Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-23- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.с.н, кпсхн. Демина
1.1. | Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи. Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-3 | способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | психологические парадигмы языкознания, проблему взаимосвязи психологии языка, речи, мышления и сознания, принципы мозговой организации речевых процессов, прикладные основы восприятия речи и понимания языка. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать методы анализа языка и речи, ментального лексикона и ментальной грамматики, проводить анализ взрослой и детской речи, применять дискурсивные и ментальные стратегии воздействия. использовать типы языковых знаков и значений в направленной коммуникации, применять риторические средства и дискурсивные приёмы воздействия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, приемами оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи). психологической оценкой вербального и невербального поведения, языковой и речевой компетенцией в профессиональной коммуникации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию языка и речи. Психолингвистика. | ||||||
1.1. | Психология языка и речи. Междисциплинарный статус проблемы. | Практические | 2 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.4 |
1.2. | Язык как феномен сознания и мышления. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.6, Л3.2 |
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики. | ||||||
2.1. | Психосемиотика языка и речи.Знаки и значения. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.6, Л3.2 |
2.2. | Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
2.3. | Значение как функция управления звукознаком.Виды значений. Психологическая структура значения. | Практические | 2 | 1 | СПК -1 | Л2.1 |
Раздел 3. Понятийный аппарат психолингвистики. | ||||||
3.1. | Психология звука.Психофонетика. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.2 |
3.2. | Психология слова.Лексикология. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.2 |
3.3. | Психология значения и смысла. Психосемантика. | Сам. работа | 2 | 2 | СПК -1 | Л2.1 |
3.4. | Концепт и категория. Язык концептцальной метафоры. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л3.1, Л2.4 |
3.5. | Эмотивы в языке и речи. Лингвистическая теория эмоций. | Практические | 2 | 1 | СПК -1 | Л2.3 |
3.6. | Языковой тип и речевой жанр. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л1.3 |
3.7. | Ментальный лексикон и ментальная грамматика | Практические | 2 | 1 | СПК -1 | Л1.3 |
Раздел 4. Научные направления в психолингвистике: историография и современность. | ||||||
4.1. | Возникновение и развитие ассоцианистского направления | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-6 | Л1.2 |
4.2. | Возникновение и развитие функционализма. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.2 |
4.3. | Возникновение и развитие трансформационистского направления | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л1.2 |
4.4. | Возникновение и развитие генеративизма. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.2 |
4.5. | Возникновение и развитие конструктивизма. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3 | Л1.2 |
4.6. | Возникновение и развитие ментализма. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-3 | Л3.2 |
4.7. | Современные направления отечественной психолингвистики | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.6, Л3.1 |
4.8. | Современные направления когнитивной психолингвистики | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л3.2, Л2.2 |
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований | ||||||
5.1. | Системы конент-анализа | Практические | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-6 | Л3.1 |
5.2. | Системы семантического анализа. | Практические | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-6 | |
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение. | ||||||
6.1. | Теория коммуникативных актов. | Практические | 2 | 1 | ПК-6 | Л2.6 |
6.2. | Психотерапевтический диалог: язык и мышление. | Практические | 2 | 1 | СПК -1 | |
Раздел 7. Дискурс как объект изучения. | ||||||
7.1. | Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.7 |
7.2. | Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе | Практические | 2 | 1 | СПК -1 | Л2.7 |
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития. | ||||||
8.1. | Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. | Сам. работа | 2 | 2 | СПК -1 | |
8.2. | Детская речь и внутренняя речь. | Сам. работа | 2 | 2 | СПК -1 | |
8.3. | Речевые ошибки и речевой патогенез. | Сам. работа | 2 | 2 | СПК -1 | |
Раздел 9. Прикладные аспекты психолингвистики. | ||||||
9.1. | Судебная психолингвистика | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | |
9.2. | Медиа-психолингвистика | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л3.1 |
9.3. | Нейропсихолингвистика | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | |
9.4. | Этнопсихолингвистика | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л3.1 |
9.5. | Гендерная психолингвистика | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 | Л3.1 |
9.6. | Политическая психолингвистика | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | Л3.1 |
9.7. | Математическая психолингвистика | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-6 | |
9.8. | Лингвоперсонология | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Язык и речь в лингвистике и психологии. 2. Язык и мысль в когнитивной психолингвистике. 3. Язык и сознание в когнитологии и когнитивистике. 4. Вычислительные модели языка. 5. Когнитивное моделирование в изучении языка и речи. 6. Психосемиотика языка. Знаки и значения. 7. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика. 8. Значение как функция управления звукознаком. 9. Классификация знаков и виды значений. 10. Психология звука. Психофонетика. 11. Психология слова. Лексикология. 12. Психология значения и смысла. Психосемантика. 13. Концептология: концепт и концептосфера. 14. Язык концептуальной метафоры. 15. Теория метафоры в психологии и языкознании. 16. Язык и речь в кросскультурной коммуникации. 17. Когнитивный контроль языка и речи. 18. Языковая лакунарность. 19. Лингвистическая теория эмоций: эмотиология. 20. Лингвоперсонология: теория языковой личности. 21. Языковой тип и речевой жанр. 22. Ментальный лексикон и ментальная грамматика. 23. Когнитивная грамматика языка. 24. Теория коммуникативных актов. 25. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. 26. Дискурс как ментально-речевой конструкт. 27. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе 28. Психотерапевтический диалог: речь, язык и мышление. 29. Детская речь: возрастные языковые универсалии 30. Внутренняя речь: универсальный предметный код. 31. Речевые ошибки и речевой патогенез. 32. Гендерные различия в языке и речи. 33. Нейронауки о языке мозга и языке мысли. 34. Эволюционная биология и психология о происхождении и развитии языка. 35. Естественный и искусственный язык: когнитивная робототехника. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе: 1. Слова и понятия. 2. Слова и символы. 3. Слова и образы. 4. Образы и символы. 5. Слова и значения. 6. Значения и смыслы. 7. Символы и знаки. 8. Знаки и значения. 9. Знание и понимание. 10. Понимание и интерпретация. 11. Слова и концепты. 12. Категоризация и концептуализация. 13. Эмоциональные и когнитивные концепты. 14. Текст и дискурс. 15. Дискурсивные слова. 16. Ментально-языковой код. 17. Языковые лакуны. 18. Языки мозга. 19. Языки культуры. 20. Языки искусства. 21. Язык телесности. 22. Языковой тип и речевой жанр. Темы рефератов: 1. Денотативная семантика. 2. Экстенсиональная и интенсиональная семантика. 3. Языки виртуальной реальности. 4. Когнитивные и дискурсивные функции языка. 5. Язык и речь в кризисной терапии. 6. Язык и речь в суицидологии. 7. Язык и речь в посттравматическом стрессовом расстройстве. 8. Речевые характеристики в типологии темперамента и характера. 9. Возрастные аспекты языка и речи. 10. Гендерные аспекты языка и речи. 11. Экспрессивный контроль языка и речи. 12. Речевые ошибки и патогенез речи. 13. Психологические проблемы билингвизма. 14. Инвективная лексика вербальной агрессии. 15. Эмотивная компетентность личности. 16. Языковая и речевая способность. 17. Дискурсивная психология языковой личности. 18. Маледиктология. 19. Лингвоперсонология. 20. Эмотиология. 21. Знание языка и чувство языка. 22. Фонематический слух. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. | Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие | Флинта: Наука, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797 |
Л1.2 | Глухов В.П. | ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Залевская А.А. | Введение в психолингвистику: Учебник для вузов | Москва : Директ-Медиа, 2013 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петренко В.Ф. | Основы психосемантики: Учеб.пособие | Эксмо , 2010 | |
Л2.2 | Ушакова, Т.Н. | Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики : Электронный ресурс | Лань, 2011 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П. | Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: механизмы экспликации и концептуализации: монография: монография | "ФЛИНТА" , 2016 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Маслова В.А | Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие | ФЛИНТА, 2016 | e.lanbook.com |
Л2.5 | Алефиренко Н.Ф. | Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса: монография | Флинта, 2018 | e.lanbook.com |
Л2.6 | Леонтьев А.А. | Основы психолингвистики: Учебник для вузов | Смысл, 2005 | |
Л2.7 | Чернявская В.Е | Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие | ФЛИНТА, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Супрун А.П. , Янова Н.Г., Носов К.А. | Метапсихология: Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности : монография | URSS, 2007 | |
Л3.2 | Янова Н.Г. | Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ, Фонд Сороса) | www.csa.ru | ||
Э2 | Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с. | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Журналы на иностранном языке: | |||
Э5 | BRAIN AND LANGUAGE | www.sciencedirect.com | ||
Э6 | COGNITIVE PSYCHOLOGY | www.sciencedirect.com | ||
Э7 | JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY | www.sagepub.com | ||
Э8 | Актуальные проблемы современной лингвистики | biblioclub.ru | ||
Э9 | Монографии на иностранном языке: | |||
Э10 | 1. Psychology of Language by Michael A Forrester | www.sagepub.com | ||
Э11 | 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger | www.sagepub.com | ||
Э12 | 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker | www.sagepub.com | ||
Э13 | 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton | www.sagepub.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.) Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭУМКД по курсу Психолингвистика |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655. Аннотация Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология». |