МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология языка и речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология языка и речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.с.н, кпсхн. Демина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.с.н, кпсхн. Демина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи.

Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические парадигмы языкознания, проблему взаимосвязи психологии языка, речи, мышления и сознания, принципы мозговой организации речевых процессов,
прикладные основы восприятия речи и понимания языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы анализа языка и речи, ментального лексикона и ментальной грамматики, проводить анализ взрослой и детской речи, применять дискурсивные и ментальные стратегии воздействия.
использовать типы языковых знаков и значений в направленной коммуникации, применять риторические средства и дискурсивные приёмы воздействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, приемами оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи).
психологической оценкой вербального и невербального поведения, языковой и речевой компетенцией в профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию языка и речи. Психолингвистика.
1.1. Психология языка и речи. Междисциплинарный статус проблемы. Практические 2 1 ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л2.4
1.2. Язык как феномен сознания и мышления. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.6, Л3.2
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики.
2.1. Психосемиотика языка и речи.Знаки и значения. Практические 2 1 ПК-6 Л2.6, Л3.2
2.2. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.3, Л2.5
2.3. Значение как функция управления звукознаком.Виды значений. Психологическая структура значения. Практические 2 1 СПК -1 Л2.1
Раздел 3. Понятийный аппарат психолингвистики.
3.1. Психология звука.Психофонетика. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.2
3.2. Психология слова.Лексикология. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.2
3.3. Психология значения и смысла. Психосемантика. Сам. работа 2 2 СПК -1 Л2.1
3.4. Концепт и категория. Язык концептцальной метафоры. Практические 2 1 ПК-6 Л3.1, Л2.4
3.5. Эмотивы в языке и речи. Лингвистическая теория эмоций. Практические 2 1 СПК -1 Л2.3
3.6. Языковой тип и речевой жанр. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. Практические 2 1 ПК-6 Л1.3
3.7. Ментальный лексикон и ментальная грамматика Практические 2 1 СПК -1 Л1.3
Раздел 4. Научные направления в психолингвистике: историография и современность.
4.1. Возникновение и развитие ассоцианистского направления Сам. работа 2 2 ОПК-3, ПК-6 Л1.2
4.2. Возникновение и развитие функционализма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.2
4.3. Возникновение и развитие трансформационистского направления Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2
4.4. Возникновение и развитие генеративизма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.2
4.5. Возникновение и развитие конструктивизма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.2
4.6. Возникновение и развитие ментализма. Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л3.2
4.7. Современные направления отечественной психолингвистики Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.6, Л3.1
4.8. Современные направления когнитивной психолингвистики Сам. работа 2 2 ПК-6 Л3.2, Л2.2
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований
5.1. Системы конент-анализа Практические 2 1 ОПК-3, ПК-6 Л3.1
5.2. Системы семантического анализа. Практические 2 1 ОПК-3, ПК-6
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение.
6.1. Теория коммуникативных актов. Практические 2 1 ПК-6 Л2.6
6.2. Психотерапевтический диалог: язык и мышление. Практические 2 1 СПК -1
Раздел 7. Дискурс как объект изучения.
7.1. Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.7
7.2. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе Практические 2 1 СПК -1 Л2.7
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития.
8.1. Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. Сам. работа 2 2 СПК -1
8.2. Детская речь и внутренняя речь. Сам. работа 2 2 СПК -1
8.3. Речевые ошибки и речевой патогенез. Сам. работа 2 2 СПК -1
Раздел 9. Прикладные аспекты психолингвистики.
9.1. Судебная психолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6
9.2. Медиа-психолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л3.1
9.3. Нейропсихолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6
9.4. Этнопсихолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л3.1
9.5. Гендерная психолингвистика Сам. работа 2 3 ПК-6 Л3.1
9.6. Политическая психолингвистика Сам. работа 2 2 ПК-6 Л3.1
9.7. Математическая психолингвистика Сам. работа 2 2 ПК-6
9.8. Лингвоперсонология Сам. работа 2 3 ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету
1. Язык и речь в лингвистике и психологии.
2. Язык и мысль в когнитивной психолингвистике.
3. Язык и сознание в когнитологии и когнитивистике.
4. Вычислительные модели языка.
5. Когнитивное моделирование в изучении языка и речи.
6. Психосемиотика языка. Знаки и значения.
7. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.
8. Значение как функция управления звукознаком.
9. Классификация знаков и виды значений.
10. Психология звука. Психофонетика.
11. Психология слова. Лексикология.
12. Психология значения и смысла. Психосемантика.
13. Концептология: концепт и концептосфера.
14. Язык концептуальной метафоры.
15. Теория метафоры в психологии и языкознании.
16. Язык и речь в кросскультурной коммуникации.
17. Когнитивный контроль языка и речи.
18. Языковая лакунарность.
19. Лингвистическая теория эмоций: эмотиология.
20. Лингвоперсонология: теория языковой личности.
21. Языковой тип и речевой жанр.
22. Ментальный лексикон и ментальная грамматика.
23. Когнитивная грамматика языка.
24. Теория коммуникативных актов.
25. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения.
26. Дискурс как ментально-речевой конструкт.
27. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе
28. Психотерапевтический диалог: речь, язык и мышление.
29. Детская речь: возрастные языковые универсалии
30. Внутренняя речь: универсальный предметный код.
31. Речевые ошибки и речевой патогенез.
32. Гендерные различия в языке и речи.
33. Нейронауки о языке мозга и языке мысли.
34. Эволюционная биология и психология о происхождении и развитии языка.
35. Естественный и искусственный язык: когнитивная робототехника.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе:
1. Слова и понятия.
2. Слова и символы.
3. Слова и образы.
4. Образы и символы.
5. Слова и значения.
6. Значения и смыслы.
7. Символы и знаки.
8. Знаки и значения.
9. Знание и понимание.
10. Понимание и интерпретация.
11. Слова и концепты.
12. Категоризация и концептуализация.
13. Эмоциональные и когнитивные концепты.
14. Текст и дискурс.
15. Дискурсивные слова.
16. Ментально-языковой код.
17. Языковые лакуны.
18. Языки мозга.
19. Языки культуры.
20. Языки искусства.
21. Язык телесности.
22. Языковой тип и речевой жанр.

Темы рефератов:
1. Денотативная семантика.
2. Экстенсиональная и интенсиональная семантика.
3. Языки виртуальной реальности.
4. Когнитивные и дискурсивные функции языка.
5. Язык и речь в кризисной терапии.
6. Язык и речь в суицидологии.
7. Язык и речь в посттравматическом стрессовом расстройстве.
8. Речевые характеристики в типологии темперамента и характера.
9. Возрастные аспекты языка и речи.
10. Гендерные аспекты языка и речи.
11. Экспрессивный контроль языка и речи.
12. Речевые ошибки и патогенез речи.
13. Психологические проблемы билингвизма.
14. Инвективная лексика вербальной агрессии.
15. Эмотивная компетентность личности.
16. Языковая и речевая способность.
17. Дискурсивная психология языковой личности.
18. Маледиктология.
19. Лингвоперсонология.
20. Эмотиология.
21. Знание языка и чувство языка.
22. Фонематический слух.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие Флинта: Наука, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797
Л1.2 Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов Москва : Директ-Медиа, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие Эксмо , 2010
Л2.2 Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики : Электронный ресурс Лань, 2011 e.lanbook.com
Л2.3 Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П. Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: механизмы экспликации и концептуализации: монография: монография "ФЛИНТА" , 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Маслова В.А Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
Л2.5 Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса: монография Флинта, 2018 e.lanbook.com
Л2.6 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов Смысл, 2005
Л2.7 Чернявская В.Е Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Супрун А.П. , Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности : монография URSS, 2007
Л3.2 Янова Н.Г. Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ, Фонд Сороса) www.csa.ru
Э2 Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. www.biblioclub.ru
Э3 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с. www.biblioclub.ru
Э4 Журналы на иностранном языке:
Э5 BRAIN AND LANGUAGE www.sciencedirect.com
Э6 COGNITIVE PSYCHOLOGY www.sciencedirect.com
Э7 JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY www.sagepub.com
Э8 Актуальные проблемы современной лингвистики biblioclub.ru
Э9 Монографии на иностранном языке:
Э10 1. Psychology of Language by Michael A Forrester www.sagepub.com
Э11 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger www.sagepub.com
Э12 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker www.sagepub.com
Э13 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton www.sagepub.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психолингвистика

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология».