МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии и оккультизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-23-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фролов А.С.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология религии и оккультизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н., профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осмысление сущности и роли религии и оккультизма в духовном развитии человечества и в современном мире;
Изучение наиболее общих закономерностей развития религии и оккультизма как исторических феноменов;
Анализ психологических проблем религиозного сознания и практики;
Усвоение основных понятий и категорий психологии религии и умение их использования в анализе явлений религии и оккультизма;
Усвоение знаний, связанных с измененными состояниями сознания и их местом в системе религиозного опыта;
Осмысление феномена воздействия религии на бессознательную область психики и значения этого для формирования определенного социотипа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Психологические истоки, основные этапы и направления исторического развития религии и оккультизма - в их духовных и практических проявлениях; эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира и психологические особенности современных религий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выражать свою позицию по отношению к тем или иным явлениям религиозного сознания и религиозной практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализа религии и оккультизма как духовных феноменов, выявления психологического механизма их генезиса и исторического развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию религии оккультизма
1.1. Психология религии и оккультизма как наука Лекции 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологическая характеристика элементов религиозной системы
2.1. Религия как предмет научного исследования. Основные подходы к феномену религшии Лекции 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Структура и функции религии: психологический аспект Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Ритуалы и их место в структуре религиию Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Религиозный опыт как синтетическое образование религиозной жизни Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Архаические формы религиозности и их проявление в современной культуре
3.1. Коллективное бессознательное и архаические формы религии Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Архаические формы религии в современной культуре Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Измененные состояния сознания (ИСС) в системе религиозного опыта
4.1. Понятие и классификация ИСС Лекции 3 0 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Методы достижения ИСС Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Роль религии в формировании социотипа
5.1. Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Псевдо религиозные ритуалы в тоталитарных обществах Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира
6.1. Психологическая характеристика тантризма Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Даосизм: теория внутреннего элексира Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Буддизм, джайнизм, сикхизм: психологический аспект Сам. работа 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Ваджраяна. Дзен: психологическая характеристика Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Психопрактики в греческой традиции Практические 3 3 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Психопрактики в христианстве Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Суфизм: психологическая характеристика Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Тенденции развития религиозности в современном мире
7.1. Структура и особенности современных религий Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Психологические особенности современных религий Практические 3 3 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Социальные тенденции в современных религиях Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Харизматические системы: психологическая характеристика Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.5. Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.6. Манипуляцич сознанием в неорелигиозных культах Сам. работа 3 2 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
7.7. Зачет Зачет 3 4 ОК-6 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие психологии религии.
2.Основные подходы к изучвению психологии религии.
3.Развитие психологии религии кака науки.
4.Понятие религиозного сознания и его особенности.
5.Структура религиозного согзнания.
6.Особенности религиозно-психологического комплекса верующих.
7.Социально-психологические процессы, сопровождающие религиозное общение.
8.Понятие религиозного образа и его психологическая характеристика.
9.Понятие ритуала и его психологическая характеристика.
10.Понятие мифа и его характеристика с позиций психологии.
11.Понятие символа и его психологическая характеристика.
12.Понятие заповеди и ее характеристика с позиций психологии.
13.Тотемизм и его психологическая характеристика.
14.Фетишизм и его характеристика с позиций психологии.
15.Понятие анимизма и его психологическая сущность.
16.Первобытная магия и ее психологическая характеристика.
17.Шаманизм: психологическая характеристика.
18.Проявление архаических форм религиозности в современной культуре.
19.Даосизм. Медитативные и трансформационные практики даосизма.
20.Буддизм и использование в нем психопрактик.
21.Понятие об индуизме. Использование психопрактик в индуизме.
22.Джайнизм: общая характеристика, обеты и нормы поведения.
23.Сикхизм: психологическая характеристика.
24.Ваджраяна и эзотерические практики. Тибетские психопрактики.
25.Йога и практикуемые в ней психотехники.
26.Тантризм и его основные школы.
27.Дзен и его психотехники.
28.Стоицизм и его психопрактики.
29.Эпикуэризм и использование в нем психопрактик.
30.Кинизм и испорльзование в нем психопрактик.31.Христианство и его психологические особенности.
31.Христианство и его психологические особенности.
32.Исихазм с позиций психологии.
33.Использование психопрактик в христианстве.
34.Понятие о суфизме.Стадии психической трансформации человека.
35.Измененные состояния сознания (ИСС): общая характеристика.
36.Изменение эмоциональных состояний психики.
37.Изменение восприятия мира.
38.Изменение волевого самоконтроля.
39.Изменение самосознания и самотождественности личности.
40.Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.
41.Псевдорелигиозные ритуалы в тоталтьарных обществах.
42.Психопрактики в современных оккультных системах.
43.Структура и особенности современной религиозной жизни.
44.Классификация современных религиозных систем.
45.Психологические особенности современных религий.
46.Социальные тенденции в современной религиозной жизни.
47.Харизматические системы и их распространение в современном мире.
48.Современные культы и дестрруктивные методы воздействия на психику.Манипуляция сознанием в неорелигиозных культах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:

- Религия как предмет научного исследования: основные подходы.
- Место психологии религии в системе наук.
- Основные подходы к исследованию психологического аспекта религии.
- Психология религиозной коммуникации.
- Религиозные заповеди как психологический феномен.
- Особенности религиозных образов и символов и их роль в жизни верующего.
- К.Юнг об архетипических основах религиозности.
- К.Уилбер о структуре психики и сознания человека.
- Психолдогические особенности архаичных религий.
- Психологическая характеристика первобытной магии.
- Проявление архаичных форм религиозности в современной культуре: взгляд психолога.
- Измененные состояния сознания:сущность и классификация.
- Методы достижения измененных состояний сознания
- Измененные состояния сознания как средство формирования социотипа.
- Дыхательные техники изменения состояния сознания.
- С.Гроф о "холотропном дыхании" и его религиозно-психологическом смысле.
- Трансформационные и медитативные практики даосизма.
- Йога, тантризм, ваджраяна: психологическая характеристика.
- Психотехники в индуизме.
- Психотехники в буддизме.
- Психотехники в современных оккультных системах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбакян Е.С. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Яблоков И.Н. - под ред. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин А.Ю. - Отв. ред. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 М. М. Шахнович [и др.] ; под ред. М. М. Шахнович РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Психология религии и оккультизма" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Психологические журналы:
http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html - Вестник Московского университета. Серия 14, Психология
http://www.voppsy.ru/ - Вопросы психологии (журнал )
http://jvnd.ru/ - Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
http://www.mediasphera.aha.ru/journals/korsakov/ - Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова
http://psyjournal.ru/ - Журнал практической психологии и психоанализа
http://psyjournals.ru/mpj/ - Консультативная психология и психотерапия
http://psyjournals.ru/kip/ - Культурно-историческая психология
http://www.infamed.com/nb/index.htm - Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева
http://psyjournals.ru/index.shtml - Портал психологических изданий PsyJournals.ru
http://psystudy.ru/ - Психологические исследования
http://www.psychol.ras.ru/08.shtml - Психологический журнал
http://www.psyedu.ru/ - Электронный журнал Psyedu.Ru
http://www.psychology.su/ - Журнал "Психология"
http://www.popsy.ru/ - Журнал Популярная психологиЯ статьи новости тренинги пси-хотерапия обучение

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе ка-лендарного плана мероприятий по дисциплине.

1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом.

2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр.

3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме.

4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов.

5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов.

Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60).

Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине

неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций.

За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы.

Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре.

Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен.

Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса.

За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов).

Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом:

менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично