МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стажерская деятельность студентов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель каф.общей и прикладной психологии, Молотова В.В.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф. общей и прикладной психологии, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Стажерская деятельность студентов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613) Дневная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фрмирование у студентов практических психолого-педагогических, исследовательских, организаторских, аналитико-синтетических умений и навыков на базе комплекса теоретических знаний, приобретаемых студентами в вузе;
Развитие способности студентов к проективной и предметно-личностной рефлексии; осознание собственного стиля учебной и коммуникативной деятельности, осмысливание своего поведения как психолога-практиканта и как будущего психолога;
Стимулирование готовности студентов к самообучению и непрерывному образованию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-3 организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Сложности становления профессиональной идентичности специалиста в области психологии труда;
- Спектр функциональных обязанностей специалиста в области психологии труда, участвующего в реализации персонал-технологий;
- Обязанности психологов, занятых в реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе профессионалов, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- Поведенческие индикаторы сформированности и индикаторы трудностей в формировании отдельных элементов в системе профессиональной деятельности специалиста.
3.2.Уметь:
3.2.1.Соотнести действия психолога в организации с его должностными обязанностями;
Использовать модель психологической системы профессиональной деятельности В.Д.Шадрикова как средство диагностики и коррекции собственного профессионального становления;

- Понимать пределы применения собственных профессиональных знаний, умений и навыков в работе с респондентами-профессионалами; оценивать ситуацию с точки зрения сложности реализации этических норм;
- Соотносить профессиональные действия психолога в организации с этическим кодексом и организационно-методическими принципами работы с профессионалами;
- Ориентироваться в факторах и условиях, осложняющих деятельность специалиста в области психологии труда;
- Анализировать запрос и формировать из запроса психологическую задачу, оценивать ситуацию с точки зрения необходимости психологической работы;
- Изучать и создавать условия психологической защищенности личности в организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Анализировать трудовую деятельность; иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности;
- Анализировать и сравнивать готовые программы исследования субъектов труда и их деятельности в процессе типичных задач в области персонал-технологий;
- Проводить психологический анализ профессиональных задач и ситуаций;
- Владеть навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Системный анализ профессиональной деятельности
1.1. Психология профессионала Лекции 10 4 ПК-9, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные элементы функциональной системы деятельности Практические 10 2 ПК-9 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Профессиональные кризисы Сам. работа 10 12 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Статус специалиста в области психологии труда
2.1. Формальный и неформальный статус практического психолога в профессиональном пространстве Лекции 10 4 ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Сложности становления профессиональной идентичности специалиста в области психологии служебной деятельности Практические 10 2 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Психологические особенности работы практического психолога с разными возрастными и социальными категориями клиентов Сам. работа 10 10 ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности
3.1. Формирование индивидуального стиля деятельности Лекции 10 4 ПК-9, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Проблема соответствия индивидуальности сотрудника требованиям организационной культуры предприятия. Практические 10 4 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Психология наставничества Практические 10 2 ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности Сам. работа 10 6 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Социально-психологические особенности деятельности стажера
4.1. Коммуникативные, психолого-педагогические, исследовательские, организаторские, аналитико-синтетические умения и навыки стажера Лекции 10 2 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Коммуникативные, психолого-педагогические, исследовательские, организаторские, аналитико-синтетические умения и навыки стажера. Практические 10 6 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Техники ведения наблюдения и беседы с наставником, коллегами, клиентами и руководством Сам. работа 10 16 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Деятельность студентов-стажеров и формирование портфолио Сам. работа 10 16 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Права и обязанности стажеров Практические 10 8 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Проективная и предметно-личностная рефлексия студента-стажера Практические 10 10 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухих А.В., Карытченкова Н.И. Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности:: учебное пособие Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.2 Харламова Т.М. Психология влияния: учеб. пособие М. : Флинта, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чалдини Р. Психология влияния: СПб. : Питер, 2001 www.lib.asu.ru
Л2.2 Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия М. : Радикс, 1995 www.lib.asu.ru
Л2.3 Т. В. Дубинина Психология труда: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle " Стажерская деятельность студентов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.