Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | 4 | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 2 | 12 | 12 |
Практические | 4 | 6 | 4 | 2 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Сам. работа | 60 | 91 | 60 | 30 | 55 | 54 | 175 | 175 |
Часы на контроль | 4 | 9 | 4 | 4 | 9 | 4 | 17 | 17 |
Итого | 72 | 112 | 72 | 40 | 72 | 64 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Черепанова Ольга Викторовна
1.1. | формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-6 | способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности |
ПК-7 | способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знать основные методологические принципы и методы исследовательской деятельности; владеть навыками проектирования исследовательской деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – уметь формулировать решаемую проблему, определять объект и предмет исследования, ставить исследовательские задачи и разрабатывать план их решения; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками анализа результатов научного исследования, и их оформления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Понятие о методологии. Методология, метод, методика. Соотношение методологии, науковедения, философии и мировоззрения. | Лекции | 2 | 4 | Л1.3 | |
1.2. | Конкретно-научная методология в структуре методологического знания. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
1.3. | Уровень процедуры и техники исследования в структуре методологического знания. | Сам. работа | 2 | 61 | ||
1.4. | Зачет | 2 | 9 | |||
1.5. | Методологические основания классической психологии сознания В. Вундта | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
1.6. | Методологические основания классического бихевиоризма Дж. Уотсона | Практические | 2 | 4 | ||
1.7. | Методологические основания классического психоанализа З. Фрейда | Практические | 3 | 2 | ||
1.8. | Методологические основания гуманистической психологии А. Маслоу | Сам. работа | 2 | 30 | ||
1.9. | Наука как сфера человеческой деятельности. Назначение и функции науки. Классификации наук. | Лекции | 3 | 4 | ||
1.10. | Место психологии в системе наук | Лекции | 4 | 2 | ||
1.11. | Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности | Практические | 4 | 4 | ||
1.12. | Сравнительная таблица (классика, неклассика, постнеклассика) | Сам. работа | 3 | 30 | ||
1.13. | Зачет | 4 | 4 | |||
1.14. | Типологии исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, комплексные и аналитические, корреляционные, квазиэкспериментальные и экспериментальные). | Сам. работа | 4 | 54 | Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: 1. Понятие о методологии. Методология, метод, методика. Соотношение методологии, науковедения, философии и мировоззрения. 2. Виды, функции и уровни методологического знания (по Э. Юдину). 3. Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности в науке и психологии. 4. Методология математического познания. 5. Методология эмпирического исследования. 6. Методология естественнонаучного исследования. 7. Методология гуманитарного познания. 8. Методология практических (технических) наук. 9. Концепция научного знания К. Поппера. 10. Концепция развития науки Т. Куна. 11. Концепция науки И. Лакатоса. 12. Концепция научного познания П. Фейерабенда. 13. Методологические основания классической психологии сознания В. Вундта. 14. Методологические основания классического бихевиоризма Дж. Уотсона. 15. Методологические основания классического психоанализа З. Фрейда. 16. Методологические основания гуманистической психологии А. Маслоу. 17. Методологические основания культурно-исторической теории Л.С. Выготского. 18. Методологические основания теории поля К. Левина. 19. Методологические основания теории развития интеллекта Ж. Пиаже. 20. Основные методологические принципы отечественной психологии. 21. Проблема предмета психологического исследования. 22. Проблема объективного метода в психологии. 23. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии. 24. Проблема единиц анализа психики. 25. Проблема биологического и социального. 26. Проблема общей психологии (в смысле Л.С. Выготского). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В каких областях практики, по Вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей? Почему работа психолога-практика должна опираться на общепсихологические знания? Как, по Вашему мнению, соотносятся принцип детерминизма и свободы человеческого поступка? Как Вы относитесь к "популярной" психологии? Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой "связующее звено" между социальными, естественными и философскими науками? Является ли современная психология экспериментальной наукой? В чем особенности генетико-моделирующего (формирующего) эксперимента по сравнению с констатирующим? Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике? Должен ли психолог игнорировать интроспекцию как научный метод? Какие проблемы, поставленные мыслителями Античности, на Ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии? Почему психологию называют "полипарадигмальной" наукой? Можно ли примерить парадигмы различных направлений психологии? Что, по Вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер и К.Г. Юнг, в общее направление психоанализа? Почему возникла поведенческая психология и каков вклад данного направления в развитие психологической мысли? Что привело к когнитивной революции в психологии? В чем различия между "натуральными" и "высшими" психическими функциями? Каково соотношение между ними в психике взрослого культурного человека? В чем превосходство культурной психики над натуральной? В чем заключался манифест гуманистической психологии как психологии "третьей силы"? Чем различаются представления о природе человека, лежащие в основе различных направлений современной психологии? Могут ли обладать психикой существа, которые не располагают нервной системой? С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики? Как понимать выражение "язык животных" и в какой степени животные могут обладать речью? Почему первобытному человеку стало необходимо сознание? Каким образом концепция Н.А. Бернштейна интегрирует представления об условном рефлексе, оперантном научении, научении через наблюдение, инсайтном научении и научении через рассуждении? Можно ли установить взаимосвязь между объемом мозга и интеллектом человека? В чем заключается суть психофизиологической проблемы и каковы подходы к ее решению? В чем заключается проблема личности в психологии? В чем заключается проблема сознания в психологии? Каково соотношение темперамента и характера в структуре личности? Каково соотношение задатков и способностей в структуре личности? Что имел ввиду З. Фрейд, говоря о защитном характере поведения человека? В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по З. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности, по Э. Эриксону? Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности? Видите ли Вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися? Как Вы понимаете выражение "личность рождается в деятельности"? Какую роль в жизни человека играют свойства его темперамента? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Выполнение научно-исследовательской работы |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Анастази А. Урбина С | Психологическое тестирование: Учебник | Питер, 2009 | |
Л1.2 | Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. | Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник | Питер, 2007 | |
Л1.3 | Шанина Г.Е | Психологическая диагностика: Учебник | УРСС, 2010 | |
Л1.4 | Поздняков С.В | Тестирование в психологической диагностике : Учебник | ТЦ Сфера , 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Суркова Е.Г. | Проективные методы диагностики: Уч.пособие | Аспект-Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Бодалев А.А, Столин В.В | Общая психодиагностика: Учебник | Речь, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Теория и методология научного исследования" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
интернет-ресурсы, мультимедийный проектор | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||