МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы психопатологической диагностики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Методы психопатологической диагностики

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучение роли семьи в происхождении, развитии, лечении и предупреждении заболеваний, а также определение влияния различных болезней на семейное функционирование.
Задачи:
1. Определение роли семьи в происхождении, развитии и профилактике болезней; сохранении и укреплении здоровья детей, подростков и взрослых.
2. Изучение семьи как фактора аномального развития и отклоняющегося поведения.
3. Исследование влияния различных болезней на семейные отношения.
4. Освоение методов семейной психологической диагностики.
5. Создание классификации семей, нуждающихся в оказании психологической помощи, определение общих и специфических особенностей этих семей.
6. Освоение методов психологического воздействия, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (методов семейной психотерапии) с учетом специфики нуждающихся в данном виде помощи семей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основы постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей;
способы формулировки проблемы и гипотезы, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа и обобщения полученные данные в виде научных статей и докладов.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
самостоятельно ставить практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
подобрать методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможностью постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методами оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
формулировки проблемы и гипотезы, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа и обобщения полученные данные в виде научных статей и докладов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Клиническая психология семьи как раздел клинической психологии Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. История и предпосылки возникновения клинической психологии семьи Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Клиническая психология семьи и фундаментальные отрасли психологии Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Клиническая психология семьи и психотерапия Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Эволюция семьи и брака в истории человеческого общества Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Ранние формы семейных взаимоотношений в истории человеческого общества Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Семейные взаимоотношения в традиционном обществе Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Социально-психологические особенности современной семьи Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Теоретическая модель семьи в психологии: психологические исследования семьи, теории брака и семьи Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Основные понятия психологии семьи Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Типологии семейно-брачных отношений Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Функции семьи. Понятие функциональной и дисфункциональной семьи Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Динамика семьи. Классификации стадий развития семьи Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Психологические особенности семьи на ранних стадиях развития семейных отношений Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Психологические особенности и проблемы молодой семьи. Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Психологические особенности и проблемы семьи с детьми-подростками. Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Психологические особенности и проблемы семьи на стадии «пустого гнезда». Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейные трудности. Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Понятие и особенности семейного стресса. Нормативный и экстремальный семейный стресс. Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Трудные жизненные ситуации в семье: особенности ситуации, стратегии совладания, принципы психологической помощи семье Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Семья с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта. Практические 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Психологические особенности семьи одинокой матери Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.24. Психологические особенности семьи с детьми, родившимися вне брака Сам. работа 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.25. Психологические особенности многодетной семьи Сам. работа 10 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.26. Психологические особенности семьи с приемными детьми Сам. работа 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.27. Семья с больным и/или проблемным членом Практические 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.28. Семьи, пострадавшие в результате действия неблагоприятных макро- и микросоциальных факторов Сам. работа 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.29. Семьи в ситуации нормативного семейного кризиса (при переходе на новый этап жизненного цикла) Сам. работа 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.30. Альтернативная семья Сам. работа 10 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.31. Экзамен Экзамен 10 27 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. История и предпосылки возникновения клинической психологии семьи
2. Клиническая психология семьи и фундаментальные отрасли психологии
3. Классификация семей, нуждающихся в психологической помощи
4. Клиническая психология семьи и психотерапия. Клиническая психология семьи и перинатальная психология.
5. Биологические предпосылки семейных взаимоотношений
6. Ранние формы семейных взаимоотношений в истории человечества
7. Семейные взаимоотношения в традиционном обществе
8. Особенности современной семьи
9. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
10. Психологические особенности стадии формирования супружеской пары. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
11. Психологические особенности и проблемы молодой семьи. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
12. Психологические особенности и проблемы семьи с детьми-подростками. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
13. Психологические особенности и проблемы семьи на стадии «пустого гнезда». Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
14. Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейные трудности.
15. Понятие и особенности семейного стресса. Нормативный и экстремальный семейный стресс.
16. Трудные жизненные ситуации в семье: особенности ситуации, специфика эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на ситуацию членов семьи, стратегии совладания, принципы психологической помощи семье в данной ситуации (описать на выбор одну из ситуаций: измена, развод, тяжелая болезнь, смерть члена семьи).
17. Типы проблемных семей: семьи с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта; семьи с больным и/или проблемным членом.
18. Семья с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта (на примере описания семьи одинокой матери; семьи с детьми, родившимися вне брака; совокупной семьи (повторный брак); семьи с приемными детьми; многодетной семьи; неполной семьи (без одного из родителей); бездетной семьи; семьи, ориентированной на взрослых (сознательно не желающей иметь ребенка).
19. Семья с больным и/или проблемным членом (инвалидом, психически больным, невротиком, членом семьи, страдающим психосоматическим заболеванием, наркозависимым, с делинквентным поведением, попавшим под влияние деструктивной секты, проявляющим разные формы насилия над членами семьи).
20. Психологическая диагностика семейных отношений.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение



Примеры вопросов к семинарскому занятию:
1. Назовите виды психологического консультирования добрачной и предбрачной пары.
2. В чем особенности консультирования добрачной и предбрачной пары по телефону доверия?
3. Раскройте содержание консультирования как информирования (психологического просвещения).
4. Каковы особенности индивидуального психологического консультирования добрачной пары?
5. Обоснуйте преимущество и недостатки группового психологического консультирования добрачной пары.
6. Назовите методы индивидуального психологического консультирования по вопросу выбора партнера.
7. Опишите методы группового психологического консультирования добрачной пары.
Примеры вопросов к семинарскому занятию:
1. Опишите основные этапы переживания родителями информации о заболевании ребенка.
2. Дайте краткую характеристику преобладающим типам воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями.
3. Какое влияние оказывает заболевание ребенка на отношение родителей к процессу воспитания?
4. Какую роль играет родительское восприятие заболевания в процессе социальной реабилитации ребенка-инвалида?
5. Какие виды психологической помощи могут быть оказаны семье больного ребенка?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохорова О. Г. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под общ. ред. Посысоева Н.Н. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.