МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология следственных действий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Н.Ю. Варгасова

Рецензент(ы):
О.М. Любимова

Рабочая программа дисциплины
Психология следственных действий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 23.04.2020 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.псх.н. Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.псх.н. Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений о психологической структуре следственной деятельности, психологических основах следственной тактики, сущности судебно-психологической экспертизы.
Задачами курса являются овершенствование навыков проведения психологического анализа след-ственных ситуаций, оказание правомерного психологического воздействия и установления психологического контакта c личностью, являющейся участником следственных действий при осуществлении профессиональной деятельности следователем, учета психологических особенностей различных видов преступлений при их расследовании, развитие умений по использованию психологических приемов, направленных на повышение эффективности проведения следственных действий.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
ПСК-5 психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный материал курса,психологическую характеристику предварительного следствия и следственной тактики, о психологических явлениях возникающих в процессе расследования преступлений, о структуре деятельности и общения следователя, о психологических методах и приемах воздействия на личность и психологических особенностях поведения лиц, совершивших преступление, а также лиц, участвующих в следственных действий в качестве свидетелей, потерпевших, специалистов и экспертов.

3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать психологический контакт с различными участниками процесса расследования; оказывать на них правомерное психологическое воздействие; распознавать и выделять психологическое в жизни и деятельности человека; устанавливать психологический контакт с различными участниками процесса расследования; применять отдельные методы визуальной психодиагностики при производстве следственных действий; интерпретировать различные формы поведения и эмоциональные состояния: жесты, мимику, выражение лица, манеру и стиль поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной ориентации и использования психологических знаний и умений в ситуациях, требующих оценки личности и мотивации деятельности человека; компетентного применения методов визуальной психодиагностики; умелого использования закономерностей общения и приемов психологического воздействия на личность подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса расследования; применения знаний о психологических особенностях людей при планировании и производстве следственных действий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика следственной деятельности
1.1. Психологическая характеристика предварительного следствия и следственной тактики Лекции 10 2 Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.2
1.2. Расследование преступлений как познавательный, коммуникативный, реконструктивный и удостоверительный процесс Практические 10 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Проанализировать проявление метода включенного наблюдения в познавательной деятельности следователя, описать примеры следственных действий, где проявляется метод включенного наблюдения. Сам. работа 10 10 Л2.4, Л2.6, Л2.7, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.8, Л2.2, Л2.3
1.4. Анализ такти коммуникативной деятельности следователя в зависимости от процессуального статуса участника следственного действия Сам. работа 10 12 Л2.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Психологические особенности отдельных следственных действий
2.1. Психология осмотра места происшествия, освидетельствования, осмотра трупа Лекции 10 4 Л2.5, Л1.2, Л1.3
2.2. Психологическая характеристика обыска и выемки Практические 10 8 Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л2.2
2.3. Психологические основы допроса и очной ставки Лекции 10 4 Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Проанализировать и описать методы психологического воздействия, используемого следователем при выборе различных тактих ведения следственных действий. Проанализировать эффективность применения методов психологического воздействия на различных этапах расследования уголовного дела. Сам. работа 10 10 Л2.4, Л2.6, Л2.7, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.8, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Психологические особенности участников следственных действий и судебно - психологическая экспертиза
3.1. Психологические особенности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля Лекции 10 4 Л1.4, Л1.2, Л2.8
3.2. Проанализировать и описать психологические характеристики и особенности различных участников следственных действий (свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый). Сравнить психологические аспекты процессуального статуса подозреваемого и обвиняемого, раскрыть психологические особенности тактики воспрепятсвования уголовному расследованию "защитная доминанта", провести сравнительный анализ активной и пассивной форм "защитной доминанты" Сам. работа 10 18 Л2.6, Л1.1, Л1.2
3.3. Особенности следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля Практические 10 6 Л2.4, Л1.2, Л1.3
3.4. Анализ процессуального статуса и особенностей участия психолога в качестве специалиста в следственном действии с участием несовершеннолетних Сам. работа 10 12 Л2.5, Л1.2, Л1.5
3.5. Профессиональные качества личности следователя и проблемы формирования следственного мастерства Практические 10 6 Л2.6, Л1.4, Л1.2
3.6. Судебно-психологическая экспертиза Практические 10 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Самостоятельное проведение психодиагностики способностей потерпевших правильно оценивать и осознавать характер и значение совершаемых с ними действий, способности оказывать сопротивление Сам. работа 10 11 Л2.4, Л2.6, Л2.7, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л2.8, Л2.2, Л2.3
3.8. Письменные ответы на вопросы по билетам, собеседование Экзамен 10 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Психологическая характеристика предварительного следствия.
Психологический анализ следственной ситуации.
Психологические особенности тактики действий в ситуации противо-борства и активного противодействия заинтересованной стороны.
Психологическая характеристика подозреваемого и обвиняемого.
Психология свидетеля и свидетельских показаний.
Психология взаимодействия с потерпевшим
Психологическая структура следственного мастерства.
Профессионально-важные качества личности следователя.
Профессиональная деформация личности следователя и пути ее про-филактики.
Проблема правомерности и допустимости психологического воздей-ствия в процессе расследования преступлений.
Ситуация психологической борьбы и выбор следователем оптималь-ных методов воздействия на участников предварительного расследова-ния.
Осмотр места происшествия - овеществленная психология участников расследуемого события.
Психологические факторы, влияющие на проведение осмотра места происшествия.
Инсценировки на месте происшествия с точки зрения психологии.
Психологические аспекты подготовки к обыску
Психологический анализ поведения обыскиваемого при обыске.
Объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор места со-крытия тайника.
Психологические особенности допроса обвиняемого и подозреваемого.
Психологические приемы допроса свидетелей и потерпевших.
Психологическая характеристика очной ставки.
Психологическая подготовка участников следственного эксперимента.
Психологические особенности восприятия человека человеком.
Психологические особенности деятельности следователя при проведе-нии проверки показаний на месте.
Понятие судебно-психологической экспертизы, ее цели и задачи.
Виды судебно-психологических экспертиз, порядок их назначения и производства
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Психологическая характеристика деятельности следователя.
Психология и следственная тактика.
Психологические механизмы поведения подозреваемого и обвиняемо-го.
Учет психологических факторов при оценке свидетельских показаний.
Психологические факторы, влияющие на позицию потерпевшего в процессе расследования преступления.
Профессиограмма деятельности следователя.
Психологические основы формирования профессионального мастер-ства следователя.
Психологическая характеристика профессионально-важных качеств личности следователя.
Профессиональная деформация личности следователя и ее предупре-ждение.
Понятие и методы психологического воздействия на личность.
Основные факторы, влияющие на выбор методов психологического воздействия.
Коммуникативная подготовка следователя.
Психологические приемы общения с различными категориями граж-дан.
Место происшествия как источник информации о расследуемом собы-тии и личности правонарушителя.
Психологическая характеристика инсценировок при осмотре места происшествия.
Особенности психологии прячущего.
Роль наблюдательности при производстве обыска.
Основные факторы, влияющие на способ и место сокрытия тайника.
Допрос как специфический вид общения.
Психологические основы подготовки к допросу.
Психологические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого.
Психологические приемы допроса свидетелей и потерпевших.
Психологические приемы проведения очной ставки.
Моделирование объективных и субъективных факторов при следствен-ном эксперименте.
Психологическая структура процесса опознания.
Особенности топографических восприятий и их значение при произ-водстве проверки показаний на месте.
Психологические проблемы расследования различных видов преступ-лений.
Психологические особенности расследования убийств.
Психологические проблемы расследования серийных преступлений.
Организация судебно-психологической экспертизы.
Основные виды судебно-психологической экспертизы и их характери-стика.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Темы практических заданий.

1. Составить психологическую характеристику свидетеля в ходе проведения допроса следователем.
2. Составить психологическую характеристику потерпевшего, участвующего в опознании подохреваемого.
3. Составить психологическую характеристику подозреваемого, способствующего раскрытию преступления и активно сотрудничающего со следствием.
4. Описать основые характеристики портера личности преступника, совершающего экономические преступления.
5. Составить основные характеристики портрета личности преступника, совершающего преступления против половой неприкосновенности.
6. Составить основыне характеристики портрета личности преступника, совершающего преступления против жизни и здоровья.
7. Составить рекомендации специалиста - психолога по подготовке и выбору тактики допроса несовершеннолетнего потерпевшего.

Вопросы к экзамену

1. Предварительное следствие в органах внутренних дел как объект психологического анализа.
2. Понятие и психологическая структура следственной деятельности.
3. Расследование преступлений как познавательный, коммуникативный, реконструктивный и удостоверительный процесс.
4. Психологические особенности следственной деятельности. Наличие властных полномочий и процессуальная регламентация следственной работы.
5. Психология и тактика. Психологические факторы, связанные с тактикой следственных действий.
6. Психологическая структура следственных действий. Психологические условия влияющие на выбор тактического приема: объектные, субъектные и обстановочные.
7. Психологический анализ следственной ситуации. Способы психологической оценки следственной ситуации.
8. Построение информационной и концептуальной моделей следственной ситуации. Версия как интеллектуальная модель расследования.
9. Психологические особенности принятия решений на основе анализа следственной ситуации, определения линии и тактики поведения следователя.
10. Психологические особенности тактики действий в ситуации противоборства и активного противодействия заинтересованной стороны.
11. Психологическая характеристика непрофессиональных участников предварительного расследования: подозреваемого, свидетеля, потерпевшего.
12. Особенности психологической позиции лиц, причастных к расследуемому событию.
13. Психология подозреваемого и обвиняемого. Факторы, влияющие на их поведение в процессе расследования.
14. Мотивы поведения подозреваемого и обвиняемого. Мотивы дачи ложных показаний и самооговора.
15. Психологическая характеристика свидетеля.
16. Свидетельские показания, оценка их достоверности. Этапы формирования свидетельских показаний.
17. Роль познавательных процессов в формировании свидетельских показаний. Влия-ние эмоций на свидетельские показания.
18. Субъективный фактор свидетельских показаний.
19. Психология потерпевшего и мотивы его поведения. Факторы, влияющие на показания потерпевшего.
20. Оценка достоверности показаний потерпевшего.
21. Психология личности следователя, мотивы и цели его деятельности.
22. Психологические компоненты мастерства следователя. Характеристика профессиональных знаний, умений и навыков следователя.
23. Морально-психологические и профессионально-значимые качества личности следователя.
24. Познавательные, коммуни-кативные, организаторские и творческие способности следователя.
25. Этапы формирования следственного мастерства. Профессионализация способностей.
26. Профессиональное восприятие, память, наблюдательность. Формирование следственного мышления. Психологическое воздействие и установ-ление психологического контакта. Преодоление конфликтных ситуаций в профессиональном общении.
27. Психологические основы формирования эмоционально-волевой устойчивости следователя.
28. Организация и способы психологической подготовки следователя к расследованию преступлений и производству следственных действий. Профессиональная деформация и пути ее профилактики.
29. Психологические основы осмотра места происшествия. Место происшествия как источник информации о расследуемом событии, его участниках.
30. Роль профессиональной наблюдательности при проведении осмотра.
31. Реконструкция пре-ступного события. Влияние возраста, пола, интересов, знаний, опыта, профессиональных умений и навыков на выбор объектов, способов совершения и сокрытия преступлений.
32. Инсценировки на месте преступления. Виды инсценировок и психологические возможности их разоблачения.
33. Психологические особенности обыска: принудительный способ проведения, конфликтность, ярко выраженный поисковый и проблемный характер.
34. Оценка произвольных и непроизвольных реакций обыскиваемого, членов его семьи. Поведение обыскиваемых как демаскирующий фактор при обыске.
35. Психология прячущего. Объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор места сокрытия.
36.Психологическая характеристика допроса как процесса взаимодействия следователя и допрашиваемого.
37. Поведение следователя при допросе. Методы психологического воздействия на допрашиваемого. П
38. Психология допроса свидетелей и потерпевших. Защитная доминанта виновного.
39. Классификация психологических состояний подозреваемого, обвиняемого. Состояние агрессии, аффекта, подавленности, фрустрации.
40. Мотивы дачи ложных показаний при допросе и очной ставке. Психология разоблачения лжи.
41. Психологические особенности проведения очной ставки. Характер взаимодействия участников очной ставки.
42. Необходимость проведения судебно-психологической экспертизы.
43. Организация судебно-психологической экспертизы, ее цели и задачи. Роль психолога в проведении судебно-психологической экспертизы.
44. Возможности и виды судебно-психологических экспертиз.
45. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее особенности.
46. Определение способности воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
47. Психодиагностика предрасположенности к аффекту.
48. Психодиагностика способностей потерпевших правильно оценивать и осознавать характер и значение совершаемых с ними действий, способности оказывать сопротивление.
49. Психодиагностика умственной отсталости и отставания в психическом развитии.
50.Установление психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций.









6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Волков В. Н. Юридическая психология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Аминов И. И. Юридическая психология : учебное пособие для вузов М.: Юнити-Дана, , 2012 elibrary.asu.ru
Л1.3 Смирнов В.Н. Юридическая психология.: Учебн. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.4 Романов В.В. Юридическая психология: учебник М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079.
Л1.5 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология. : Учебгик. М.: ЮРАЙТ, 2012 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цветков В. Л., Шевченко В. М., Шаматава Н. Е. Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2020
Л2.2 Семенова О.В. Юридическая психология: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Чудинов С.И. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама): монография М.: Флинта: Наука, 2010
Л2.4 В. И. Курбатов Юридическая психология: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2007
Л2.5 Кикоть В. Я., Рыбников В. Ю. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2006
Л2.6 Ю. В. Чуфаровский Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие М.: Проспект, 2020
Л2.7 Аминов И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.8 Букреев В.И. Человек агрессивный (Истоки международного терроризма): учеб. пособие М.: Флинта, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru.
Э2 http://www.biblioclub.ru/
Э3 http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском
Э4 http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
Э5 http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
Э6 http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
Э7 http://psylib.kiev.ua/
Э8 http://azps.ru/
Э9 http://yurpsy.ru/
Э10 Курс в Moodle "Психология следственных действий" portal.edu.asu.ru
Э11 Курс в Moodle "Психология следственных действий" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
• http://www.biblioclub.ru/
• http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском
• http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
• http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ - на английском и немецком
• http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
• http://www.springerlink.com/behavioral-science/ - на английском
• http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
• http://psylib.kiev.ua/
• http://azps.ru/

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru, www.yurpsy.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию слушателей в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию.
На лекциях слушателям раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
Цель практических занятий состоит в том, чтобы опытным путем продемонстрировать слушателям некоторые закономерности психики, дать цикл упражнений, тестов и психологических задач, развивающих профессиональную наблюдательность, сообразительность, общительность, умения мыслить логически, необходимых для успешного расследования преступлений. Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией. Оно преследует цель развития творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.