МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стажерская деятельность студентов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 40 34 40 34
Сам. работа 54 60 54 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель каф.общей и прикладной психологии, Молотова В.В.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф. общей и прикладной психологии, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Стажерская деятельность студентов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фрмирование у студентов практических психолого-педагогических, исследовательских, организаторских, аналитико-синтетических умений и навыков на базе комплекса теоретических знаний, приобретаемых студентами в вузе;
Развитие способности студентов к проективной и предметно-личностной рефлексии; осознание собственного стиля учебной и коммуникативной деятельности, осмысливание своего поведения как психолога-практиканта и как будущего психолога;
Стимулирование готовности студентов к самообучению и непрерывному образованию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-3 организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Сложности становления профессиональной идентичности специалиста в области психологии труда;
- Спектр функциональных обязанностей специалиста в области психологии труда, участвующего в реализации персонал-технологий;
- Обязанности психологов, занятых в реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе профессионалов, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- Поведенческие индикаторы сформированности и индикаторы трудностей в формировании отдельных элементов в системе профессиональной деятельности специалиста.
3.2.Уметь:
3.2.1.Соотнести действия психолога в организации с его должностными обязанностями;
Использовать модель психологической системы профессиональной деятельности В.Д.Шадрикова как средство диагностики и коррекции собственного профессионального становления;

- Понимать пределы применения собственных профессиональных знаний, умений и навыков в работе с респондентами-профессионалами; оценивать ситуацию с точки зрения сложности реализации этических норм;
- Соотносить профессиональные действия психолога в организации с этическим кодексом и организационно-методическими принципами работы с профессионалами;
- Ориентироваться в факторах и условиях, осложняющих деятельность специалиста в области психологии труда;
- Анализировать запрос и формировать из запроса психологическую задачу, оценивать ситуацию с точки зрения необходимости психологической работы;
- Изучать и создавать условия психологической защищенности личности в организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Анализировать трудовую деятельность; иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности;
- Анализировать и сравнивать готовые программы исследования субъектов труда и их деятельности в процессе типичных задач в области персонал-технологий;
- Проводить психологический анализ профессиональных задач и ситуаций;
- Владеть навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Системный анализ профессиональной деятельности
1.1. Психология профессионала Лекции 10 4 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные элементы функциональной системы деятельности Практические 10 2 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Профессиональные кризисы Сам. работа 10 12 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Статус специалиста в области психологии труда
2.1. Формальный и неформальный статус практического психолога в профессиональном пространстве Лекции 10 4 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Сложности становления профессиональной идентичности специалиста в области психологии служебной деятельности Практические 10 2 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Психологические особенности работы практического психолога с разными возрастными и социальными категориями клиентов Сам. работа 10 10 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности
3.1. Формирование индивидуального стиля деятельности Лекции 10 4 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.2. Проблема соответствия индивидуальности сотрудника требованиям организационной культуры предприятия. Практические 10 4 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Психология наставничества Практические 10 2 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности Сам. работа 10 6 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологические особенности деятельности стажера
4.1. Коммуникативные, психолого-педагогические, исследовательские, организаторские, аналитико-синтетические умения и навыки стажера Лекции 10 2 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.2. Коммуникативные, психолого-педагогические, исследовательские, организаторские, аналитико-синтетические умения и навыки стажера. Практические 10 6 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.3. Техники ведения наблюдения и беседы с наставником, коллегами, клиентами и руководством Сам. работа 10 16 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.4. Деятельность студентов-стажеров и формирование портфолио Сам. работа 10 16 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.5. Права и обязанности стажеров Практические 10 8 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.6. Проективная и предметно-личностная рефлексия студента-стажера Практические 10 10 ПК-9, ПК-18, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухих А.В., Карытченкова Н.И. Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности:: учебное пособие Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.2 Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия М. : Радикс, 1995 www.lib.asu.ru
Л1.3 Харламова Т.М. Психология влияния: учеб. пособие М. : Флинта, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чалдини Р. Психология влияния: СПб. : Питер, 2001 www.lib.asu.ru
Л2.2 Т. В. Дубинина Психология труда: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle " Стажерская деятельность студентов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важно изучать условия сщциально-психологической безопасности в учреждениях Правоохранительных органов и других организациях, имеющих различные технологии.
На протяжении всего курса исследовать вовпрос соотношения собственных индивидуальных особенностей требованиям различных организационных культур.
Использовать ресурсы профессиональных сайтов и форумов по работе с персоналом с целью поиска источника кейса, сбора данных и структурирование содержания кейса; апробация кейса в аудитории. Также с целью составления кейса использовать возможности интервью с профессионалами об их профессиональном опыте, задачах и проблемах.