Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор Каширский Д.В.
1.1. | - Осмысление сущности и роли религии и оккультизма в духовном развитии человечества и в современном мире; - Изучение наиболее общих закономерностей развития религии и оккультизма как исторических феноменов; - Анализ психологических проблем религиозного сознания и практики; - Усвоение основных понятий и категорий психологии религии и умение их использования в анализе явлений религии и оккультизма; - Усвоение знаний, связанных с измененными состояниями сознания и их местом в системе религиозного опыта; - Осмысление феномена воздействия религии на бессознательную область психики и значения этого для формирования определенного социотипа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Психологические истоки, основные этапы и направления исторического развития религии и оккультизма - в их духовных и практических проявлениях; возрастные, гендерные и этнические особенности этих явлений; эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира и психологические особенности современных религий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выражать свою позицию по отношению к тем или иным явлениям религиозного сознания и религиозной практики; выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей отношения к религии и оккультизму. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Анализа религии и оккультизма как духовных феноменов; анализа психических фактов и их интерпретации с учетом возрастных,профессиональных, гендерных, этнических и религиозных характеристик индивидуального и группового субъекта; выявления психологического механизма генезиса и исторического развития религии и оккультизма. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию религии оккультизма | ||||||
1.1. | Психология религии и оккультизма как наука | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Содержание психологии верующи=х | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Психологическая характеристика элементов религиозной системы | ||||||
2.1. | Религия как предмет научного исследования. Основные подходы к феномену религшии | Лекции | 2 | 4 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Структура и функции религии: психологический аспект | Практические | 2 | 4 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Ритуалы и их место в структуре религиию | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Религиозный опыт как синтетическое образование религиозной жизни | Практические | 2 | 4 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Архаические формы религиозности и их проявление в современной культуре | ||||||
3.1. | Коллективное бессознательное и архаические формы религии | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Архаические формы религии в современной культуре | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Измененные состояния сознания (ИСС) в системе религиозного опыта | ||||||
4.1. | Понятие и классификация ИСС | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Методы достижения ИСС | Практические | 2 | 4 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Роль религии в формировании социотипа | ||||||
5.1. | Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа | Сам. работа | 2 | 15 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Псевдо религиозные ритуалы в тоталитарных обществах | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира | ||||||
6.1. | Йога: психологический аспект | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Психологическая характеристика тантризма | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Даосизм: теория внутреннего элексира | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Буддизм, джайнизм, сикхизм: психологический аспект | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Ваджраяна. Дзен: психологическая характеристика | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.6. | Психопрактики в греческой традиции | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.7. | Психопрактики в христианстве | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.8. | Суфизм: психологическая характеристика | Сам. работа | 2 | 13 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
6.9. | Психопрактики в современных оккультных системах | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Тенденции развития религиозности в современном мире | ||||||
7.1. | Структура и особенности современных религий | Практические | 2 | 4 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Психологические особенности современных религий | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Социальные тенденции в современных религиях | Практические | 2 | 0 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Харизматические системы: психологическая характеристика | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.5. | Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
7.6. | Манипуляцич сознанием в неорелигиозных культах | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Понятие психологии религии. 2.Основные подходы к изучвению психологии религии. 3.Развитие психологии религии кака науки. 4.Понятие религиозного сознания и его особенности. 5.Структура религиозного согзнания. 6.Особенности религиозно-психологического комплекса верующих. 7.Социально-психологические процессы, сопровождающие религиозное общение. 8.Понятие религиозного образа и его психологическая характеристика. 9.Понятие ритуала и его психологическая характеристика. 10.Понятие мифа и его характеристика с позиций психологии. 11.Понятие символа и его психологическая характеристика. 12.Понятие заповеди и ее характеристика с позиций психологии. 13.Тотемизм и его психологическая характеристика. 14.Фетишизм и его характеристика с позиций психологии. 15.Понятие анимизма и его психологическая сущность. 16.Первобытная магия и ее психологическая характеристика. 17.Шаманизм: психологическая характеристика. 18.Проявление архаических форм религиозности в современной культуре. 19.Даосизм. Медитативные и трансформационные практики даосизма. 20.Буддизм и использование в нем психопрактик. 21.Понятие об индуизме. Использование психопрактик в индуизме. 22.Джайнизм: общая характеристика, обеты и нормы поведения. 23.Сикхизм: психологическая характеристика. 24.Ваджраяна и эзотерические практики. Тибетские психопрактики. 25.Йога и практикуемые в ней психотехники. 26.Тантризм и его основные школы. 27.Дзен и его психотехники. 28.Стоицизм и его психопрактики. 29.Эпикуэризм и использование в нем психопрактик. 30.Кинизм и испорльзование в нем психопрактик.31.Христианство и его психологические особенности. 31.Христианство и его психологические особенности. 32.Исихазм с позиций психологии. 33.Использование психопрактик в христианстве. 34.Понятие о суфизме.Стадии психической трансформации человека. 35.Измененные состояния сознания (ИСС): общая характеристика. 36.Изменение эмоциональных состояний психики. 37.Изменение восприятия мира. 38.Изменение волевого самоконтроля. 39.Изменение самосознания и самотождественности личности. 40.Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа. 41.Псевдорелигиозные ритуалы в тоталтьарных обществах. 42.Психопрактики в современных оккультных системах. 43.Структура и особенности современной религиозной жизни. 44.Классификация современных религиозных систем. 45.Психологические особенности современных религий. 46.Социальные тенденции в современной религиозной жизни. 47.Харизматические системы и их распространение в современном мире. 48.Современные культы и дестрруктивные методы воздействия на психику.Манипуляция сознанием в неорелигиозных культах. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты: - Религия как предмет научного исследования: основные подходы. - Место психологии религии в системе наук. - Основные подходы к исследованию психологического аспекта религии. - Психология религиозной коммуникации. - Религиозные заповеди как психологический феномен. - Особенности религиозных образов и символов и их роль в жизни верующего. - К.Юнг об архетипических основах религиозности. - К.Уилбер о структуре психики и сознания человека. - Психолдогические особенности архаичных религий. - Психологическая характеристика первобытной магии. - Проявление архаичных форм религиозности в современной культуре: взгляд психолога. - Измененные состояния сознания:сущность и классификация. - Методы достижения измененных состояний сознания - Измененные состояния сознания как средство формирования социотипа. - Дыхательные техники изменения состояния сознания. - С.Гроф о "холотропном дыхании" и его религиозно-психологическом смысле. - Трансформационные и медитативные практики даосизма. - Йога, тантризм, ваджраяна: психологическая характеристика. - Психотехники в индуизме. - Психотехники в буддизме. - Психотехники в современных оккультных системах. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбакян Е.С. | РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Яблоков И.Н. - под ред. | РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рахманин А.Ю. - Отв. ред. | РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | М. М. Шахнович [и др.] ; под ред. М. М. Шахнович | РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Психология религии и оккультизма" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Багадирова С.К. История психологии: учебно-методическое пособие /С.К. Багадирова А.В. Леонтьева. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 216 с. - ISBN 978-5-4458-8088- 2; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232086 2. Батыршина А.Р. История психологии: учебное пособие / А.Р. Батыршина. - М.: Флинта, 2011. - 112 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83082. 3. История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы М.: Директ-Медиа, 2008. - 1530 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39176. 4. Кольцова, В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. - М.: Ин-ститут психологии РАН, 2008. - 511 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86978. 5. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008, 2009. - 544 с. 6. Морозов, А.В. История психологии: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2009. – 288 с. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе ка-лендарного плана мероприятий по дисциплине. 1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом. 2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр. 3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме. 4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов. 5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов. Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60). Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций. За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы. Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре. Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен. Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса. За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов). Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом: менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично |