МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Танцевально-двигательная терапия в работе психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Танцевально-двигательная терапия в работе психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1043

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психол наук, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Создать условия для формирования у учащихся определённых навыков и представлений о возможности использования танцевально-двигательных методов в современной практической психологии, психокоррекции и психотерапии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные понятия ТДТ (танцевально-двигательной терапии), цели и принципы.
- Теоретический и практический опыт использования танцевально-двигательных методов в современной практической психологии, психокоррекции и психотерапии.
- Возможности интеграции ТДТ с другими психотерапевтическими методами.
3.2.Уметь:
3.2.1.- первоначально освоить базовые методы ТДТ, в первую очередь, кинестетическую эмпатию, аутентичное движение; импровизацию и пр.;
- выбирать танцевальные психотехники в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями клиента;
- работать с сопротивлением клиента;
- использовать правила подбора музыки для танцевальных психологических групп и индивидуальных танцевально-психологических сессий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования понятийного аппарата курса; использования танцевальных упражнений как элементов различных тренингов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История, основные понятия и методы танцевально-двигательной терапии (ТДТ)
1.1. История развития феномена танца и танцевально-двигательных методов как современного направления практической психологии, психокоррекции и психотерапии Сам. работа 2 16 ПК-6, СПК -1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Современные школы танцевальной психотерапии Сам. работа 2 10 ПК-6, СПК -1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия и методы танцевально-двигательной терапии (ТДТ)
2.1. Анализ основных понятий и методов ТДТ Практические 2 3 ПК-6, СПК -1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Специфические черты групповой и индивидуальной ТДТ Практические 2 2 ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
2.3. Процессуальная терапия А.Минделла и танцевальная психологическая работа Сам. работа 2 10 ПК-6, СПК -1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Интермодальная терапия творчеством (Т.В.Бирюкова) Сам. работа 2 12 ПК-6, СПК -1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психотехнологии танцевально-двигательной терапии
3.1. Понятие танцевально-двигательной терапии и танцевально-двигательного тренинга, основные цели и теоретические принципы Практические 2 4 ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.2
3.2. Принцип экологии взаимодействия в танцевальной психологической работе. Сам. работа 2 6 ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1
3.3. Психотехники танцевально-двигательной терапии Практические 2 3 ПК-6, СПК -1 Л1.1
3.4. Использование элементов ТДТ в работе практического психолога Сам. работа 2 2 ПК-6, СПК -1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Зачет 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Ш. Тхостов Психология телесности: учеб. пособие для вузов М. : Смысл, 2002.- www.lib.asu.ru
Л1.2 Газарова, Е.Э Психология телесности: М. : Изд-во Ин-та общегуманит. исслед, 2002.- www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Ананьев Практикум по психологии здоровья: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике СПб. : Речь, 2007 www.lib.asu.ru
Л2.2 под ред. В. И. Моросановой Психология саморегуляции в XXI веке: монография М. : Нестор-История, 2011 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Танцевально-двигательная терапия в работе психолога" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации преподавателю:
Форма проведения большинства семинарских занятий – это просмотр видеоматериалов по ТДТ; беседы; дискуссии; работа в малых группах с последующим анализом; выполнение творческих заданий по подгруппам.
На практических занятиях проводится тренинг, в процессе которого студенты знакомятся с некоторыми психотехниками из танцевально-двигательных методов, чтобы учащиеся могли освоить базовые техники танцевальной психологической работы.

Методические рекомендации студентам:
На практических занятиях создаются условия для того, чтобы учащиеся смогли побывать как в роли клиента, так и в роли танцтерапевта.
Студентам вапжно проводить самоанализ и самонаблюдение взаимодействий в процессе учебной танцевальной психологической работы (когда учащиеся выступают в роли клиента и в роли терапевта).
С целью развития диагностической зоркости студентам даётся задание обращать внимание на проявление экспрессии людей в самых разных жизненных контекстах.