МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 10 14 10
Практические 22 24 22 24
Сам. работа 45 47 45 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель , Молотова Виктория Викторовна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черепанова Ольга Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Черепанова Ольга Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-23 способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные методологические принципы и методы исследовательской деятельности;
владеть навыками проектирования исследовательской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.–​ уметь формулировать решаемую проблему, определять объект и предмет исследования, ставить исследовательские задачи и разрабатывать план их решения;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.–​ навыками анализа результатов научного исследования, и их оформления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие о методологии. Методология, метод, методика. Соотношение методологии, науковедения, философии и мировоззрения. Лекции 3 2 Л1.3
1.2. Конкретно-научная методология в структуре методологического знания. Практические 3 6 Л2.1, Л1.2
1.3. Уровень процедуры и техники исследования в структуре методологического знания. Сам. работа 3 10
1.4. Экзамен 3 14
1.5. Методологические основания классической психологии сознания В. Вундта Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2
1.6. Методологические основания классического бихевиоризма Дж. Уотсона Практические 3 6
1.7. Методологические основания классического психоанализа З. Фрейда Практические 3 6
1.8. Методологические основания гуманистической психологии А. Маслоу Сам. работа 3 12
1.9. Наука как сфера человеческой деятельности. Назначение и функции науки. Классификации наук. Лекции 3 4
1.10. Место психологии в системе наук Лекции 3 2
1.11. Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности Практические 3 6
1.12. Сравнительная таблица (классика, неклассика, постнеклассика) Сам. работа 3 12
1.13. Экзамен 3 13
1.14. Типологии исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, комплексные и аналитические, корреляционные, квазиэкспериментальные и экспериментальные). Сам. работа 3 13 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Понятие о методологии. Методология, метод, методика. Соотношение методологии, науковедения, философии и мировоззрения.
2. Виды, функции и уровни методологического знания (по Э. Юдину).
3. Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности в науке и психологии.
4. Методология математического познания.
5. Методология эмпирического исследования.
6. Методология естественнонаучного исследования.
7. Методология гуманитарного познания.
8. Методология практических (технических) наук.
9. Концепция научного знания К. Поппера.
10. Концепция развития науки Т. Куна.
11. Концепция науки И. Лакатоса.
12. Концепция научного познания П. Фейерабенда.
13. Методологические основания классической психологии сознания В. Вундта.
14. Методологические основания классического бихевиоризма Дж. Уотсона.
15. Методологические основания классического психоанализа З. Фрейда.
16. Методологические основания гуманистической психологии А. Маслоу.
17. Методологические основания культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
18. Методологические основания теории поля К. Левина.
19. Методологические основания теории развития интеллекта Ж. Пиаже.
20. Основные методологические принципы отечественной психологии.
21. Проблема предмета психологического исследования.
22. Проблема объективного метода в психологии.
23. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии.
24. Проблема единиц анализа психики.
25. Проблема биологического и социального.
26. Проблема общей психологии (в смысле Л.С. Выготского).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В каких областях практики, по Вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей?
Почему работа психолога-практика должна опираться на общепсихологические знания?
Как, по Вашему мнению, соотносятся принцип детерминизма и свободы человеческого поступка?
Как Вы относитесь к "популярной" психологии?
Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой "связующее звено" между социальными, естественными и философскими науками?
Является ли современная психология экспериментальной наукой?
В чем особенности генетико-моделирующего (формирующего) эксперимента по сравнению с констатирующим?
Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике? Должен ли психолог игнорировать интроспекцию как научный метод?
Какие проблемы, поставленные мыслителями Античности, на Ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии?
Почему психологию называют "полипарадигмальной" наукой? Можно ли примерить парадигмы различных направлений психологии?
Что, по Вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер и К.Г. Юнг, в общее направление психоанализа?
Почему возникла поведенческая психология и каков вклад данного направления в развитие психологической мысли?
Что привело к когнитивной революции в психологии?
В чем различия между "натуральными" и "высшими" психическими функциями? Каково соотношение между ними в психике взрослого культурного человека?
В чем превосходство культурной психики над натуральной?
В чем заключался манифест гуманистической психологии как психологии "третьей силы"?
Чем различаются представления о природе человека, лежащие в основе различных направлений современной психологии?
Могут ли обладать психикой существа, которые не располагают нервной системой?
С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики?
Как понимать выражение "язык животных" и в какой степени животные могут обладать речью?
Почему первобытному человеку стало необходимо сознание?
Каким образом концепция Н.А. Бернштейна интегрирует представления об условном рефлексе, оперантном научении, научении через наблюдение, инсайтном научении и научении через рассуждении?
Можно ли установить взаимосвязь между объемом мозга и интеллектом человека?
В чем заключается суть психофизиологической проблемы и каковы подходы к ее решению?
В чем заключается проблема личности в психологии?
В чем заключается проблема сознания в психологии?
Каково соотношение темперамента и характера в структуре личности?
Каково соотношение задатков и способностей в структуре личности?
Что имел ввиду З. Фрейд, говоря о защитном характере поведения человека?
В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по З. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности, по Э. Эриксону?
Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности? Видите ли Вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися?
Как Вы понимаете выражение "личность рождается в деятельности"?
Какую роль в жизни человека играют свойства его темперамента?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Выполнение научно-исследовательской работы

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
Л1.3 Шанина Г.Е Психологическая диагностика: Учебник УРСС, 2010
Л1.4 Поздняков С.В Тестирование в психологической диагностике : Учебник ТЦ Сфера , 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Уч.пособие Аспект-Пресс, 2011
Л2.2 Бодалев А.А, Столин В.В Общая психодиагностика: Учебник Речь, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Теороия и методология научного исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедийный проектор
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины