МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология привязанности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология привязанности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., дпсхн.,профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., дпсхн.,профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: формирование системы понятий об общих закономерностях формирования отношений эмоциональной привязанности на ранних и последующих этапах онтогенеза;

Задачи курса:
- ознакомить студентов с основными теориями привязанности, с закономерностями и условиями формирования отношений привязанности и роли качества привязанности в развитии личности субъекта;
- дать представление о различных теоретических подходах к корренкции отношений привязанности;
- сформировать общие умения диагностировать и корректировать рабочие модели привязанности на разных ступенях онтогенеза

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы и методы психодиагностики, психологической экспертизы, теорию, методологию, практику психологического консультирования и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;о способах выявления потребности в основных видах психологических услуг; специфику работы психологических служб, требования к организации работы психологической службы, правовые основания ее организации и функционирования; теорию, методологию, практику психологического консультирования и психологического тренинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить психологическую диагностику, экспертизу индивидуальное и групповое психологическое консультирование и психокоррекцию психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; выявлять потребности населения в основных видах психологических услуг, применять полученные знания для организации работы психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности; организовывать и осуществлять индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики, экспертизы, приемами коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; методическими инструментами и опытом участия в выявлении потребности в основных видах психологических услуг и применения данной информации для организации работы психологической службы; навыками и опытом индивидуального и группового консультирования клиентов по выявленным у них типичным психологическим проблемам, разработки программ и осуществления разных видов психологического тренинга с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История исследований привязанности
1.1. Основные теоретические подходы к изучению привязанности. Практические 1 2 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Исследовывания привязанности в детском возрасте Практические 1 2 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Исследования привязанности взрослых Практические 1 2 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Изучение дополнительной литературы по разделу Сам. работа 1 20 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Диагностика отношений привязанности
2.1. Диагностика ранних отношений привязанности Практические 1 2 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Диагностика привязанности в детском и подростковом возрасте Практические 1 1 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Диагностика привязанности взрослых Практические 1 1 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Повторение раздела, подготовка к беседе Сам. работа 1 16 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Коррекция отношений привязанности
3.1. Анализ психотерапевтических подходов к коррекции отношений привязанности Практические 1 2 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Повторение всех разделов, подготовка к экзамену Сам. работа 1 20 ПК-5, СПК -1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Психология развития, возрастная психология : Учебная литература для ВУЗов Издательство «Феникс», 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Чурекова Т. М., Ахмерова Д. Ф., Моисеенко Ю. Ю. Возрастная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Э5 ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Э6 Курс в Moodle "Психология привязанности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации подготовки к аттестации:
Для успешного освоения компетенций при изучении, закреплении знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины (курса, модуля) студентам заочной формы обучения рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2. Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п.
3. Выполнение практических заданий, предусмотренных в рамках программы дисциплины (курса, модуля), практической частиэкзамена (если таковая имеется).

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.