Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 53 | 58 | 53 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 67 | 72 | 67 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н., Каширский Д.В.
1.1. | Цель: обеспечить психометрическую компетентность психолога на уровне базовых навыков тестолога-диагноста и психометриста (по разделам психометрики, не представленных в учебных программах курсов «Психодиагностика» и «Математические методы в психологии»). Задачи: получить представление о теории и методах измерения в психологии, развитии теории тестирования в классической и неклассической психологии, сформировать знания, умения, навыки в области психометрического анализа, повысить компетентность в работе с психометрической документацией и статистикой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-3 | способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | аксиоматику психометрической парадигмы в классической теории тестирования; области психометрического анализа; психометрические основы конструирования и разработки тестов, в том числе нормативных и критериальных; психометрические различия психологических и педагогических тестов, основы IRT –тестологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм; проводить психометрическую оценку тестов; проводить процедуры эмпирической валидизации и осуществлять их интерпретацию для нормативных и критериальных тестов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | психометрическими принципами построения тестовых инструментов; навыками разработки и модификации исследовательских и психодиагностических методик; навыками психометрических процедур для модификации тестов и адаптации зарубежных методик. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психометрику. | ||||||
1.1. | Общая и дифференциальная психометрика: теоретические и прикладные направления в области психометрики. | Лекции | 3 | 1 | ОК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л3.2 |
1.2. | Линейные и нелинейные модели в теории тестирования. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Измерения в психологии: подходы и методы (soft&hard computing). | Лекции | 3 | 1 | ОК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основы психометрического анализа. | ||||||
2.1. | Области психометрического анализа. Анализ валидности. | Лекции | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.4 |
2.2. | Психометрический паспорт теста. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1 | Л1.1 |
2.3. | Области психометрического анализа. Анализ надежности. | Лекции | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.4 |
2.4. | Ежегодник рецензий и обзоров: правила методической документации теста | Практические | 3 | 1 | ОК-1, ОПК-3 | Л2.4 |
Раздел 3. Основы конструирования и разработки тестов. | ||||||
3.1. | Методика разработки нормативно-ориентированных тестов | Практические | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Методика разработки критериально-ориентированных тестов | Практические | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.2, Л2.3 |
3.3. | Процедура эмпирической валидизации тестов, психометрический парадокс | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-3 | Л2.4, Л1.2 |
Раздел 4. Психометрические проблемы тестовых норм: нормирование и приравнивание. | ||||||
4.1. | Правила разработки и рестандартизации тестовых норм. Процедуры нормирования и приравнивания. | Практические | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Оценка тестовых норм в нормативном и критериальном тесте (виды норм, относительность, модели интерпретации). | Практические | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 5. Психометрические вопросы адаптации зарубежных тестов | ||||||
5.1. | Правила адаптации личностных опросников | Практические | 3 | 1 | ОК-1 | Л1.2, Л2.3 |
5.2. | Психометрические процедуры адаптации опросника | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-1 | Л1.2, Л2.3, Л3.3 |
Раздел 6. Психометрика дифференциальной и типологической диагностики. | ||||||
6.1. | Психометрический статус дифференциально-диагностического тестового опросника | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Экспериментальные планы исследований в разработке дифференциально-диагностического тестового опросника | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-3 | Л3.1, Л3.2 |
6.3. | Экспериментальные планы исследований в разработке типологического тестового опросника | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-3 | Л3.1 |
6.4. | Психометрический статус типологического тестового опросника | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1 | Л2.1 |
Раздел 7. Психометрический практикум: по классам психометрических задач | ||||||
7.1. | Разработка нормативно-ориентированного теста на примере стандартизованного тестового самоотчета. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-3 | Л2.4 |
7.2. | Разработка критериально-ориентированного теста на примере domain-referenced test или mastery test | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-3 | |
7.3. | Психометрическая оценка тестовых методик | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1 | Л2.4 |
7.4. | Психометрическая оценка адаптации зарубежных тестовых методик | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену Для студентов, не имеющих степень бакалавра по психологии: 1. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы. 2. Общая психодиагностика и дифференциальная психометрика. Предмет, задачи, функции. 3. Фундаментальная психометрическая основа тестовых процедур. 4. Статистическая природа тестовых шкал: статистические принципы построения тестового инструмента. 5. Значение нормального закона распределения в тестологии 6. Надежность и гарантия выборочных измерений. Проблема выборки в разработке тестового инструмента. 7. Проблема меры в психологии. Интерпретация результатов теста. Использование статистических норм в качестве диагностических. Количественный и качественный подход к тестовым нормам. 8. Тестовые нормы. Правила психометрической разработки тестовых норм. Проблемы и дискуссии. 9. Проблема отбора и комплектации выборки нормирования. Критерии формирования выборки в психодиагностике. 10. Принципы и механизмы разработки тестов: нормативный и критериальный поход к тестированию. 11. Основания и традиции нормативного подхода в тестологии. Проблемы и ограничения. 12. Основания и перспективы критериально-ориентированных тестов. Специфика области применения. 13. Надежность теста, виды надежности, связь однородности теста и надежности ретеста. Надежность отдельных пунктов. 14. Валидность и виды валидности. Соотношение валидности и надежности. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. Конструктная валидность. Конвергентная валидность. Экспертная валидность. Критериальная валидность (анализ пунктов по критерию валидности). 15. Дополнительные факторы оценки достоверности теста: знание, социальная желательность, индивидуальная тактика. Приемы «защиты» достоверности теста. 16. Психометрический паспорт теста. 17. Принципы и правила работы с «паспортом теста». 18. Возможности статистических методов анализа валидности и надежности тестовых инструментов в дифференциальной диагностике. 19. Возможности статистических методов анализа валидности и надежности тестовых инструментов в типологической диагностике. 20. Психометрические методы в адаптации тестов. 21. Психометрические методы в рестандартизации тестов. Для студентов, имеющих степень бакалавра по психологии: 1. Линейные и нелинейные модели в теории тестирования. 2. Классическая (линейная) модель тестирования в квалиметрии. 3. Примеры нелинейных моделей в теории тестирования (модель Раша). 4. Теория измерения латентных переменных: психометрика и педагогическая квалиметрия. 5. Вопросы и проблемы конструирования шкал субъективных оценок. 6. Психометрическая характеристика надежности и валидности шкал субъективных оценок. 7. Вопросы и проблемы конструирования экспертных шкал. 8. Экспериментальные модели формирования шкалы экспертных оценок. 9. Оценка экспертных шкал по видам надежности и валидности. 10. Основные алгоритмы разработки нормативно-ориентированных тестов. 11. Сравнение процедуры эмпирической валидизации для нормативных и критериальных тестов. 12. Проверка критериальной валидности: вопросы контаминации, общности и специфичности критериев. 13. Методика и вариации разработки нормативно-ориентированных тестов (примеры). 14. Методика и вариации разработки критериально-ориентированных тестов по их видам (примеры). 15. Правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм. 16. Интерпретация результатов нормативного теста: психометрические принципы и ограничения. 17. Схема адаптации личностных опросников. 18. Психометрическая проверка эквивалентности экспериментального перевода шкалы и ее оригинала. 19. Проблемы перевода с языка оригинала на язык пользователя: психометрическая оценка рассогласования. 20. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности тестового конструкта в варианте адаптации. 21. Психодиагностические задачи дифференциально-диагностического и типологического теста. 22. Особенности психометрической реализации тестов для дифференциальной диагностики. 23. Особенности психометрической реализации тестов для типологической диагностики. 24. Экспериментальные планы исследований в разработке дифференциального тестового опросника. 25. Экспериментальные планы исследований в разработке типологического тестового опросника. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Проблемы методологии нормативного подхода к тестированию. 2. Проблемы методологии критериального подхода к тестированию. 3. Принципы разработки психологических тестов. 4. Принципы разработки педагогических тестов. 5. Дифференциальная способность теста: психометрические характеристики. 6. Прогностическая способность теста: психометрические характеристики. 7. Психометрика дифференциальных опросников в психодиагностике. 8. Психометрика типологических опросников в психодиагностике. 9. Критериально-ориентированный тест в современной психодиагностической практике. 10. Психометрические основания и статистическая природа тестовых шкал. 11. Проблемы измерения тестовых шкал в психодиагностике. 12. Проблемы валидности и надежности в многомерных личностных тестах. 13. Процедуры эмпирической валидизации. Критериальная валидность теста. 14. Психометрический парадокс (характеристика двух типов) в разработке личностных опросников. 15. Величина Фергюсона: диагностические возможности в оценке валидности. 16. Дискриминантная сила пункта теста: методы измерения и оценки. 17. Проблемы и правила адаптации зарубежных психодиагностических методик. 18. Стандартизованный самоотчет: правила, приемы, методы разработки. 19. Измерение латентных переменных и тестология. 20. Компетентностный подход в образовании: вопросы измерения и диагностики. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак | Психометрика. Введение/ пер. с англ. Furr, R.M., & Bacharach, V.R. sychometrics: An introduction. Thousand Oaks, CA: Sage: Издание для ВУЗов | ЮУрГУ, 2011 | |
Л1.2 | Носс И.Н. | ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. | Метапсихология: релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: | URSS, 2010 | |
Л2.2 | Акимова М.К. - отв. ред. | ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Акимова М.К. - отв. ред. | ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Анастази А. Урбина С. | Психологическое тестирование: Учебное пособие | Питер, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Статистические методы анализа данных в психологических исследованиях : учебно-методическое пособие | АлтГУ, 2007 | |
Л3.2 | Янова Н.Г. | Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие | Азбука, 2017 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193 |
Л3.3 | Янова Н.Г. | Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации /: учебно-методическое пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журналы на иностранном языке: | |||
Э2 | 1) PSYCHOMETRIKA | |||
Э3 | Editor-in-Chief: Roger E. Millsap | |||
Э4 | ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version) | |||
Э5 | http://www.springer.com/psychology/journal/11336 | |||
Э6 | 2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1 | |||
Э7 | Янова, Н. Г. Психометрика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,84 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703659. | elibrary.asu.ru | ||
Э8 | Психометрика. ЭМКД | portal.edu.asu.ru | ||
Э9 | Янова Н.Г. Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации.[Электронный ресурс]: – Барнаул: АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru | ||
Э10 | Курс в Moodle "Основы психометрики" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Текущая лицензионная версия SPSS Лицензионная версия Statistica 6.0 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭУМКД по курсу Психометрика Журналы на иностранном языке: 1) PSYCHOMETRIKA Editor-in-Chief: Roger E. Millsap ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version) http://www.springer.com/psychology/journal/11336 2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1 Монографии на иностранном языке: 1. Measurement for the Social Sciences The C-OAR-SE Method and Why It Must Replace Psychometrics Rossiter, John R.2011 http://www.springer.com/business+%26+management/marketing/book/978-1-4419-7157-9 2. New Developments in Psychometrics Proceedings of the International Meeting of the Psychometric Society IMPS 2001 Yanai, H.; Okada, A.; Shigemasu, K.; Kano, Y.; Meulman, J.J. (Eds.)2003 http://www.springer.com/statistics/social+sciences+%26+law/book/978-4-431-70343-3 3. Contributions to Mathematical Psychology, Psychometrics, and Methodology Series: Recent Research in Psychology Fischer, Gerhard H.; Laming, Donald (Eds.)1994 http://www.springer.com/psychology/book/978-0-387-94169-1 4. A.A. RUPP, J.L. TEMPLIN, & R.A. HENSON (2010) Diagnostic Measurement: Theory, Methods, and Applications. New York: The Guilford Press. 348 pages. ISBN: 978-1606235270 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/4819556r236x7210/ 5. M.D. RECKASE (2009) Multidimensional Item Response Theory (Statistics for Social and Behavioral Sciences). New York: Springer. 354 pages. ISBN: 978-0387899756 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/671n387r2185n330/ 6. R.J. DE AYALA (2009) The Theory and Practice of Item Response Theory. New York: The Guilford Press. 448 pages. ISBN: 978-1-59385-869-8 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/c7n7042423406k15/ 7. R.W. LISSITZ (2009) The Concept of Validity. Revisions, New Directions, and Applications. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc. 263 pages. ISBN 978−1−60752−227−0 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/5n4520hlt02w4141/ 8. H. Wainer, E.T. Bradlow, & X. Wang (2007) Testlet Response Theory and Its Applications. New York: Cambridge University Press. 267 pages. ISBN: 978-0-521-68126-1. Аннотация: : http://www.springerlink.com/content/12533657u258075t/ 9. D.N.M. de Gruijter & L.J.T. van der Kamp (2008) Statistical Test Theory for the Behavioral Sciences. Boca Raton: Chapman & Hall/CRC. 264+xv pages. ISBN 978-1-58488-958-8 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/g4225h46h78m68pq/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
методические указания представлены в пособии Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии, Азбука, 2017-155с. /раздел Психометрика, с.14-31 Примечание: объединение студентов в группы для выполнения практических работ осуществляется в свободном порядке с учетом уровня базовой подготовки студентов и дальнейшей специализации. Рекомендации студентам: Группа 1 рекомендуется магистрантам, не имеющим базового профессионального образования по психологии. Группа 2 рекомендуется магистрантам, имеющим начальную психометрическую подготовку по курсу «Психодиагностика» и ориентированным на научную и практическую деятельность в области тестологии и исследовательского дизайна. Группы 3 и 4 рекомендуется магистрантам, предполагающим выбор профессиональной карьеры с интенсивным применением тестовых диагностических методов. |