МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психотехники принятия эффективных управленческих решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
д.пс.н., проф, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психотехники принятия эффективных управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.наук. профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.психол.наук. профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить специалистов с представлениями о специфике деятельности руководителя, направлениях работы и тех проблемах, которые должен решать психолог в организации, а также знать основные функции управления, психологические аспектами управления: личности руководителя, феномен лидерства и руководства; взаимоотношениям в трудовом коллективе в аспекте организационной структуры, решению управленческих задач в коллективе, пути устранения конфликтов в трудовом коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-14 способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные категории науки,
- особенности развития психологических феноменов, явлений, типов в управленческой сфере,
- способы изучения психических процессов в сфере управления,
- базовые концепции психологии управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно работать над изучением научной психологической литературы,
- сравнивать различные теоретические подходы,
- осуществлять психологическую диагностику и самодиагностику в управленческой сфере,
- грамотно решать практические и исследовательские задачи в области психологии управления,
- осуществлять самоанализ и самоконтроль,
- корректировать собственное поведение,
- корректирвовать собственный стиль управления,
- - выявлять, правильно интерпретировать с психологических позиций основные проблемы управленческой деятельности,
- применять на практике полученные знания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- в использовании методов, применяемых в психологии управления,
- в использовании технологий психологии управления для повышения эффективности и результативности организаций, рабочих групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в дисциплину «Психология управления» Лекции 8 1 Л3.4, Л1.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Введение в дисциплину «Психология управления» Практические 8 1 Л3.2, Л2.7, Л1.2
1.3. Введение в дисциплину «Психология управления» Сам. работа 8 8 Л1.2, Л1.4, Л3.5, Л2.3
1.4. Психология труда руководителя Лекции 8 1 Л1.2, Л2.10, Л1.4, Л3.5
1.5. Психология труда руководителя Практические 8 1 Л2.7, Л1.2, Л1.4, Л3.5
1.6. Психология труда руководителя Сам. работа 8 8 Л2.7, Л2.10, Л1.4, Л2.1, Л3.10
1.7. Индивидуальная управленческая концепция и стиль управления Лекции 8 1 Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4, Л3.1, Л2.3
1.8. Индивидуальная управленческая концепция и стиль управления Практические 8 2 Л1.2, Л2.6, Л2.10, Л1.4, Л3.1, Л2.4
1.9. Индивидуальная управленческая концепция и стиль управления Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.10, Л1.4, Л3.1, Л2.4
1.10. Психологические особенности целеполагания и и планирования Лекции 8 1 Л1.4, Л3.5, Л3.1, Л2.3
1.11. Психологические особенности целеполагания и и планирования Практические 8 2 Л3.2, Л3.3, Л2.7, Л1.2, Л1.4, Л3.1, Л2.4
1.12. Делегирование и его особенности Практические 8 1 Л2.10, Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.13. Психологические особенности целеполагания и и планирования Сам. работа 8 8 Л3.2, Л2.7, Л2.10, Л1.4, Л3.5, Л3.6
1.14. Психологические особенности деятельности по по выработке управленческих решений Лекции 8 4 Л2.3, Л2.4, Л3.8, Л1.1
1.15. Психологические особенности деятельности по по выработке управленческих решений Практические 8 2 Л2.10, Л3.1, Л3.8, Л1.1
1.16. Психологические особенности деятельности по по выработке управленческих решений Сам. работа 8 10 Л3.2, Л2.5, Л2.8, Л3.7, Л1.1
1.17. Мотивация и стимулирование как проблема психологии управления Лекции 8 2 Л2.5, Л3.1, Л3.7, Л3.8, Л3.11, Л1.1
1.18. Мотивация и стимулирование как проблема психологии управления Практические 8 2 Л3.3, Л2.7, Л1.2, Л2.10, Л1.4, Л3.7, Л3.11
1.19. Мотивация и стимулирование как проблема психологии управления Сам. работа 8 10 Л2.6, Л2.10, Л3.5, Л3.8, Л3.11, Л1.1
1.20. Командообразование как функция руководителя Лекции 8 2 Л2.10, Л2.2, Л3.8, Л3.9, Л1.1
1.21. Командообразование как функция руководителя Практические 8 4 Л1.4, Л3.5, Л2.8, Л3.1, Л3.6, Л3.8
1.22. Командообразование как функция руководителя Сам. работа 8 12 Л3.4, Л2.5, Л3.5, Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.23. Конфликты в управленческой деятельности Лекции 8 2 Л3.2, Л2.8, Л2.2, Л3.1, Л2.9, Л1.1
1.24. Конфликты в управленческой деятельности Практические 8 3 Л2.6, Л2.2, Л3.1, Л2.9, Л1.1
1.25. Конфликты в управленческой деятельности Сам. работа 8 11 Л3.3, Л2.8, Л3.1, Л2.4, Л2.9, Л3.7, Л1.1
1.26. Психология делового общения руководителя Сам. работа 8 8 Л3.2, Л2.6, Л2.8, Л3.1, Л3.7, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Психология управления как наука.
2. История становления психологии управления.
3. Генезис и становление психологии управления за рубежом.
4. Отечественные концепции психологии управления.
5. Базовые и современные концепции психологии управления.
6. Психологический анализ деятельности руководителя.
7. ПВК руководителя.
8. Самоменеджмент.
9. Лидерство и руководство.
10. Организация как структура и функция управления.
11. Рабочая группа: динамика, сплочённость, социально-психологический климат.
12. Психологическая специфика реализации функции организации.
13. Психология найма.
14. Проблема профессионального отбора и подбора кадров.
15. Повышение эффективности оценки при найме.
16. Методы оценки кандидатов на вакантную должность.
17. Командообразование как деятельность руководителя.
18. Формирование команды: технология, принципы, правила.
19. Психология формирования организационной культуры.
20. Создание благоприятного психологического климата в организации.
21. Психология принятия управленческих решений.
22. Психологические аспекты контроля и оценки.
23. Психологические аспекты целеполагания.
24. Правила и технологии планирования.
25. Психологические подходы к решению управленческих задач.
26. Мотивация и мотивирование.
27. Классические теории мотивации.
28. Мотивационная теория А.Маслоу.
29. Теория Херцберга, ее вклад в развитие психологии управления.
30. Классическая концепция Мак Грегора.
31. Теория подкрепления мотива.
32. Целевая теория мотивации.
33. Теория ожидания.
34. Теории возникновения лидерства.
35. Стили руководства: поведенческий подход.
36. Классический подход Левина к дифференциации стилей управления.
37. Двухфакторный подход. Сетка Блейка – Моутона.
38. Теория Херси – Бланшара.
39. Теория руководства Фидлера и Мисуми: общее и различное.
40. Модель стилей руководства Врума – Йеттона – Яго.
41. Правила и принципы эффективного управленческого общения.
42. Имидж, его составляющие и формирование.
43. Организационный конфликт: причины и функции.
44. Способы разрешения организационного конфликта.
45. Модели разрешения конфликта в организации.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психология управления как отрасль психологической науки.
2. Личность как субъект управления.
3. Психотехнологии управленческого общения.
4. Технология самоменеджмента.
5. Стресс в управленческой деятельности.
6. Социально-психологическая ситуация как объект управления.
7. Методы принятия группового управленческого решения.
8. Самовоспитание и самосовершенствование руководителя.
9. Технология имиджа.
10. Психодиагностика и ее роль в управленческой деятельности.
11. Психология карьеры руководителя.
12. Управление рабочим временем.
13. Техника разрешения управленческих конфликтов.
14. Коммуникативная компетентность руководителя.
15. Технология личного ортобиоза руководителя.
16. Психология манипуляции и интриги.
17. Социально-психологическая напряженность и ее нейтрализация в коллективе.
18. Социометрия в управлении.
19. Психология бюрократа.
20. Технология стимулирования делового честолюбия.
21. Технология создания команды.
22. Техника оценки делового партнера.
23. Искусство самоорганизации.
24. Психология ведения деловых бесед.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания к I разделу: Управленческая деятельность

1. Укажите год основания дисциплины «Психология управления» -
А) 1911;
Б) 1915;
В) 1917.

2. Кого принято считать основателем психологии управления
А) Кабаченко;
Б) Тейлор;
В) Франкл.

3. Какие 2 раздела в психологии управления выделяет Кабаченко Т.С.
А) Личность руководителя;
Б) Управленческое взаимодействие;
В) Психология менеджмента;
Г) Рассмотрение функций управления.
4. Какая из ниже перечисленных функций не является функцией управления
А) Прогнозирования;
Б) Контроля;
В) Мотивирования;
Г) Организации;
Д) Регулирования;
Е) Планирования.

5. Какая из систем поведения людей в организации связана с разделением труда, конвейерным процессом труда
А) Формальная;
Б) Технологическая;
В) Неформальная;
Г) Внеформальная.

6. Какая из систем поведения людей в организации связана с правилами поведения разностатусных людей в организации
А) Внеформальная;
Б) Технологическая;
В) Формальная;
Г) Неформальная.

7. Какая из систем поведения людей в организации связана с общением людей в организации
А) Формальная;
Б) Неформальная;
В) Технологическая;
Г) Внеформальная.

8. Какие системы являются основными в формальной подсистеме -
А) Штабная;
Б) Матричная;
В) Линейная;
Г) Комбинированная.
Д) Функциональная.

9. Структура, при которой внутри организации создается отдельное подразделение для решения отдельных задач, это
А) Матричная;
Б) Функциональная;
В) Штабная;
Г) Линейная;
Д) Комбинированная.

10. Структура, в которой группы сотрудников работают с информацией и затем передают ее руководителю, называется
А) Комбинированная;
Б) Функциональная;
В) Матричная;
Г) Штабная;
Д) Линейная.

11. К какой системе управления относится данная схема
Руководитель => I Заместитель руководителя => II Зам. => подчиненный Зам. => рабочие.
А) Матричная;
Б) Линейная;
В) Функциональная;
Г) Комбинированная;
Д) Штабная;

12. К какой системе управления относится данная схема


А) Функциональная;
Б) Комбинированная
В) Штабная;
Г) Линейная;
Д) Матричная.

13. Функция управления, которая заключается в обеспечении ясности ожиданий для каждого конкретного человека в организации, называется –
А) Мотивирование;
Б) Регулирование;
В) Организации;
Г) Контроля;
Д) Планирование.

14. Функция управления, которая состоит в создании и поддержании системы ролей, которая связана с разделением труда и необходимостью объединения (кооперации) усилий, называется функцией
А) Контроля;
Б) Организации;
В) Регулирование;
Г) Мотивирование;
Д) Планирование.

15. Функция управления, которая заключается в выявлении слабых мест и ошибок, их исправлении и предупреждении, называется функцией -
А) Планирование;
Б) Мотивирование;
В) Контроля;
Г) Организации;
Д) Регулирование.

16. Функция управления, которая заключается в поддержании управляемых процессов в рамках заданных программ регламентом, планом, называется функцией
А) Регулирование;
Б) Мотивирование;
В) Организации;
Г) Планирование;
Д) Контроля.

17. Функция управления, которая реализуется посредством побуждения к активной деятельности личностей, коллективов, групп, называется функцией
А) Контроля;
Б) Организации;
В) Планирования;
Г) Мотивирования;
Д) Регулирования.

18. Метод реализации функции организации, который связан с закреплением функций или объемом работ за определенным человеком или отделом, называется
А) Методом нормирования;
Б) Методом инструктирования;
В) Методом регламентирования.

19. Метод реализации функции организации, который направлен на установление границ выполнения работ и определение поля деятельности, называется
А) Методом регламентирования;
Б) Методом инструктирования;
В) Методом нормирования.

20. Метод реализации функции, который направлен на организацию ознакомления с обстоятельствами выполнения работ, с нормативными документами и т.д.
А) Методом инструктирования;
Б) Методом нормирования;
В) Методом регламентирования.

21. Принцип руководства, который связан с выбором для воздействия такого времени и места, при котором воздействие руководителя усиливало естественное течение процессов, называется принципом
А) Комплексности воздействия;
Б) Внутренней непротиворечивости воздействия;
В) Системности воздействия;
Г) Минимизации воздействий руководителя.

22. Принцип руководства, обеспечивающий оптимизацию регулирования, который заключается в том, что используемые стимулы воздействия не вызывают взаимоисключающих эффектов, называется принципом
А) Системности воздействия;
Б) Минимизации воздействий руководителя;
В) Внутренней непротиворечивости воздействия;
Г) Комплексности воздействия.

23. Принцип руководства, который предполагает использование всех средств, учет всех мотивов при воздействии на руководителя и подчиненных, называется принципом–
А) Комплексности воздействия;
Б) Системности воздействия;
В) Минимизации воздействий руководителя;
Г) Внутренней непротиворечивости воздействия.

24. Вид контроля, который ставит перед собой цель — предупредить возможные сбои
А) Опережающим;
Б) Результирующим;
В) Текущим.

25. Контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ или во время выполнения операции называется –
А) Результирующим;
Б) Текущим;
В) Опережающим.

26. Соотнесите теории мотивации и их содержание
А) Теории мотивации, исходящие из поведения людей с учетом их восприятия и познания - 1) Процессуальные
Б) Теории мотивации, базирующиеся на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе - 2) Содержательные

27.Злоупотребление регламентированием (мелочное регламентирование), необоснованно частые вмешательства в работку сотрудников со стороны руководства - это ошибка, связанная с реализацией функции
А) Планирования;
Б) Контроля;
В) Мотивирования;
Г) Организации;
Д) Регулирования.

28. Недостаточная психологическая подготовленность руководителей, которая приводит к неумению рефлексировать собственный опыт и неумение объяснить его подчиненным - это ошибка, связанная с реализацией функции
А) Регулирования;
Б) Планирования;
В) Мотивирования;
Г) Организации.

29. Выдвижение в качестве цели процесса, а не результата - это ошибка, связанная с реализацией функции
А) Организации;
Б) Мотивирования;
В) Планирования;
Г) Контроля;
Д) Регулирования.

30. Чем больше человек прикладывает усилий к своей деятельности, тем более она является для него мотивирующим фактом – это характеризует теорию
А) Теорию трудовых инвестиций;
Б) Теорию ожиданий В.Врума;
В) Теорию справедливости.

31. Кто из ниже перечисленных авторов придумал правила оптимального контроля
А) Тейлор;
Б) Л. Портер и Э. Лоулер;
В) Кунц и О.Доннел;
Г) Кабаченко Т.С.

32. Какое из ниже перечисленных дел руководитель мог бы делегировать своему подчиненному
А) Важное и срочное;
Б) Срочное, но не важное;
В) Не важное и не срочное;
Г) Важное, но не срочное.

33. Какое из ниже перечисленных дел руководитель мог бы разрешить сам, составив график выполнения
А) Важное и срочное;
Б) Не важное и не срочное;
В) Важное, но не срочное;
Г) Срочное, но не важное.

34. Какое из ниже перечисленных дел руководитель должен выполнить самостоятельно –
А) Важное, но не срочное;
Б) Срочное, но не важное;
В) Не важное и не срочное;
Г) Важное и срочное.

35. Какое из ниже перечисленных дел руководитель может не делать вообще
А) Срочное, но не важное;
Б) Не важное и не срочное;
В) Важное, но не срочное;
Г) Важное и срочное.

36.Выстроите этапы реализации функции организации по Кунцу, в порядке их следования
А) Наделение руководителей групп определенными полномочиями;
Б) Формулирование производственных целей, планов и работ;
В) Установление целей предприятия;
Г) Группировка видов деятельности, исходя из max использования материальных ресурсов;
Д) Горизонтальная и вертикальная увязка групп через должностные связи и систему информационного обеспечения.
Е) Выявление и классификация видов деятельности необходимых для осуществления цели.

37. Определите, к какой структуре предприятия относится следующий недостаток – в ситуации нестандартности на организации нет человека, который бы видел картину происходящего в целом и имел бы о ней общее представление, результатом этого являются суженное видение проблемы
А) Комбинированная структура;
Б) Функциональная структура;
В) Матричная структура;
Г) Линейная структура;
Д) Штабная структура.

38. Определите, к какой структуре предприятия относятся следующие достоинства – мобильность и малый объем бумаг, проходящий через руководителя
А) Штабная структура;
Б) Линейная структура;
В) Матричная структура;
Г) Функциональная структура;
Д) Комбинированная структура.

39. В соответствии с этим принципом задачу надо рассматривать в координатах "важность" - "срочность", отнести её к какой-либо категории и принять по ней соответствующее решение, это –
А) Принцип Тейлора;
Б) Принцип Парето;
В) Принцип Эйзенхауэра;
Г) Принцип Кабаченко.

40. Для преодоления жесткости планирования и связанных с этим стрессов, применяется этот вид планирования
А) Краткосрочное планирование;
Б) Долгосрочного планирования;
В) Оперативное планирование;
Г) Сценарное планирование.

Тестовые задания к II разделу: Управленческое взаимодействие»

41. Оценка руководителя согласно квалификационным критериям предполагает:
А) оценивание достижений человека при сопоставлении их с показателями нормы;
Б) оценивание человека на основе результатов экзаменов, тестирований, проверки профессиональных навыков;
В) оцениванием и выявлением качеств, которые позволяют достигать успехов в профессиональной деятельности.

42. Оценка руководителя согласно объективным критериям предполагает:
А) оценивание достижений человека при сопоставлении их с показателями нормы;
Б) оценивание человека на основе результатов экзаменов, тестирований, проверки профессиональных навыков;
В) оцениванием и выявлением качеств, которые позволяют достигать успехов в профессиональной деятельности.

43. Оценка руководителя согласно внешним критериям предполагает:
А) оценивание качеств человека, которые характеризуют его как личность, т.е. с точки зрения процесса взаимодействия в коллективе;
Б) оценивание человека на основе результатов экзаменов, тестирований, проверки профессиональных навыков;
В) оцениванием и выявлением качеств, которые позволяют достигать успехов в профессиональной деятельности

44. Оценка руководителя согласно критерию психологических качеств предполагает:
А) оценивание качеств человека, которые характеризуют его как личность, т.е. с точки зрения процесса взаимодействия в коллективе;
Б) оценивание человека на основе результатов экзаменов, тестирований, проверки профессиональных навыков;
В) оцениванием и выявлением качеств, которые позволяют достигать успехов в профессиональной деятельности.

45. Разработка авторского экспертного листа оценивания деятельности руководителя в некоторых областях профессиональной деятельности принадлежит:
А) Карпову А.В.;
Б) Кабаченко Т.С.;
В) Мескон Д.

46. К основным требованиям, предъявляемым к экспертам, оценивающим деятельность руководителя не относится:
А) высокая коммуникативная близость руководителя и эксперта;
Б) адекватная самооценка эксперта;
В) высокий уровень такого свойства мышления как обобщение.

47. Сущность ошибки великодушия при оценке руководителя экспертом заключается:
А) в стремлении избежать крайних оценок;
Б) в наличии определенной тенденции при оценивании определенных групп людей;
В) в тенденции завышать оценку.

48. Сущность ошибки по аналогии или контрасту при оценке руководителя экспертом заключается:
А) в вынесении сходных оценок разным психологическим качествам человека, которые кажутся эксперту логически связанными;
Б) в наличии определенной тенденции при оценивании определенных групп людей;
В) в восприятии человека с опорой на себя.

49. Сущность ошибки центральной тенденции при оценке руководителя экспертом заключается:
А) в стремлении избежать крайних оценок;
Б) в наличии определенной тенденции при оценивании определенных групп людей;
В) в тенденции завышать оценку.

50. Сущность ошибки называемой «иллюзией контроля» при оценке руководителя экспертом заключается:
А) в вынесении сходных оценок разным психологическим качествам человека, которые кажутся эксперту логически связанными;
Б) в игнорировании проявлений маловероятных связей и фактов;
В) в восприятии человека с опорой на себя.

51. К признакам проблемы дефицита времени у руководителя не относят:
А) несвоевременность ответов на деловые письма;
Б) установку на постоянную гонку;
В) выполнение работы за подчиненных.

52. К блоку когнитивно-перцептивных особенностей при оценивании руководителя не относят следующее качество:
А) креативность;
Б) степень автономии восприятия;
В) уровень трудоспособности.

53. Каким образом необходимо распределить время на дела во избежание дефицита времени и наиболее эффективного его использования? (процентное соотношение запланированной активности, непредвиденных обстоятельств, спонтанной творческой активности)
А) 60% - 20% - 20%
Б) 80% - 15% - 5%
В) 50% - 15% - 3

54. Под «организационной культурой» принято понимать:
А) нормы, ценности, кодекс поведения в организации;
Б) корпоративные вечера, организация совместного отдыха коллектива;
В) принципы организации предприятии.

55. К группам характеристик личности руководителя по М. Шоу не относится:
А) биографические характеристики;
Б) способности;
В) менеджерские характеристики.

56. По результатам исследования, проведенного Е. Гиззели наибольшего успеха добиваются руководители:
А) с высокими умственными способностями;
Б) со средними умственными способностями;
В) с высоким уровнем теоретического интеллекта.

57. К специальным способностям, необходимым эффективному руководителю не относится:
А) креативность;
Б) компетентность;
В) лабильность.

58. Выделение таких стилей руководства как «демократический», «авторитарный» и «попустительский» основано на:
А) поведенческом подходе к определению стилей руководства;
Б) ситуационном подходе к определению стилей руководства;
В) нет верного варианта.

59. Какой стиль руководства предпочтительней всего использовать в кризисной ситуации, требующей быстрого принятия решения?
А) демократический;
Б) авторитарный;
В) либеральный.

60. Какой стиль руководства предпочтительней всего использовать при стабильной работе предприятия и работе по внедрению инноваций?
А) демократический;
Б) авторитарный;
В) либеральный.





КЛЮЧ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ:


1. А 41. Б
2 . Б 42. А
3. Б,Г 43. В
4. А 44. А
5. Б 45. Б
6. В 46. В
7. Б 47. В
8. В,Д 48. В
9. А 49. А
10. Г 50. Б
11. Б 51. Б
12 . А 52. В
13. Д 53. А
14. Б 54. А
15. В 55. В
16 . А 56. Б
17. Г 57. В
18. В 58. А
19. В 59. Б
20. А 60. А
21. Г 61.
22. В 62.
23. А 63.
24. А 64.
25. Б 65.
26. А-1,Б-2
27. Г .
28. А
29. В
30. А
31. В
32. Б
33. В
34. Г
35. Б
36. В,Б,Е,Г,А,Д
37. Б
38. А
39. В
40 . Г .

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьяков Р.В. Психология управления: Учебное пособие М.: Директ-Медиа, 2014 // ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=226086
Л1.2 Э. В. Островский Психология управления: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2009
Л1.3 Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] СПб.: Питер, 2012
Л1.4 Козлов В.В. Психология управления: Учебное Издательский центр «Академия», 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Островский Э. В. Психология управления:: Учебное пособие ИНФРА-М, 2009
Л2.2 Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: учебное пособие для студентов вузов: Учебное пособие Аспект Пресс, 2008
Л2.3 Королев, Леонид Михайлович Психология управления: Учебное пособие Дашков и Кш, 2010
Л2.4 Наприс А. В. Психология управления: Учебное пособие НОУ ВПО МПСИ, 2009
Л2.5 Селезнева Е. В. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.6 Батаршев А. В., Лукьянов А. С. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом М.: Психотерапия, 2007
Л2.7 А. Л. Свенцицкий Социальная психология: учебник М.: Проспект, 2009
Л2.8 Бакирова, Гузэль Хафазовна Тренинг управления персоналом: Учебное пособие Речь, 2006
Л2.9 Психология деловых конфликтов: Хрестоматия Бахрах-М, 2007
Л2.10 Г. Л. Ильин Социология и психология управления: учеб. пособие М.: Академия, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Иванова, Елена Валериевна Тренинг управления изменениями в организации: Учебное пособие Речь, 2007
Л3.2 Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2006
Л3.3 Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л3.4 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л3.5 Красовский, Юрий Дмитриевич Организационное поведение: Учебное пособие ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л3.6 Д. Я. Райгородский Психология управления: Хрестоматия Бахрах-М, 2006
Л3.7 Розанова, Валентина Александровна Психология управленческой деятельности: Учебноепособие Альфа-Пресс, 2006
Л3.8 В.Н. Смирнов Психология управления персоналом в экстремальных условиях: Учебное пособие Академия, 2007
Л3.9 Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве: Учебное пособие Издательский центр «Академия», 2008
Л3.10 под ред. А. В. Батаршева, А. С. Лукьянова Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом: учебное пособие Психотерапия, 2007
Л3.11 Хенсен, Марк Виктор Мастер мотивации. Секреты управления: Учебнон пособие Астрель, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Психотехники принятия эффективных управленческих решений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 7, 8; Microsoft Office 2010 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 9.0; Microsoft Office SharePoint 2010 Rus
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Современные технологии обучения,
рекомендуемые для использования на занятиях
В процессе преподавания дисциплины рекомендуется использовать различные технологии, в частности технологии развития критического мышления, групповые (дискуссионные методы, проектные, тренинговые), информационные (мультимедийные). Представим некоторые из них.
Групповые технологии
Технология дискуссионных методов предполагает выполнение студентами позиции, модели или функции в рамках заданной модели поведения или придуманной ими практической ситуации, принятие позиции или проигрывание ситуации, в ходе которой решаются, в основном, практические задачи.
Ресурсным обеспечением данной технологии являются мультимедиа средства (аудио, фото и видеоматериалы, компьютерная техника), наглядные средства (плакаты, доска).

Интерактивные виды лекций и практических занятий

Лекция, практическое занятие-пресс-конференция
Форма проведения лекции, практического занятия близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Однако не все студенты могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Это служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельности студентов на лекции, практическом занятии-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Лекцию или практическое занятие в форме пресс-конференции можно проводить как в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции – выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью этой формы пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т.п.
Пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
Основная цель пресс-конференции в конце темы или раздела – проведение итогов лекционной или практической работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Практикум такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности.
Дискуссия
Здесь преподаватель при изложении лекционного материала или для закрепления теоретического материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.
Положительным в дискуссии является, то, что студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.
Отрицательное же то, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его.
Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Методические рекомендации студенту:
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. Эссе – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
Для написания эссе необходимо внимательно относится к собственным переживаниям, мыслям, установкам и т.д., а также читать методическую литературу, предложенную как в основном, так и в дополнительном списке литературы. При написании эссе главным критерием оценки будет являться умение осознать и проанализировать собственную внутреннюю позицию и его предъявление внешнему окружающему миру.
Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, или самостоятельная подготовка по вопросам к зачету, а также ведение написание эссе, выполнение теста.