркетинговой политикой.
18. Место и роль практического психолога в проектировании, реализации и оценки маркетинговой деятельности.
19. Психологический анализ семиотических задач в формировании и оценки восприятия бренда.
20. Особенности контент-анализа в Медиа – исследованиях.
21. Политический маркетинг и психотехнологии.
22. Нейромаркетинг и нейротехнологии в психологии.
23. Организационный маркетинг-менеджмент и психотехнологии управления.
24. Интра-маркетинг и когнитивная психология.
25. Маркетинговые исследования и сектор R&D.
26. Маркетинговая аналитика.
27. Маркетинговые метрики.
28. DATA-анализ в маркетинге.
29. Digital Marketing & SMM.
30. Тесты и тестирование в маркетинге.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг .: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/433317E2-0D78-4247-8074-A530465C667F
Л1.2 под ред. С. В. Карповой Инновационный маркетинг. : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/B5398DC6-3EE7-4E4D-934A-7C4617A36D0A
Л1.3 Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/4A466F89-7ABF-4428-8F95-DA7FE11EBA7E
Л1.4 Ямпольская, Д. О. Маркетинговый анализ: технология и методы проведения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/267768E9-28BC-49E5-A804-3CBD90646625
Л1.5 Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/48B4C853-C0BD-480C-B2EC-BA61952913C5
Л1.6 Карпова С. В., Захаренко И. К. БРЕНДИНГ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.7 под общ. ред. С. В. Карповой Маркетинг. Практикум. : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/2D089DC6-8514-4705-8F82-68277273B5C3.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич, П. С Социология и психология рекламы в 2 т. Том 1 : учеб. пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/EA6A6ACF-E74B-42DC-8EFC-E56B949EC0A9
Л2.2 Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/EE1D03E0-11C3-4726-AB58-622E556B1BF5
Л2.3 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. Smm, рынок m&a: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/540127E1-A354-40F9-8D7F-AA55E2551A2B
Л2.4 Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций : : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/44BC3153-544E-4A02-9692-582B1D98F222
Л2.5 Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/E59E8982-921C-46CC-B7AC-5124794F42D4
Л2.6 Полынская, Г. А. Информационные системы маркетинга : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/ED883ECF-DB45-4DC7-85AB-0C970CBA068F
Л2.7 Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/10367DB3-7706-4F70-86B1-4A200EB731B8
Л2.8 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/197A9DAF-4DF8-4C7B-9D08-00DAF55F013F
Л2.9 Ойнер, О. К. Управление результативностью маркетинга : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/ACEC02A4-ADDA-4ADB-9AF2-911E3FE81FD8
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие Азбука, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 А.П.Супрун, Н.Г.Янова, К.А.Носов Метапсихология: релятивистская психология, квантоваяпсихология и психология креативности: монография URSS, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» www.marketingandresearch.ru
Э2 Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования» www.mavriz.ru
Э3 PSYCHOLOGY & MARKETING elibrary.ru
Э4 5. NEW IDEAS IN PSYCHOLOGY www.sciencedirect.com
Э5 4. EUROPEAN JOURNAL OF WORK AND ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY www.tandf.co.uk
Э6 3. GROUP & ORGANIZATION MANAGEMENT www.sagepub.com
Э7 2. MEDIA PSYCHOLOGY elibrary.ru
Э8 1. PSYCHOLOGY & MARKETING elibrary.ru
Э9 Научные журналы на иностранном языке:
Э10 2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» www.mavriz.ru
Э11 1. Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования» www.marketingandresearch.ru
Э12 Научные журналы на русском языке:
Э13 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
6.3. Перечень программного обеспечения
Программный комплекс “Marketing Power” (разработка ООО «Т-Софт», SNY-RESEARCH GROUP)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Научные журналы на русском языке:
1. http://www.marketingandresearch.ru/и Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования»
2. http://www.mavriz.ru/ Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»
Научные журналы на иностранном языке:
1. PSYCHOLOGY & MARKETING
http://elibrary.ru/title_about.asp?id=5305
2. MEDIA PSYCHOLOGY
http://elibrary.ru/title_about.asp?id=20442
3. GROUP & ORGANIZATION MANAGEMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200823&
4. EUROPEAN JOURNAL OF WORK AND ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
http://www.tandf.co.uk/journals/titles/1359432X.asp
5. NEW IDEAS IN PSYCHOLOGY
http://www.sciencedirect.com/science/journal/0732118X

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Список литературы по курсу:

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Л1.1 Мозер Клаус Психология маркетинга и рекламы: монография «Гуманитарный центр», 2004
Л1.2 Лебедев-Любимов А. Н. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия : монография Питер, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Л2.1 Котлер Ф. Основы маркетинга: монография "Вильямс", 2010
Л2.2 Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Маркетинг в XXI веке. : монография СПб, 2007
Л2.3 Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге: монография Питер, 2001
Л2.4 Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования: Классический зарубежный учебник Питер, 2007
Л2.5 Краско Т.И. Психология рекламы. : монография Студцентр, 2002
Л2.6 Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии: монография Академия., 2003
Л2.7 Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: монография Экономистъ, 2005
Л2.8 Морозова И.Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства: монография Гелла-принт, 2002
Л2.9 Нэреш К. Малхотра Маркетинговые исследования. Практическое руководство: монография Вильямс, 2007
Л2.10 Пол Хейг, Ник Хейг, Кэрол-Энн Морган Маркетинговые исследования на практике. Основные методы исследования рынка.: монография Баланс Бизнес Букс, 2005
Л2.11 Мельник Г.С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты: монография СПб, 2006
Л2.12 Жан-Ноэль Капферер Бренд навсегда. Создание, развитие,поддержка ценности бренда. : учебник Вершина, 2007
Л2.13 Чернатони Л., МакДональд М. Брендинг Как создать мощный бренд. Серия: Зарубежный учебник: Маркетинг.: монография Юнити-Дана, 2015 http://biblioclu b.ru/index.php ? page=book&id =436697
Л2.14 Chris Hackley, Royal Holloway SAGE Publications Ltd. Series: SAGE Library in Marketing : монография , 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Л3.1 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
Л3.2 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Э2 Научные журналы на русском языке:
Э3 1. http://www.marketingandresearch.ru/и Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования»
Э4 2. http://www.mavriz.ru/ Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»
Э5 Научные журналы на иностранном языке:
Э6 1. PSYCHOLOGY & MARKETING
Э7 http://elibrary.ru/title_about.asp?id=5305
Э8 2. MEDIA PSYCHOLOGY
Э9 http://elibrary.ru/title_about.asp?id=20442
Э10 3. GROUP & ORGANIZATION MANAGEMENT
Э11 http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200823&
Э12 4. EUROPEAN JOURNAL OF WORK AND ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY
Э13 http://www.tandf.co.uk/journals/titles/1359432X.asp
Э14 5. NEW IDEAS IN PSYCHOLOGY
Э15 http://www.sciencedirect.com/science/journal/0732118X
Э16 PSYCHOLOGY & MARKETING http://elibrary.ru/title_about.asp?id=5305
Э17 Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования» http://www.mavriz.ru/
Э18 Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» http://www.marketingandresearch.ru/