МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 56 56 56 56
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н, профессор, Гончарова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Комплексный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №224)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Комплексный анализ» - освоение студентами основ и методов комплексного анализа и теории функций комплексного переменного: методов дифференцирования и интегрирования функций комплексного переменного, методов осуществления отображения при помощи функций комплексного переменного; формирование уровня математической культуры, достаточного для понимания и усвоения последующих курсов математических дисциплин; привитие навыков практического применения методов комплексного анализа, навыков исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать базовые знания естественных наук, математики и информатики, основные факты, концепции, принципы теорий, связанных с фундаментальной информатикой и информационными технологиями
ПК-2 способностью понимать, совершенствовать и применять современный математический аппарат, фундаментальные концепции и системные методологии, международные и профессиональные стандарты в области информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.глубоко основные математические понятия, понятия, аксиоматику и положения комплексного анализа, теории функций комплексного переменного, основные формулы, теоремы и методы комплексного анализа и теории функций комплексного переменного.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить исследования, связанные с основными понятиями курса комплексного анализа, применять основные методы теории функций комплексного переменного для дифференцирования и интегрирования функций комплексного переменного, осуществления отображения при помощи функций комплексного переменного, для исследовании функций комплексного переменного. Уметь применять основные методы теории функций комплексного переменного для решения задач комплексного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками самостоятельного практического применения методов комплексного анализа, теории функций комплексного переменного при решении задач теории функций и прикладных задач математического анализа. Владеть приемами использования математического аппарата теории функций для решения теоретических и прикладных задач анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ТФКП
1.1. Комплексные числа: комплексные числа, комплексная плоскость; модули и аргумент комплексного числа, их свойства. Геометрическая интерпретация. Алгебраическая, тригонометрическая, показательная формы комплексного числа. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3
1.2. Комплексные числа, различные формы записи, геометрическая интерпретация. Формула Эйлера. Формула Муавра. Корни из комплексных чисел. Практические 5 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
1.3. Стереографическая проекция, ее свойства; сфера Римана, расширенная комплексная плоскость. Бесконечно удаленная точка. Топология комплексной плоскости. Числовые последовательности и их пределы, ряды. Множества на плоскости, области и кривые. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3, Л2.4
1.4. Стереографическая проекция, свойства. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.3
1.5. Функции комплексного переменного и отображения множеств. Функции комплексного переменного. Выделение вещественной и мнимой части. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
Раздел 2. Функции, аналитические функции
2.1. Функции комплексного переменного; предел функции; непрерывность, модуль непрерывности. Предел, непрерывность, равномерная непрерывность функции. Дифференцируемость по комплексному переменному, условие Коши-Римана (Д’Аламбера-Эйлера); аналитическая функция. Дифференцируемость в смысле действительного и комплексного анализа. Правила дифференцирования. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3
2.2. Условия Коши-Римана. Аналитические функции. Практические 5 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
2.3. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
2.4. Свойства аналитических функций. Геометрический смысл аргумента и модуля производной; понятие о конформном отображении. Геометрический и гидродинамический смысл комплексной дифференцируемости. Вещественная и мнимая части аналитической функции как сопряженные гармонические функции. Физическая интерпретация (гидродинамическая модель, волновая модель). Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
2.5. Вещественная и мнимая части аналитической функции как гармонические функции. Практические 5 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.6. Контрольная работа 1 по индивидуальному заданию. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.2
2.7. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 14 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
Раздел 3. Конкретные функции
3.1. Элементарные функции: целая линейная и дробно-линейная функция, их свойства. Общий вид дробно-линейного отображения круга на себя и верхней полуплоскости на круг. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
3.2. Дробно-линейные функции. Практические 5 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
3.3. Элементарные функции: экспонента и логарифм, степень с произвольным показателем; понятие о римановой поверхности на примерах логарифмической и общей степенной функций; функция Жуковского. Элементарные функции: тригонометрические и гиперболические функции, их связь. Формула Эйлера. Перенос тождеств. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3
3.4. Элементарные функции комплексного переменного (степенная, показательная, тригонометрические функции). Практические 5 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
3.5. Многозначные функции. Точки ветвления, ветви многозначной функции. Логарифм (главное значение логарифма), корень n-ой степени. Построение римановой поверхности для корня n-ой степени из z. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3
3.6. Отображение луночек и областей с разрезами. Логарифм, корень n-ой степени. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
3.7. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 24 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
Раздел 4. Интегрирование и теорема Коши
4.1. Интеграл по комплексному переменному, его простейшие свойства, связь с криволинейными интегралами 1-го и 2-го рода; сведение к интегралу по действительному переменному. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
4.2. Интегрирование функций комплексного переменного. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3
4.3. Первообразная функция, формула Ньютона-Лейбница; переход к пределу под знаком интеграла; интегральная теорема Коши. Интегральная теорема Коши для многосвязной области. Интеграл Коши: интегральная формула Коши. Теорема о среднем. Принцип максимума модуля. Лемма Шварца. Бесконечная дифференцируемость аналитических функций, формулы Коши для производных; теорема Морера и Лиувилля. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
4.4. Вычисление интегралов с помощью теоремы Коши и интегральных формул Коши. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.3
4.5. Контрольная работа 2 по индивидуальному заданию. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3
4.6. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение 1
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение 1
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение 1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрушко И.М. Курс высшей математики. Теория функций комплексной переменной: лекции и практикум: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Свешников А.Г., Тихонов А.Н. Теория функций комплексной переменной: учебное пособие М.: Физматлит, 2010 znanium.com
Л1.3 Привалов И.И. Введение в теорию функций комплексного переменного: учебное пособие СПб.: «Лань» // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Геворкян П. С. Высшая математика: книга Физматлит, 2007 г. biblioclub.ru
Л2.2 В. А. Ганов, Р. В. Дегтерева ; АлтГУ Лекции по высшей математике (Ч. 2: Дифференциальное и интегральное исчисления, функции нескольких переменных, функции комплексного переменного, дифференциальные уравнения и теория вероятностей): учеб. пособие: [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Б. М. Владимирский, А. Б. Горстко, Я. М. Ерусалимский Математика. Общий курс: учебник СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
Л2.4 Пантелеев А.В., Якимова А.С. Теория функций комплексного переменного и операционное исчисление в примерах и задачах: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э4 Образовательный курс Комплексный анализ на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus": http://www.scopus.com;
Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru;
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru;

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=96

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.