МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психосемантика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 124
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 124 52 124 52
Итого 180 108 180 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.н., профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Психосемантика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016 № 1181 (с изменениями о дополнениях от 13 июля 2017).

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - изучение психосемиотики сознания как знаковой системы через категории значения и смысла, опосредующих процессы восприятия, мышления, памяти и др.
Задачи курса включают:
методологические, методические и технологические вопросы исследования семантической организации психической реальности;
анализ генезиса, строения и функционирования сознания как индивидуальных (коллективных) систем значений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о семиотических, семиологических и семантических основах исследования психики и
сознания;
об историографии развития и актуальных проблемах отечественной школы
психосемантики.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в структуре семиологического знания, понимать принцип организации высших психических функций как знаковых систем,
осуществлять междисциплинарный диалог по проблеме семантической организации сознания, мышления, языка и речи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.к общенаучному диалогу в изучении проблем значения и смысла с позиции обыденного сознания;
методов исследования ментальности индивидов и социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психосемантику. Теоретические и методологические вопросы предмета исследования.
1.1. Методологические вопросы психосемантики. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.14
1.2. Предмет и межпредметные связи психосемантики Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.15, Л2.11, Л2.8, Л2.17, Л2.4, Л2.13
Раздел 2. Психосемантический подход к исследованию проблем восприятия, языка и сознания.
2.1. Язык и сознание, значение и смысл как категории психосемантики. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.5, Л2.7, Л2.17
2.2. Смысловая структура языка и речи. Феномен метарепрезентации и категоризации. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.10, Л2.15, Л2.17, Л2.2
2.3. Язык и сознание, значение и смысл как категории психосемантики. Практические 7 4 Л2.10, Л2.17
2.4. Смысловая структура языка и речи. Феномен метарепрезентации и категоризации. Практические 7 2 Л2.10, Л2.15, Л2.17, Л2.2
2.5. Когнитивная теория метафоры Практические 7 4
2.6. Ментальный лексикон и ментальная грамматика Практические 7 4
Раздел 3. Смысловая интерпретация индивидуальных систем значений: значение и смысл знака в психосемантике.
3.1. Значение и смысл знака в психосемантике: смысловая интерпретация индивидуальных систем значений. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.7, Л2.11, Л2.8
3.2. Экспериментальная психосемантика (В.Ф.Петренко): методы построения психосемантического пространства. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.6
3.3. Основные направления психосемантики: деятельностный, когнитивный и семантический подход. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л2.17
3.4. Субъективная семантика (Е.Ю.Артемьева): предмет и методы исследования. Лекции 7 2 Л1.2, Л2.18, Л2.1
3.5. Прикладные области психосемантики. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.9
3.6. Значение и смысл знака в психосемантике: смысловая интерпретация индивидуальных систем значений. Практические 7 4 Л2.7, Л2.8, Л2.13
3.7. Основные направления психосемантики: деятельностный, когнитивный и семантический подход. Субъективная семантика и экспериментальная психосемантика Практические 7 4 Л1.1, Л2.14, Л2.12, Л2.4
3.8. Экспериментальная психосемантика: методы построения психосемантического пространства Практические 7 4 Л1.1, Л2.2
3.9. Прикладные области психосемантики. Практические 7 4 Л1.3, Л2.5, Л2.6, Л2.18, Л2.13
Раздел 4. Экспериментальная психосемантика: традиции и перспективы развития.
4.1. Методология и метод семантического анализа: Принципы конструирования и моделирования ментальной карты. Лекции 7 2 Л1.3, Л2.10
4.2. Вопросы формализации семантических пространств. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л2.16
4.3. Методология и метод семантического анализа: Принципы конструирования и моделирования ментальной карты. Практические 7 4 Л1.1, Л1.3, Л2.19, Л2.3
4.4. Психосемантическая парадигма в психологии (тематика письменных СРС) Сам. работа 7 52 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.17, Л2.12, Л2.18, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Психосемантическоий подход к исследованию обыденного сознания.
2. Методы исследования категориальных структур восприятия.
3. Психосемантика аттитюдов.
4. Междисциплинарный статус психосемантики.
5. Методология психосемантических исследований.
6. Методы психосемантических исследований.
7. Феномен ментальной репрезентации и метарепрезентации.
8. Методы анализа значений в психосемантике.
9. Вербальная психосемантика.
10. Невербальная психосемантика.
11. Коммуникативная психосемантика.
12. Языковые и неязыковые формы фиксации значений в индивидуальном сознании.
13. Визуальная психосемантика.
14. Аудиальная психосемантика.
15. Влияние мотивов и эмоций на семантическую организацию значений.
16. Психосемантический подход к исследованию рекламы.
17. Психосемантический подход и психология образа.
18. Субъективная и экспериментальная психосемантика.
19. Языковое и смысловое значение знака.
20. Экстенсиональная и интенсиональная семантика.
21. Десигнат и денотат в структуре знака: возможности исследования.
22. Самопорождающая грамматика Н. Хомского.
23. Связи психосемантики с другими научными и прикладными отраслями.
25. Семиотика и психосемантика.
26. Особенности соотношения между психосемантикой и психолингвистикой.
27. Психосемантика и ассоцианизм.
28. Связь психосемантики с психоанализом.
29. Использование психосемантикой достижений когнитивной психологии.
30. Знак и орудие как средства создания и поддержания сознания и языка.
31. Развитие ассоциативного приема в методическом обеспечении психосемантики.
32. Интерпретация и экспертные суждения как методическая основа психосемантики.
33. Классификационные процедуры в психологии: возможности и ограничения.
34. Метод репертуарных решеток.
35. Метод семантического дифференциала.
36. Психосемантические исследования свойств обыденного сознания.
37. Методы математического моделирования в психосемантике.
38. Психосемантика и маркетинговые исследования.
39. Психосемантические обследования в политической психологии.
40. Психосемантические методы и психотерапия.
41. Категориальная структура сознания как содержание образа мира человека.
42. Содержание экспериментов Е.Ю. Артемьевой.
43. Основные направления исследований В.Ф. Петренко.
44. Психосемантические эксперименты А.Г. Шмелева.
45. Психосемантика как метаязык психологии.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ рефератов:
1. Психосемантическоий подход к исследованию обыденного сознания.
2. Методы исследования категориальных структур восприятия.
3. Психосемантика аттитюдов.
4. Междисциплинарный статус психосемантики.
5. Методология психосемантических исследований.
6. Методы психосемантических исследований.
7. Феномен ментальной репрезентации и метарепрезентации.
8. Методы анализа значений в психосемантике.
9. Вербальная психосемантика.
10. Невербальная психосемантика.
11. Коммуникативная психосемантика.
12. Языковые и неязыковые формы фиксации значений в индивидуальном сознании.
13. Визуальная психосемантика.
14. Аудиальная психосемантика.
15. Влияние мотивов и эмоций на семантическую организацию значений.
16. Психосемантический подход к исследованию рекламы.
17. Психосемантический подход и психология образа.
18. Субъективная и экспериментальная психосемантика.
19. Языковое и смысловое значение знака.
20. Экстенсиональная и интенсиональная семантика.
21. Десигнат и денотат в структуре знака: возможности исследования.
22. Самопорождающая грамматика Н.Хомского и семантический анализ.
23. Психосемантические аспекты непрямой коммуникации.
24. Дискурсивная персонология и психосемантика.
25. Репертуарная диагностика языкового типа личности.
26. Картина мира и образ мира в психосемантике.
27. Структурный подход к теории значения.
28. Функциональный подход к теории значения.
29. Формализация значения в психологии.
30. Психологический анализ соотношения значения, смысла и референции.
31. Понятие и функции языкового сознания.
32. Правила соотнесения звука и значения при порождении и восприятии речи.
33. Проблемы понимания и механизмы интерпретации значения.
34. Значение: языковой знак и мыслительный код.
35. Связь фонетики и семантики речи.
36. Современные когнитивные подходы к семантике.
37. Смысловая структура языка и речи.
38. Смысловая структура организации сознания.
39. Особенности смысловой обработки информации.
40. Проблемы семиотической гетерогенности языковой коммуникации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тест по дисциплине «Психосемантика»

1. Метод многомерного шкалирования – это
А) система методических приемов и способов сбора и обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения (функционирования) сложных, многомерных объектов
Б) система методов традиционной психометрики
В) все ответы верны.
2. Специфика метода многомерного шкалирования определяется следующими предположениями
А) субъективные проявления есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов и явлений в сознании человека
Б) В процессе жизнедеятельности формируется определенный жизненный опыт в виде понятий, представлений, мнений, установок, знаний и т.п. психологических субъективных образований (мы их относим к понятию «психологический образ» окружающей действительности)
В) все ответы верны.
3. У каждого индивида на базе его психологического образа окружающей действительности формируется определенное, объективно обусловленное
А) психологическое пространство восприятия, в котором субъективно фиксируются различные предметы и явления по принципам схожести или различия
Б) пространство индивидуальных приемов категоризации
В) все ответы верны.
4. Важным предположением для психосемантики является наличие
А) зависимости между оценками сходства и различия объектов, полученных от респондентов, о состоянии степени схожести между этими объектами в пространстве восприятия
Б) способности к рефлексии у испытуемых
В) все ответы верны.
5. при субъективной оценке различного рода объектов окружающей действительности
А) человек одновременно пользуется несколькими мерами, принимает в расчет не один, а целый набор признаков этих объектов
Б) использует один критерий
В) все ответы верны
6. Первые случаи употребления термина «психосемантика» встречались ещё:
а) в немецкой психологической литературе
б) в английской психологической литературе
в) в русской психологической литературе
г) в американской психологической литературе
7. Первые случаи употребления термина «психосемантика» встречались еще:
а) в последней четверти 19 века
б) в первой четверти 20 века
в) в последней четверти 18 века
г) в первой половине 20 века
8. Объект психосемантики совпадает с объектом:
а) всех лингвистических дисциплин
б) всех психологических дисциплин
в) всех педагогических дисциплин
9. Объектом психосемантики являются:
а) психологические процессы
б) язык и речь человека
в) лингвистические процессы
10. Л.В. Щерба под речевой деятельностью понимал:
а) процессы слушания и говорения
б) процессы понимания и говорения
в) процессы чтения и письма
11) Простейшей единицей речи по В.Д. Аракину является:
а) слово
б) предложение
в) словосочетание
г) текст
12. Единицы языка организуются:
а) по формально-семантическому признаку
б) по семантико-коммуникативному признаку
8) Речевые единицы организуются:
а) по формально-семантическому признаку
б) по семантико-коммуникативному признаку
13. Ситуативно обусловленные высказывания различной протяженности относятся к:а) единицам языка
б) единицам речи
14. Реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения – это:
а) язык
б) речь
в) речевая деятельность
15. В структуре речевой деятельности выделяют:
а) 3 фазы
б) 4 фазы
в) 2 фазы
г) 5 фаз
16. Животных нельзя научить сложному языку, так как у них отсутствует:
а) долговременная память
б) общий интеллект
в) кратковременная память
17. По мнению Пиаже и ряда других ученых, животных нельзя научить сложному языку:
а) да
б) нет
18. Дети-Маугли могут научиться жить среди людей, если они находились вне социальной среды:
а) до 5 лет
б) до 6 лет
в) до 7 лет
19. Критическим для возможности усвоения родного языка считается возраст:
а) от 5 до 10 лет
б) от 6 до 11 лет
в) от 9 до 14 лет
20. Нарушение интеллектуально-речевого развития, вызванное недостатком коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых на ребенка в раннем детском возрасте получило название:
а) синдром нехватки внимания
б) синдром госпитализма
в) синдром отсталости речевого развития
21. Конкретный национальный язык:
а) передается по наследству
б) не передается по наследству

22. Впервые данный термин употреблен в 1928г. Аскольдовым-Алексееевым как «мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода».
Лихачев Д.С. дал следующее определение этой категории когнитивной лингвистики: обобщенная мыслительная единица, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от личного опыта, не возникает из значений слов, а является результатом усвоенного значения с личным опытом.
О какой оперативной единице памяти и ментального лексикона идет речь? _________ (концепт)

23. Концепция универсального предметного кода как нейрофизиологического субстрата разработана _______________Жинкиным Н.И.

24. Сознание имеет:
(1) языковую манифестацию,
(2) языковую природу.
Какой тезис верный?
25. Вставьте пропущенное слово в формулировке важнейшей психо- и нейролингвистической универсалии: Скорость и последовательность развития семантических отношений, выражаемых средствами языка, является ____________(постоянной), независимо от специфики языка - то есть принятых в данном языке формальных способов выражения данных семантических отношений.
26. Авторами модели «семантического треугольника» являются:
1. Ч.Огден,
2. Ч.Осгуд
3. А.Ричардсон
4. Г.Фреге

27. Непроизвольную связь фонем слова со звуковым признаком того предмета (явления), которое оно обозначает, называют _____________________ или специальным термином - ономатопеей.

28. Тезис «Чтобы воспринять (понять) высказывание, нужно построить его синтаксическую модель, полностью или, по крайней мере, частично соответствующую той модели, которая используется в процессе порождения речи» выдвинут:
(1) М. Халле и К. Стивенсом
(2) Н.Хомским и Дж. Миллером

29. Термины: «семантический компонент», «дифференциальный семантический элемент (признак)», «семантический множитель», «семантический маркер», «ноэма», «сема» - являются обозначением __________________(минимальной единицы содержания)


30. Определенное отражение действительности, закрепленное языковым знаком – это:
1) Реальность
2) Концепт
3) Значение
4) высказывание
31. Дж.Миллер в монографии «Магическое число семь плюс или минус два» (1964) включил в процесс перекодирования информации при запоминании операции:
1) События выпадают из памяти, история
приобретает более короткий и схематичный вид Уравнивание (?)
2) Некоторые детали приобретают особую
отчетливость и повторяются при пересказе Уточнение (?)
3) События воспринимаются в соответствии с
некоторой схемой, экспектациями Ассимиляция (?)

32. Титченер является автором:
1) реактивной теории значения
2) образной теории мысли и значения

33. Подход к анализу языкового значения как процессу ставит задачу:
(1) параметров и свойств значения
(2) усвоения и понимания значения

34. Различие «глубинной» и «поверхностной» лингвистических структур является важным допущением для:
А) порождающей грамматики
Б) трансформационной грамматики
В) грамматики непосредственно составляющих

35. Трансформационная грамматика Хомского помимо синтаксического компонента (способа описания структуры составляющих предложения) включает:
(1) компонент, который преобразует поверхностные структуры в звуковую форму произносимых высказываний
(2) соотносит глубинные структуры со значением
Как называется компонент (1) _____________________________
(Фонологический/ Семантический)
и компонент (2) _______________________________
(Фонологический/ Семантический)

36. Кто является автором высказывания: «Мысль не выражается, а совершается в слове»? ______________

37. Познавательная операция, позволяющая определить объект через его отнесение к более общей категории, называется _____________
38. Кто из ученых ввел понятие «прототипа категории»? ______________

39. Способ, которым ребенок строил класс объектов, Дж. Брунер назвал ________________


40. Категория сознания, отражающая единство отражения мышления и речи: ____________.

41. Кому принадлежит цитата: _____________
«Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли».

42. Концепция анализа слова, которая рассматривает значение слова как ассоциацию между звуковой формой слова и его предметным содержанием _________________.

43. Слово есть внешнее выражение мысли: докажите или опровергните тезис. Отождествление понятия и значения слова характерно для экспериментов ____________________
44. « Связь между словом и его значением образуется так же, как связь между палкой и бананом» - верно по отношению :
А) Принципа ассоциатизма (ассоциативной связи)
Б) Принципа структуры (структурной связи)
В) Принципа развития (как способа отражения действительности в сознании)
45. Логическая операция, положенная в основу значения: ___________
46. Процесс образования понятия -___________
47. Какое понимание соответствует определению речи как «речь минус звук» (Миллер) - _____________

48. Гипотеза Э.Сепира-Б.Уорфа отражает:
1) Лингвистический детерминизм
2) Лингвистическую относительность

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие Эксмо , 2010
Л1.2 Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики: Учеб.пособие Смысл, 2007
Л1.3 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации : монография М. : Языки славянских культур, 2007 biblioclub.ru
Л2.2 Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка: монография URSS, 2008
Л2.3 Кубрякова Е.С Типы языковых значений: Семантика производного слова: монография УРСС, 2009
Л2.4 Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике: монография URSS, 2007
Л2.5 Норман Б.Ю. Грамматика говорящего: От замысла к высказыванию: Смысл, 2011
Л2.6 Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. : монография КомКнига, 2005
Л2.7 Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания: На материале современного английского языка: монография URSS, 2010
Л2.8 Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение: монография URSS, 2011
Л2.9 Вольф Е.М Функциональная семантика оценки: монография УРСС, 2009
Л2.10 Субботский Е.В Строящееся сознание.: монография Смысл, 2007
Л2.11 Лебедев М.В. Значение, истина, обоснование. : монография УРСС, 2011
Л2.12 Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения: монография URSS, 2009
Л2.13 Хайруллин В.И. Перевод и фреймы : монография URSS, 2010
Л2.14 Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). : Монография Смысл, 2001
Л2.15 Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. : монография Смысл, 2006
Л2.16 Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. : монография Смысл, 2008
Л2.17 Чейф У.Л. Значение и структура языка. : монография Либроком, 2009
Л2.18 Новиков Л.А. Избранные труды. Т.1: Проблемы языкового значения. : монография РУДН, 2011
Л2.19 Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: монография URSS, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.syntone.ru/library/books/content/5674.html Методы психосемантики.
Э2 2. http://tempus.novsu.ru/file.php/1/Vitebsk/Kosarevskaja_Psikhosemanticheskikh_podkhod_k_issl._individ._soznanija.pdf Психосемантический подход к исследованию
Э3 индивидуального сознания методические рекомендации (ВГУ)
Э4 3. http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html Лаборатория психологии общения (В.Ф.Петренко, О.В.Митина)
Э5 Журналы на иностранном языке:
Э6 1. COGNITIVE PSYCHOLOGY http://www.sciencedirect.com/science/journal/00100285
Э7 2. JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200830&
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психолингвистика

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Автор
Янова, Наталья Геннадьевна
Выходные сведения
Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология».