Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н.,профессор Каширский Д.В.
1.1. | - Формирование представлений о межкультурной коммуникации как целостном социальном и духовном, исторически развивающемся процессе - в его психологическом аспекте. - Ознакомление с теоретическими подходами к психологическим проблемам межкультурной коммуникации. - Рассмотрение ключевых практических проблем межкулььтурного взаимодействия. - Формирование представлений о месте межкультурной коммуникации в процессе исторической эволюции человека и общества. - Ознакомление с основными социальными и историческими типами культуры и проблемами их взаимодействия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Основные социальные и исторические типы культуры; - Психологическую сторону основных видов и механизмов межкультурной коммуникации; - Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной социокультурной истории; - Основные периоды отечественной и всемирной истории культуры; - Современные версии и трактрвки важнейших явлений и проблем отечественной и всемирной культуры; - Особенности духовного развития России,ее роль в мировой культур; - Основные психологические явления и проблемы аккультурации; - Базовые понятия и категории психологии межкультурной коммуникации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Осуществлять рефексивное осмысливание практических проблем психологии межкультурной коммуникации и соответствующей научной информации; - Выявлять проблемы, противрречия и трудности в процессах межкультурной коммуникации и их объективные и субъективные основания; - Анлизировать социокультурную информацию, представленную в разнных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - Различать в данной информации факты и мнения, историчччческие описания и обьяснения социокультурных процессов иявлений; - Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями культуры и духовной жизни, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений; - Представлять результаты изучения материала данной дисциплины в формах конспекта, реферата, рецкнзии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Межкультурной коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Культура как область и средство коммуникации:психологические проблемы | ||||||
1.1. | Введение в психологию межкультурной коммуникации. Основные понятия и категории. | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.2. | Комимуникация как как социокультурный процесс и система | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.3. | Теоретические подходы к психологии межкультурной коммуникации и ее практические проблемы | Практические | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.4. | Монохронный и гетерохронный аспекты межкультурной коммуникации | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.5. | Социальные типы культуры и их взаимоотношения: психологический аспект | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.6. | Психологические проблемы культурной коммуникации между поколениями | Практические | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.7. | Межкультурная коммуникация в историческом пространстве | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.8. | Общая характеристика исторических типов культуры | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.9. | Культура архаики и психологические проблемы ее современного восприятия и понимания | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.10. | Духовные ценности Древнего Востока и проблема их адекватного толкования в современном социокультурном контексте | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.11. | Античная культура как предмет современного восприятия: психологические проблемы | Практические | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.12. | Европейская средневековая культура: современное восприятие | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.13. | Культура европейского Возрождения и стереотипы ее современного толкования | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.14. | Европейская культура Нового времени и Просвещения и ее значение для современного человека | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.15. | Европейская культура ХХ - ХХ1 вв. глазами современника | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.16. | Языческая культура древних славян и ее современные интерпретации | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.17. | Христианская культура русского Средневековья и психологические проблемы ее современного восприятия | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.18. | Русская культура "Серебряного века": современное восприятие и толкования | Практические | 1 | 1 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.19. | Отечественная культура советского периода: основные трактовки и практическое значение | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.20. | Культурное наследие Русского Зарубежья и его значение для межкультурной коммуникации | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.21. | Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
1.22. | Зачет | Зачет | 1 | 4 | ОК-6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Коммуникация как предмет научной рефлексии 2.Проблема коммуникации в истории социально-гуманитарного знания 3.Современные теории коммуникации (М.Бахтин, Ю.Хабермас и др) 4.Генезис и историческое развитие коммуникативной практики 5.Понятие и сущность культуры. Основные теоретические подходы к феномену культуры 6.Культурологические взгляды Н.Я.Данилевского. 7.Культурологические взгляды О. Шпенглера. 8.Культурологические идеи А.Тойнби. 9.Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева. 10.Культура и бессознательное начало человека: концепции З. Фрейда и К. Юнга. 11.Ф.Ницше об «аполлоническом» и «дионисийском» началах культуры 12.Структура и функции культуры. Коммуникативная функция культуры 13.Основные теоретические подходы и практический аспект межкультурной коммуникации 14.Антропологический, культурологический, социально-психологический, этнологический подходы к изучению межкультурного взаимодействия 15.Теория «культурных измерений» Г.Хофштеде 16.Теория «культурной грамотности» Э.Хирша 17.Теория «культурного шока» К.Оберга 18.Модели аккультурации Д.Берри, С.Бочнера, Г.Триандиса 19.Теории К. Клакхона и Ф. Стродбека. Пассивные и активные культуры, концепты природы и времени в разных культурах 20.М.Мид о межпоколенном аспекте культурного взаимодействия. Постфигуративный, кофигуративный и префигуративный типы культур. 21. Практические психологические проблемы межкультурной коммуникации 22.Уровни, средства, механизмы и типы межкультурной коммуникации 23.Типы культурных изменений. 24.Историческая типология культуры. 25.Основные черты архаичной (первобытной) культуры и психологические проблемы ее современного понимания 26.Культура Древней Индии: психологический аспект современного восприятия 27.Культура древнего Китая: психологические проблемы современного восприятия 28.Античная культура (культура Древней Греции и Древнего Рима) и проблемы ее современного толкования 29.Культура европейского Средневековья. Символическая природа языка средневекового искусства и психологические проблемы его современного понимания 30.Культура европейского Возрождения: стереотипы восприятия и проблема адекватного понимания 31.Европейская культура Нового времени как предмет современного восприятия 32.Европейская культура XX века: многообразие направлений и тенденций развития 33.Постмодернизм как социокультурное явление. Идея «смерти автора» и проблема коммуникации в контексте постмодернизма 34.«Поликультурность» современной Европы: идеал и реальность 35.Русская культура: основные черты и место в мировой межкультурной коммуникации 36.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия 37.Языческая культура Древней Руси и ее современные интерпретации 38.Основные этапы развития русской культуры в аспекте инокультурного влияния 39.Советский период в развитии русской культуры: современные интерпретации 40.Актуальные проблемы современного социокультурного развития России: коммуникативный аспект 41.Современная русская культура в контексте межкультурной коммуникации 42.Социальная типология культуры. Психологические проблемы взаимодействия социокультурных типов 43. Субкультура как социальный и духовный феномен. Соотношение культуры, субкультуры и контркультуры 44. Феномен молодежной субкультуры в контексте психологии 45. Молодежные субкультуры современной России и психологические проблемы их восприятия старшими поколениями. 46. Современная массовая культура в контексте межкультурной коммуникации 47. Духовная жизнь общества как взаимодействие различных социокультурных типов |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Природа и культура. 2.Социокультурные проблемы развития науки и техники. 3.Культура и религия. 4.Магия в системе культуры. 5.Мистика как феномен культуры. 6.Аскетизм как социокультурное явление. 7.Христианский тип культуры. 8.«Средневековье» как духовное состояние. 9.Культура Европейского Возрождения. 10.Современные типы цивилизаций и будущее человечества. 11.Православие как фактор духовного развития России. 12.Основные черты Русской культуры. 13.«Русская идея» как феномен отечественной и мировой культуры. 14.Представление о добре и зле в русской культуре. 15.Дегуманизация культуры XX века: причины, содержание, формы проявления. 16.Феномен массовой культуры. 17.Постмодернизм как социокультурное явление. 18.Культура в поиках смысла бытия. 19.Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. | СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Садовская В.С., Ремизов В.А. | ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сосновский Б. А., Асадуллина Ф. Г. ; Под ред. Сосновского Б.А. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Болотова А. К., Жуков Ю. М. | Психология коммуникаций: Научные монографии | Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каменева В. А. | Теория коммуникации (прагматический аспект): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе ка-лендарного плана мероприятий по дисциплине. 1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом. 2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр. 3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме. 4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов. 5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов. Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60). Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций. За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы. Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре. Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен. Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса. За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов). Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом: менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично |