МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология межкультурных коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д. ф.н., профессор, Фролов А.С.

Рецензент(ы):
доцент, к.пс.н., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология межкультурных коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2017-8201 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Формирование представлений о межкультурной коммуникации как целостном социальном и духовном, исторически развивающемся процессе - в его психологическом аспекте.
- Ознакомление с теоретическими подходами к психологическим проблемам межкультурной коммуникации.
- Рассмотрение ключевых практических проблем межкулььтурного взаимодействия.
- Формирование представлений о месте межкультурной коммуникации в процессе исторической эволюции человека и общества.
- Ознакомление с основными социальными и историческими типами культуры и проблемами их взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные социальные и исторические типы культуры;
- Психологическую сторону основных видов и механизмов межкультурной коммуникации;
- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной социокультурной истории;
- Основные периоды отечественной и всемирной истории культуры;
- Современные версии и трактрвки важнейших явлений и проблем отечественной и всемирной культуры;
- Особенности духовного развития России,ее роль в мировой культур;
- Основные психологические явления и проблемы аккультурации;
- Базовые понятия и категории психологии межкультурной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Осуществлять рефексивное осмысливание практических проблем психологии межкультурной коммуникации и соответствующей научной информации;
- Выявлять проблемы, противрречия и трудности в процессах межкультурной коммуникации и их объективные и субъективные основания;
- Анлизировать социокультурную информацию, представленную в разнных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в данной информации факты и мнения, историчччческие описания и обьяснения социокультурных процессов иявлений;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями культуры и духовной жизни, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;
- Представлять результаты изучения материала данной дисциплины в формах конспекта, реферата, рецкнзии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - Межкультурной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Культура как область и средство коммуникации:психологические проблемы
1.1. Введение в психологию межкультурной коммуникации. Основные понятия и категории. Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Комимуникация как как социокультурный процесс и система Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Понятие и структура культуры как области и средства коммуникации Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Теоретические подходы к психологии межкультурной коммуникации и ее практические проблемы Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Монохронный и гетерохронный аспекты межкультурной коммуникации Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Социальные типы культуры и их взаимоотношения: психологический аспект Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Психологические проблемы культурной коммуникации между поколениями Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.8. Межкультурная коммуникация в историческом пространстве Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.9. Общая характеристика исторических типов культуры Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.10. Культура архаики и психологические проблемы ее современного восприятия и понимания Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.11. Духовные ценности Древнего Востока и проблема их адекватного толкования в современном социокультурном контексте Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.12. Античная культура как предмет современного восприятия: психологические проблемы Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.13. Европейская средневековая культура: современное восприятие Сам. работа 1 10 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.14. Культура европейского Возрождения и стереотипы ее современного толкования Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.15. Европейская культура Нового времени и Просвещения и ее значение для современного человека Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.16. Европейская культура ХХ - ХХ1 вв. глазами современника Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.17. Языческая культура древних славян и ее современные интерпретации Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.18. Христианская культура русского Средневековья и психологические проблемы ее современного восприятия Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.19. Русская культура "Серебряного века": современное восприятие и толкования Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.20. Отечественная культура советского периода: основные трактовки и практическое значение Практические 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.21. Культурное наследие Русского Зарубежья и его значение для межкультурной коммуникации Сам. работа 1 10 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.22. Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия Лекции 1 2 ОК-5 Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Коммуникация как предмет научной рефлексии.
2. Проблема коммуникации в истории социально-гуманитарного знания.
3. Современные теории коммуникации (М.Бахтин, Ю.Хабермас и др.).
4. Генезис и историческое развитие коммуникативной практики.
5. Понтие и сущность культуры. Основные теоретические подходы к феномену культуры.
6. Культурологические взгляды Н.Я.Данилевского.
7. Культурологические идеи О.Шпенглера.
8. Культурологические взгляды А.Тойнби.
9. Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева.
10.Культура и бессознательное (концепции З.Фрейда,К.Юнга).
11.Ф.Ницше об "аполлоническом" и "дионисийском" нчалах культуры.
12.Структура и функции культуры.Коммуникативная функция.
13.Основные теоретические подходы и практический аспект межкультурной коммуникации.
14.Антропологический, культурологический, мпсихологический, этнологический подходы к изучению межкультурной коммуникации.
15.Теория "культурных измерений" Г.Хофштеде.
16.Теория "культурной грамотности" Э.Хирша.
17.Теория "культурного шока" К.Оберга.
18.Модели аккультурации Д.Берри, С.Бочнера, Г.Триандиса.
19.Теория К.Клакхона и Ф.Стродбека. Пассивные и активные культуры.
20.М.Мид о межпоколенном аспекте культурного взаимодействия. Постфигуративный, кофигуративный и префигуративный типы культур.
21.Практические психологические проблемы межкультурной коммуникации.
22.Уровни,типы, механизмы, средства межкультурной коммуникации.
23.Типы культурных изменений.
24.Монохронный и гетерохронный аспекты межкультурного взаимодействия
25.Историческая типология культуры.
26.Основные черты архаичной культуры и психологические проблемы ее современного понимания.
27.Культура Древней Индии: психологический аспект современного восприятия.
28.Культура Древнего Китая: психологические проблемы современного понимания.
29.Античная культура и проблемы ее современного толкования.
30.Культура европейского Средневековья. Символическая природа средневекового искусства и психологические проблемы его современного понимания.
31.Европейская культура Нового времени как предмет современного восприятия.
32.Европейская культура ХХ века: многообразие направлений и плюрализм интерпретаций и оценок.
33.Постмодернизм как социокультурное явление. Идея "смерти автора" и проблема коммуникации в контексте постмодернизма.
34."Поликультурность" современной Европы: идеал и реальность.
35.Русская культура: основные черты и место в мировой межкультурной коммуникации.
36.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия.
37.Языческая культура Древней Руси и ее современные интерпретации.
38.Основные этапы развития русской культуры в аспекте инокультурного влияния.
39.Советский период в развитии русской культуры: современные интерпретации.
40.Актуальные проблемы современного социокультурного развития России: коммуникативный аспект
41.Современная русская культура в контексте межкультурной коммуникации.
42.Социальная типология культуры.Психологические проблемы взаимодействия социокультурных типов.
43.Субкультура как социальный и духовный феномен.Соотношение культуры, субкультуры, контркультуры.
44.Феномен молодежной субкультуры: психологический аспект.
45.Молодежные субкультуры современной России и психологические проблемы их восприятия старшими поколениями.
46.Современная массовая культура в контексте межкультурной коммуникации.
47.Духовная жизнь общества как взаимодействие различных социокультурных типов.
48.Современная культурная экспансия Запада. Неоколониализм и этнокультурные процессы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1.Современные теории коммуникации.
2.Коммуникация как процесс и как система.
3.Структурные модели коммуникации.
4.Проблема коммуникации.
5.Проблема коммуникации в современной социальной философии.
6.Социальное и историческое пространство межкультурной коммуникации.
7.Межкультурная коммуникация в социальном пространстве современности.
8.Межкультурная коммуникация в историческом пространстве.
9."Лагерный тип" культуры в современной России:пчихологическая характеристика.
10.Молодежные субкультуры современной России: психологическая характеристика.
11.Конструктивная коммуникация с культурами исторических эпох как средство укрепления потенциала выживания современного человека и человечества.
12.Мифология как область и средство коммуникации.
13.Ценности архаичной культуры в современной обществе.
14.Конфуцианство и даосизм: современный взгляд.
15.Актуализация ценностей древневосточных культур в современном мире.
16.Космизм как парадигма греческой культуры и ее значение для современного человека и человечества.
17.Основные психологические барьеры современного адекватного понимания средневековой культуры.
18.Стереотипы восприятия культуры европейского Возрождения и проьлема ее адекватного понимания.
19.Значение новоевропейской культуры для современного человека и общества.
20.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия.






Рефераты
1.Современные теории коммуникации.
2.Коммуникация как процесс и как система.
3.Структурные модели коммуникации.
4.Проблема коммуникации.
5.Проблема коммуникации в современной социальной философии.
6.Социальное и историческое пространство межкультурной коммуникации.
7.Межкультурная коммуникация в социальном пространстве современности.
8.Межкультурная коммуникация в историческом пространстве.
9."Лагерный тип" культуры в современной России:пчихологическая характеристика.
10.Молодежные субкультуры современной России: психологическая характеристика.
11.Конструктивная коммуникация с культурами исторических эпох как средство укрепления потенциала выживания современного человека и человечества.
12.Мифология как область и средство коммуникации.
13.Ценности архаичной культуры в современной обществе.
14.Конфуцианство и даосизм: современный взгляд.
15.Актуализация ценностей древневосточных культур в современном мире.
16.Космизм как парадигма греческой культуры и ее значение для современного человека и человечества.
17.Основные психологические барьеры современного адекватного понимания средневековой культуры.
18.Стереотипы восприятия культуры европейского Возрождения и проьлема ее адекватного понимания.
19.Значение новоевропейской культуры для современного человека и общества.
20.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение



Вопросы к экзамену

1. Коммуникация как предмет научной рефлексии.
2. Проблема коммуникации в истории социально-гуманитарного знания.
3. Современные теории коммуникации (М.Бахтин, Ю.Хабермас и др.).
4. Генезис и историческое развитие коммуникативной практики.
5. Понтие и сущность культуры. Основные теоретические подходы к феномену культуры.
6. Культурологические взгляды Н.Я.Данилевского.
7. Культурологические идеи О.Шпенглера.
8. Культурологические взгляды А.Тойнби.
9. Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева.
10.Культура и бессознательное (концепции З.Фрейда,К.Юнга).
11.Ф.Ницше об "аполлоническом" и "дионисийском" нчалах культуры.
12.Структура и функции культуры.Коммуникативная функция.
13.Основные теоретические подходы и практический аспект межкультурной коммуникации.
14.Антропологический, культурологический, мпсихологический, этнологический подходы к изучению межкультурной коммуникации.
15.Теория "культурных измерений" Г.Хофштеде.
16.Теория "культурной грамотности" Э.Хирша.
17.Теория "культурного шока" К.Оберга.
18.Модели аккультурации Д.Берри, С.Бочнера, Г.Триандиса.
19.Теория К.Клакхона и Ф.Стродбека. Пассивные и активные культуры.
20.М.Мид о межпоколенном аспекте культурного взаимодействия. Постфигуративный, кофигуративный и префигуративный типы культур.
21.Практические психологические проблемы межкультурной коммуникации.
22.Уровни,типы, механизмы, средства межкультурной коммуникации.
23.Типы культурных изменений.
24.Монохронный и гетерохронный аспекты межкультурного взаимодействия
25.Историческая типология культуры.
26.Основные черты архаичной культуры и психологические проблемы ее современного понимания.
27.Культура Древней Индии: психологический аспект современного восприятия.
28.Культура Древнего Китая: психологические проблемы современного понимания.
29.Античная культура и проблемы ее современного толкования.
30.Культура европейского Средневековья. Символическая природа средневекового искусства и психологические проблемы его современного понимания.
31.Европейская культура Нового времени как предмет современного восприятия.
32.Европейская культура ХХ века: многообразие направлений и плюрализм интерпретаций и оценок.
33.Постмодернизм как социокультурное явление. Идея "смерти автора" и проблема коммуникации в контексте постмодернизма.
34."Поликультурность" современной Европы: идеал и реальность.
35.Русская культура: основные черты и место в мировой межкультурной коммуникации.
36.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия.
37.Языческая культура Древней Руси и ее современные интерпретации.
38.Основные этапы развития русской культуры в аспекте инокультурного влияния.
39.Советский период в развитии русской культуры: современные интерпретации.
40.Актуальные проблемы современного социокультурного развития России: коммуникативный аспект
41.Современная русская культура в контексте межкультурной коммуникации.
42.Социальная типология культуры.Психологические проблемы взаимодействия социокультурных типов.
43.Субкультура как социальный и духовный феномен.Соотношение культуры, субкультуры, контркультуры.
44.Феномен молодежной субкультуры: психологический аспект.
45.Молодежные субкультуры современной России и психологические проблемы их восприятия старшими поколениями.
46.Современная массовая культура в контексте межкультурной коммуникации.
47.Духовная жизнь общества как взаимодействие различных социокультурных типов.
48.Современная культурная экспансия Запада. Неоколониализм и этнокультурные процессы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Садовская В.С., Ремизов В.А. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сосновский Б. А., Асадуллина Ф. Г. ; Под ред. Сосновского Б.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Федотова Л. Н. СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каменева В. А. Теория коммуникации (прагматический аспект): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
Л3.2 Гулевич О.А., Сариева И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе ка-лендарного плана мероприятий по дисциплине.

1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом.

2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр.

3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме.

4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов.

5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов.

Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60).

Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине

неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций.

За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы.

Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре.

Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен.

Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса.

За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов).

Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом:

менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично