МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология языка и речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология языка и речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.с.н, кпсхн. Демина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.с.н, кпсхн. Демина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи.

Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические парадигмы языкознания, проблему взаимосвязи психологии языка, речи, мышления и сознания, принципы мозговой организации речевых процессов,
прикладные основы восприятия речи и понимания языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы анализа языка и речи, ментального лексикона и ментальной грамматики, проводить анализ взрослой и детской речи, применять дискурсивные и ментальные стратегии воздействия.
использовать типы языковых знаков и значений в направленной коммуникации, применять риторические средства и дискурсивные приёмы воздействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, приемами оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи).
психологической оценкой вербального и невербального поведения, языковой и речевой компетенцией в профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию языка и речи. Психолингвистика.
1.1. Психология языка и речи. Междисциплинарный статус проблемы. Практические 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.4
1.2. Язык как феномен сознания и мышления. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.6, Л3.2
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики.
2.1. Психосемиотика языка и речи.Знаки и значения. Практические 2 1 ПК-6 Л2.6, Л3.2
2.2. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.3, Л2.5
2.3. Значение как функция управления звукознаком.Виды значений. Психологическая структура значения. Практические 2 1 СПК -1 Л2.1
Раздел 3. Понятийный аппарат психолингвистики.
3.1. Психология звука.Психофонетика. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.2
3.2. Психология слова.Лексикология. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.2
3.3. Психология значения и смысла. Психосемантика. Сам. работа 2 2 СПК -1 Л2.1
3.4. Концепт и категория. Язык концептцальной метафоры. Практические 2 1 ПК-6 Л3.1, Л2.4
3.5. Эмотивы в языке и речи. Лингвистическая теория эмоций. Практические 2 1 СПК -1 Л2.3
3.6. Языковой тип и речевой жанр. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. Практические 2 1 ПК-6 Л1.3
3.7. Ментальный лексикон и ментальная грамматика Практические 2 1 СПК -1 Л1.3
Раздел 4. Научные направления в психолингвистике: историография и современность.
4.1. Возникновение и развитие ассоцианистского направления Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.2
4.2. Возникновение и развитие функционализма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.2
4.3. Возникновение и развитие трансформационистского направления Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2
4.4. Возникновение и развитие генеративизма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.2
4.5. Возникновение и развитие конструктивизма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.2
4.6. Возникновение и развитие ментализма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л3.2
4.7. Современные направления отечественной психолингвистики Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.6, Л3.1
4.8. Современные направления когнитивной психолингвистики Сам. работа 2 2 ПК-6 Л3.2, Л2.2
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований
5.1. Системы конент-анализа Практические 2 1 ОПК-3, ПК-6 Л3.1
5.2. Системы семантического анализа. Практические 2 1 ОПК-3, ПК-6
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение.
6.1. Теория коммуникативных актов. Практические 2 1 ПК-6 Л2.6
6.2. Психотерапевтический диалог: язык и мышление. Практические 2 1 СПК -1
Раздел 7. Дискурс как объект изучения.
7.1. Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.7
7.2. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе Практические 2 1 СПК -1 Л2.7
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития.
8.1. Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. Сам. работа 2 2 СПК -1
8.2. Детская речь и внутренняя речь. Сам. работа 2 2 СПК -1
8.3. Речевые ошибки и речевой патогенез. Сам. работа 2 2 СПК -1
Раздел 9. Прикладные аспекты психолингвистики.
9.1. Судебная психолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6
9.2. Медиа-психолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л3.1
9.3. Нейропсихолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6
9.4. Этнопсихолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л3.1
9.5. Гендерная психолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л3.1
9.6. Политическая психолингвистика Сам. работа 2 2 ПК-6 Л3.1
9.7. Математическая психолингвистика Сам. работа 2 2 ПК-6
9.8. Лингвоперсонология Сам. работа 2 3 ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету
1. Язык и речь в лингвистике и психологии.
2. Язык и мысль в когнитивной психолингвистике.
3. Язык и сознание в когнитологии и когнитивистике.
4. Вычислительные модели языка.
5. Когнитивное моделирование в изучении языка и речи.
6. Психосемиотика языка. Знаки и значения.
7. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.
8. Значение как функция управления звукознаком.
9. Классификация знаков и виды значений.
10. Психология звука. Психофонетика.
11. Психология слова. Лексикология.
12. Психология значения и смысла. Психосемантика.
13. Концептология: концепт и концептосфера.
14. Язык концептуальной метафоры.
15. Теория метафоры в психологии и языкознании.
16. Язык и речь в кросскультурной коммуникации.
17. Когнитивный контроль языка и речи.
18. Языковая лакунарность.
19. Лингвистическая теория эмоций: эмотиология.
20. Лингвоперсонология: теория языковой личности.
21. Языковой тип и речевой жанр.
22. Ментальный лексикон и ментальная грамматика.
23. Когнитивная грамматика языка.
24. Теория коммуникативных актов.
25. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения.
26. Дискурс как ментально-речевой конструкт.
27. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе
28. Психотерапевтический диалог: речь, язык и мышление.
29. Детская речь: возрастные языковые универсалии
30. Внутренняя речь: универсальный предметный код.
31. Речевые ошибки и речевой патогенез.
32. Гендерные различия в языке и речи.
33. Нейронауки о языке мозга и языке мысли.
34. Эволюционная биология и психология о происхождении и развитии языка.
35. Естественный и искусственный язык: когнитивная робототехника.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе:
1. Слова и понятия.
2. Слова и символы.
3. Слова и образы.
4. Образы и символы.
5. Слова и значения.
6. Значения и смыслы.
7. Символы и знаки.
8. Знаки и значения.
9. Знание и понимание.
10. Понимание и интерпретация.
11. Слова и концепты.
12. Категоризация и концептуализация.
13. Эмоциональные и когнитивные концепты.
14. Текст и дискурс.
15. Дискурсивные слова.
16. Ментально-языковой код.
17. Языковые лакуны.
18. Языки мозга.
19. Языки культуры.
20. Языки искусства.
21. Язык телесности.
22. Языковой тип и речевой жанр.

Темы рефератов:
1. Денотативная семантика.
2. Экстенсиональная и интенсиональная семантика.
3. Языки виртуальной реальности.
4. Когнитивные и дискурсивные функции языка.
5. Язык и речь в кризисной терапии.
6. Язык и речь в суицидологии.
7. Язык и речь в посттравматическом стрессовом расстройстве.
8. Речевые характеристики в типологии темперамента и характера.
9. Возрастные аспекты языка и речи.
10. Гендерные аспекты языка и речи.
11. Экспрессивный контроль языка и речи.
12. Речевые ошибки и патогенез речи.
13. Психологические проблемы билингвизма.
14. Инвективная лексика вербальной агрессии.
15. Эмотивная компетентность личности.
16. Языковая и речевая способность.
17. Дискурсивная психология языковой личности.
18. Маледиктология.
19. Лингвоперсонология.
20. Эмотиология.
21. Знание языка и чувство языка.
22. Фонематический слух.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие Флинта: Наука, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797
Л1.2 Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов Москва : Директ-Медиа, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие Эксмо , 2010
Л2.2 Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики : Электронный ресурс Лань, 2011 e.lanbook.com
Л2.3 Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П. Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: механизмы экспликации и концептуализации: монография: монография "ФЛИНТА" , 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Маслова В.А Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
Л2.5 Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса: монография Флинта, 2018 e.lanbook.com
Л2.6 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов Смысл, 2005
Л2.7 Чернявская В.Е Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Супрун А.П. , Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности : монография URSS, 2007
Л3.2 Янова Н.Г. Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ, Фонд Сороса) www.csa.ru
Э2 Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. www.biblioclub.ru
Э3 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с. www.biblioclub.ru
Э4 Журналы на иностранном языке:
Э5 BRAIN AND LANGUAGE www.sciencedirect.com
Э6 COGNITIVE PSYCHOLOGY www.sciencedirect.com
Э7 JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY www.sagepub.com
Э8 Актуальные проблемы современной лингвистики biblioclub.ru
Э9 Монографии на иностранном языке:
Э10 1. Psychology of Language by Michael A Forrester www.sagepub.com
Э11 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger www.sagepub.com
Э12 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker www.sagepub.com
Э13 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton www.sagepub.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психолингвистика

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология».