МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публичные выступления и презентации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Публичные выступления и презентации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2016-2017 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов целостного и системного понимания задач и методов публичных выступлений для различных аудиторий на современном этапе развития общества.
Формирование у студентов умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся навыков составления программы презентаций и публичных выступлений, что будет способствовать эффективности их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, а также пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о технологиях, методах, способах и средствах получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации; основные теоретические положения, принципы планирования, подготовки, проведения научных исследований в решении профессиональных задач, требования, предъявляемых к анализу, обработке, интерпретации его результатов;цели и задачи просветительской деятельности среди населения и особенности ее проведения с разными категориями населения, в том числе проблемными; основные общие рекомендации для населения по повышению его этнической толерантности, психологической устойчивости, организации эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия, укрепления института семьи.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, организовывать и решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;применять теоретические знания в просветительской деятельности психолога, адаптировать их с учетом возрастных, гендерных, социально-психологических, профессиональных, этнопсихологических особенностей аудитории; применять знания о психологических технологиях и дидактических приемах, позволяющих проводить просветительскую работу среди населения; анализировать и прогнозировать запросы общества к психологической науке, развивать потребность в знаниях психологии у людей на различных этапах и в разных ситуациях их развития; выступать в различных видах аудитории; работать с агрессией, несогласием собеседника.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Нметодами реализации научных исследований в решении стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;основными традиционными и инновационными методами, приемами и средствами проведения просветительской работы среди населения, для различных социальных институтов (семьи и др.) с целью повышения уровня психологической культуры общества; способами психологического воздействия на аудиторию с учетом ее возрастных, гендерных, социально-психологических, профессиональных, этнопсихологических особенностей, в том числе технологиями проведения групповой психосоциальной работы; навыками подготовки эффективного текста и его презентации, публичного выступления и бесконфликтного делового общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальное состояние научно-методических исследований психологии публичных выступлений
1.1. Публичное выступление — составная часть социальнозначимой деятельности Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Структура публичного выступления Практические 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Системный подход как основа публичных выступлений. Принцип экологии взаимодействия в деятельности оратора. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Подготовка выступления, его осуществление и анализ Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Формирование программы презентаций и публичных выступлений с возможностью реализации психопрофилактической и развивающей функции психологической практики Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Форма изложения и логика публичного выступления Практические 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основные психотехники публичных выступлений
2.1. Факторы и условия, способствующие и препятствующие эффективности публичных выступлений Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Техники ведения беседы с аудиторией и конкретным слушателем Практические 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Пути активизации слушателей во время выступления Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Язык публичного выступления. Средства наглядности в выступлении Практические 2 4 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Условия и навыки для оптимального создания и развития системы «оратор – аудитория». Искусство полемики и публичное выступление Сам. работа 2 9 ОПК-1, ПК-12 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под общ. ред. Черняк В.Д. РИТОРИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Карандашев В.Н. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Зиновьевой Т. И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Печенёва Т.А. Ораторское искусство: Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л2.3 Бороздина Г. В. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Публичные выступления и презентации" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических и письменных заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.
Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.