Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 127 | 126 | 127 | 126 |
Часы на контроль | 9 | 4 | 9 | 4 |
Итого | 144 | 138 | 144 | 138 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.
1.1. | Цель курса является познакомить студентов с теоретическими основами психоэндокринологии, систематизировать знания студентов о процессах регуляции и интеграции биохимических и физиологических функций клеток и всего организма, выделить принципы и механизмы регуляторных воздействий нейроэндокринной системы, как на субклеточном, так и на поведенческом уровне. Задачи курса: • познакомить студентов с системой понятий и категорий, с помощью которых психоэндокринология пытается отразить и объяснить взаимодействие нервной и эндокринной систем, проявляющееся на уровне биохимических, физиологических и поведенческих процессов; • помочь овладеть знаниями о функционировании желез внутренней секреции, механизмах нейроэндокринной регуляции, природе и функциях гормонов, о роли биоритмов гормонов в развитии эндокринопатий; • дать определенные знания о функциональной и биохимической вариабельности в индивидуальном, половозрастном, эволюционном аспектах; • показать сложность и многообразие влияний гормонального статуса на психику и поведение человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | реализовывать базовые процедуры анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях эндокринной системы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками построения базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях эндокринной системы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы психоэндокринологии | ||||||
1.1. | Железы внутренней секреции. История развития эндокринологии. Постулаты Коха. Связь отдельных гормонов с некоторыми характеристиками психических свойств. Методы математического анализа и выявление корреляций между уровнем содержания гормонов и психических состояний личности. | Сам. работа | 3 | 30 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Особенности действия различных гормонов на психику и поведение человека | ||||||
2.1. | Нейрогипофиз.Возопресин и окситоцин. | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Участие гормонов нейрогипофиза в формировании некоторых поведенческих реакций. | Практические | 3 | 4 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Аденогипофиз.Гормон роста, мелатонин. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Взаимосвязь окситоцина и вазопрессина с половыми гормонами и гормонами стресса и β-эндорфинами.Психоэндокринологический аспект акселерации и ретардации развития (гормон роста и мелатонин). | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Функции тиреоидных гормонов, их участие в деятельности различных систем организма. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Влияние гормонов гипофиза на эмоциональную сферу жизнедеятельности человека (эмоциональная "холодность", агрессивность, депрессия). | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Эндокринная регуляция общего обмена веществ. Гормоны щитовидной железы. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Адаптационные эффекты действия тиреоидных гормонов, участие в цикле сон-бодрствование. Гиреоз и гипертиреоз. Влияние содержания тиреоидных гормонов на психику и поведение. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная система. Общий адаптационный синдром и адренокортикотропный гормон (АКТГ). | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | АКТГ - гормон обучения и памяти. Кортизол и его влияние на обмен веществ и общее состояние организма. Связь кортизола с половыми гормонами. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.11. | АКТГ и кортизол как гормоны стресса. Психофизиологические характеристики стадий стресса и уровни содержания АКТГ и кортизола. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.12. | Эндокринная функция поджелудочной железы. Влияние инсулина, глюкагона и соматостатина на психофизиологическое состояние и на поведенческие реакции человека. Центральная нервная регуляция потребления пищи. Нарушения питания: нервная анорексия и булимия. Отдаленные последствия ожирения. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.13. | Катехоламины: адреналин и норадреналин. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.14. | Особенности действия катехоламинов как гормонов и как нейромедиаторов. Симпатоадреналовая система. Множественное действие катехоламинов на организм. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Катехоламиновая гипотеза Шильдкрота-Кети. Катехоламины и антидепрессанты. Стресс и катехоламины. Соотношение катехоламинов и тип поведения в стрессовой ситуации. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.16. | Психоэндокринологические основы регуляции полового поведения. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.17. | Гонадотропные гормоны и дифференциация центральной нервной системы и репродуктивных структур (развитие по мужскому или женскому типу).Тестостерон и его функции. Гормональный контроль овуляции и менструального цикла. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.18. | Психофизиологическое действие половых горомнов в различные возрастные периоды. Половые гормоны и различные аспекты поведения человека: половое поведение, отношение к потомству, агрессивное поведение. Влияние андрогенов и эстрогенов на полоролевое поведение. | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.19. | Зачет | 3 | 4 | ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дедова И.И., Мельниченко Г.А. | Эндокринология. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Дедов И.И., Мельниченко Г.А. | Российские клинические рекомендации. Эндокринология: практическое пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.Б. Манухин | Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Дедов И.И. | Персонализированная эндокринология в клинических примерах: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
VLS mediaplayer Media Player Classic Microsoft Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к зачету Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |