МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психоэндокринология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.преп., Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.н, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психоэндокринология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса является познакомить студентов с теоретическими основами психоэндокринологии, систематизировать знания студентов о процессах регуляции и интеграции биохимических и физиологических функций клеток и всего организма, выделить принципы и механизмы регуляторных воздействий нейроэндокринной системы, как на субклеточном, так и на поведенческом уровне.
Задачи курса:
• познакомить студентов с системой понятий и категорий, с помощью которых психоэндокринология пытается отразить и объяснить взаимодействие нервной и эндокринной систем, проявляющееся на уровне биохимических, физиологических и поведенческих процессов;
• помочь овладеть знаниями о функционировании желез внутренней секреции, механизмах нейроэндокринной регуляции, природе и функциях гормонов, о роли биоритмов гормонов в развитии эндокринопатий;
• дать определенные знания о функциональной и биохимической вариабельности в индивидуальном, половозрастном, эволюционном аспектах;
• показать сложность и многообразие влияний гормонального статуса на психику и поведение человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы выявления и анализа информации о потребностях пациента и медицинского персонала
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг), в том числе и при различных заболеваниях эндокринной системы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выявления и анализа информации о потребностях пациента и медицинского персонала, в том числе и при различных заболеваниях эндокринной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психоэндокринологии
1.1. Проблема соотношения социальных и биологических факторов в процессе социализации индивида.Психоэндокринология как наука. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Работы Ломброзо и Ферри. Конституциональные типологии характера Кречмера и Шелдона. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Современные представления о соотношении социальных и биологических факторов в процессе формирования и развития личности (работы Дубинина, Фромма, Фролова, Равич-Щербо). Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Нейроэндокринология: предмет, методы исследования, основные понятия. Лекции 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Структурная и функциональная взаимосвязь центральной нервной системы, вегетативной нервной системы и эндокринной системы. Классификация гормонов.Механизмы действия гормонов на клеточном уровне. Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Железы внутренней секреции. История развития эндокринологии. Постулаты Коха. Связь отдельных гормонов с некоторыми характеристиками психических свойств. Методы математического анализа и выявление корреляций между уровнем содержания гормонов и психических состояний личности. Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Особенности действия различных гормонов на психику и поведение человека
2.1. Нейрогипофиз.Возопресин и окситоцин. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Участие гормонов нейрогипофиза в формировании некоторых поведенческих реакций. Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Аденогипофиз.Гормон роста, мелатонин. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Взаимосвязь окситоцина и вазопрессина с половыми гормонами и гормонами стресса и β-эндорфинами.Психоэндокринологический аспект акселерации и ретардации развития (гормон роста и мелатонин). Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Функции тиреоидных гормонов, их участие в деятельности различных систем организма. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Влияние гормонов гипофиза на эмоциональную сферу жизнедеятельности человека (эмоциональная "холодность", агрессивность, депрессия). Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Эндокринная регуляция общего обмена веществ. Гормоны щитовидной железы. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Адаптационные эффекты действия тиреоидных гормонов, участие в цикле сон-бодрствование. Гиреоз и гипертиреоз. Влияние содержания тиреоидных гормонов на психику и поведение. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная система. Общий адаптационный синдром и адренокортикотропный гормон (АКТГ). Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. АКТГ - гормон обучения и памяти. Кортизол и его влияние на обмен веществ и общее состояние организма. Связь кортизола с половыми гормонами. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. АКТГ и кортизол как гормоны стресса. Психофизиологические характеристики стадий стресса и уровни содержания АКТГ и кортизола. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Эндокринная функция поджелудочной железы. Влияние инсулина, глюкагона и соматостатина на психофизиологическое состояние и на поведенческие реакции человека. Центральная нервная регуляция потребления пищи. Нарушения питания: нервная анорексия и булимия. Отдаленные последствия ожирения. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Катехоламины: адреналин и норадреналин. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Гонадотропные гормоны и дифференциация центральной нервной системы и репродуктивных структур (развитие по мужскому или женскому типу).Тестостерон и его функции. Гормональный контроль овуляции и менструального цикла. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Особенности действия катехоламинов как гормонов и как нейромедиаторов. Симпатоадреналовая система. Множественное действие катехоламинов на организм. Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Катехоламиновая гипотеза Шильдкрота-Кети. Катехоламины и антидепрессанты. Стресс и катехоламины. Соотношение катехоламинов и тип поведения в стрессовой ситуации. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.17. Психоэндокринологические основы регуляции полового поведения. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.18. Психофизиологическое действие половых горомнов в различные возрастные периоды. Половые гормоны и различные аспекты поведения человека: половое поведение, отношение к потомству, агрессивное поведение. Влияние андрогенов и эстрогенов на полоролевое поведение. Сам. работа 2 20 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дедова И.И., Мельниченко Г.А. Эндокринология. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Дедов И.И., Мельниченко Г.А. Российские клинические рекомендации. Эндокринология: практическое пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Б. Манухин Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Дедов И.И. Персонализированная эндокринология в клинических примерах: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.