МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии и оккультизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фролов А.С.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология религии и оккультизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н., профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Осмысление сущности и роли религии и оккультизма в духовном развитии человечества и в современном мире;
- Изучение наиболее общих закономерностей развития религии и оккультизма как исторических феноменов;
- Анализ психологических проблем религиозного сознания и практики;
- Усвоение основных понятий и категорий психологии религии и умение их использования в анализе явлений религии и оккультизма;
- Усвоение знаний, связанных с измененными состояниями сознания и их местом в системе религиозного опыта;
- Осмысление феномена воздействия религии на бессознательную область психики и значения этого для формирования определенного социотипа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Психологические истоки, основные этапы и направления исторического развития религии и оккультизма - в их духовных и практических проявлениях; эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира и психологические особенности современных религий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выражать свою позицию по отношению к тем или иным явлениям религиозного сознания и религиозной практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализа религии и оккультизма как духовных феноменов, выявления психологического механизма их генезиса и исторического развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию религии оккультизма
1.1. Психология религии и оккультизма как наука Лекции 3 1 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологическая характеристика элементов религиозной системы
2.1. Религия как предмет научного исследования. Основные подходы к феномену религшии Лекции 3 1 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Структура и функции религии: психологический аспект Практические 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Ритуалы и их место в структуре религиию Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Религиозный опыт как синтетическое образование религиозной жизни Практические 3 1 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Архаические формы религиозности и их проявление в современной культуре
3.1. Коллективное бессознательное и архаические формы религии Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Архаические формы религии в современной культуре Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Измененные состояния сознания (ИСС) в системе религиозного опыта
4.1. Понятие и классификация ИСС Лекции 3 1 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Методы достижения ИСС Практические 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Роль религии в формировании социотипа
5.1. Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Псевдо религиозные ритуалы в тоталитарных обществах Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира
6.1. Психологическая характеристика тантризма Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Даосизм: теория внутреннего элексира Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Буддизм, джайнизм, сикхизм: психологический аспект Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Ваджраяна. Дзен: психологическая характеристика Сам. работа 3 6 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Психопрактики в греческой традиции Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Психопрактики в христианстве Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Суфизм: психологическая характеристика Сам. работа 3 6 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Тенденции развития религиозности в современном мире
7.1. Структура и особенности современных религий Практические 3 1 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Психологические особенности современных религий Лекции 3 1 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Социальные тенденции в современных религиях Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Харизматические системы: психологическая характеристика Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.5. Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.6. Манипуляцич сознанием в неорелигиозных культах Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.7. Зачет Зачет 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие психологии религии.
2.Основные подходы к изучвению психологии религии.
3.Развитие психологии религии кака науки.
4.Понятие религиозного сознания и его особенности.
5.Структура религиозного согзнания.
6.Особенности религиозно-психологического комплекса верующих.
7.Социально-психологические процессы, сопровождающие религиозное общение.
8.Понятие религиозного образа и его психологическая характеристика.
9.Понятие ритуала и его психологическая характеристика.
10.Понятие мифа и его характеристика с позиций психологии.
11.Понятие символа и его психологическая характеристика.
12.Понятие заповеди и ее характеристика с позиций психологии.
13.Тотемизм и его психологическая характеристика.
14.Фетишизм и его характеристика с позиций психологии.
15.Понятие анимизма и его психологическая сущность.
16.Первобытная магия и ее психологическая характеристика.
17.Шаманизм: психологическая характеристика.
18.Проявление архаических форм религиозности в современной культуре.
19.Даосизм. Медитативные и трансформационные практики даосизма.
20.Буддизм и использование в нем психопрактик.
21.Понятие об индуизме. Использование психопрактик в индуизме.
22.Джайнизм: общая характеристика, обеты и нормы поведения.
23.Сикхизм: психологическая характеристика.
24.Ваджраяна и эзотерические практики. Тибетские психопрактики.
25.Йога и практикуемые в ней психотехники.
26.Тантризм и его основные школы.
27.Дзен и его психотехники.
28.Стоицизм и его психопрактики.
29.Эпикуэризм и использование в нем психопрактик.
30.Кинизм и испорльзование в нем психопрактик.31.Христианство и его психологические особенности.
31.Христианство и его психологические особенности.
32.Исихазм с позиций психологии.
33.Использование психопрактик в христианстве.
34.Понятие о суфизме.Стадии психической трансформации человека.
35.Измененные состояния сознания (ИСС): общая характеристика.
36.Изменение эмоциональных состояний психики.
37.Изменение восприятия мира.
38.Изменение волевого самоконтроля.
39.Изменение самосознания и самотождественности личности.
40.Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.
41.Псевдорелигиозные ритуалы в тоталтьарных обществах.
42.Психопрактики в современных оккультных системах.
43.Структура и особенности современной религиозной жизни.
44.Классификация современных религиозных систем.
45.Психологические особенности современных религий.
46.Социальные тенденции в современной религиозной жизни.
47.Харизматические системы и их распространение в современном мире.
48.Современные культы и дестрруктивные методы воздействия на психику.Манипуляция сознанием в неорелигиозных культах.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:

- Религия как предмет научного исследования: основные подходы.
- Место психологии религии в системе наук.
- Основные подходы к исследованию психологического аспекта религии.
- Психология религиозной коммуникации.
- Религиозные заповеди как психологический феномен.
- Особенности религиозных образов и символов и их роль в жизни верующего.
- К.Юнг об архетипических основах религиозности.
- К.Уилбер о структуре психики и сознания человека.
- Психолдогические особенности архаичных религий.
- Психологическая характеристика первобытной магии.
- Проявление архаичных форм религиозности в современной культуре: взгляд психолога.
- Измененные состояния сознания:сущность и классификация.
- Методы достижения измененных состояний сознания
- Измененные состояния сознания как средство формирования социотипа.
- Дыхательные техники изменения состояния сознания.
- С.Гроф о "холотропном дыхании" и его религиозно-психологическом смысле.
- Трансформационные и медитативные практики даосизма.
- Йога, тантризм, ваджраяна: психологическая характеристика.
- Психотехники в индуизме.
- Психотехники в буддизме.
- Психотехники в современных оккультных системах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбакян Е.С. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Яблоков И.Н. - под ред. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин А.Ю. - Отв. ред. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 М. М. Шахнович [и др.] ; под ред. М. М. Шахнович РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Психология религии и оккультизма" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Психологические журналы:
http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html - Вестник Московского университета. Серия 14, Психология
http://www.voppsy.ru/ - Вопросы психологии (журнал )
http://jvnd.ru/ - Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
http://www.mediasphera.aha.ru/journals/korsakov/ - Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова
http://psyjournal.ru/ - Журнал практической психологии и психоанализа
http://psyjournals.ru/mpj/ - Консультативная психология и психотерапия
http://psyjournals.ru/kip/ - Культурно-историческая психология
http://www.infamed.com/nb/index.htm - Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева
http://psyjournals.ru/index.shtml - Портал психологических изданий PsyJournals.ru
http://psystudy.ru/ - Психологические исследования
http://www.psychol.ras.ru/08.shtml - Психологический журнал
http://www.psyedu.ru/ - Электронный журнал Psyedu.Ru
http://www.psychology.su/ - Журнал "Психология"
http://www.popsy.ru/ - Журнал Популярная психологиЯ статьи новости тренинги пси-хотерапия обучение

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе ка-лендарного плана мероприятий по дисциплине.

1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом.

2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр.

3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме.

4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов.

5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов.

Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60).

Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине

неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций.

За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы.

Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре.

Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен.

Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса.

За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов).

Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом:

менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично