МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методы научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 39
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р психол.наук, завкаф, Каширский Д.В.;преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доц, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методы научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины:
формирование представлений о теоретических и методологических основах современного научного исследования, освоение
технологии организации и проведения научного (психологического) исследования;
обучение разработке и реализации исследовательского проекта; формирование
навыков анализа, обобщения и представления результатов собственного научного
исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.категориальным пакетом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований; основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций общей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций применять;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методологии научного исследования
1.1. Научное исследование: его сущность и сособенности Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие о методе, методологии Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Сущность теории и ее роль в научном исследовании Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Логика процесса научного исследования
2.1. Эмпирический уровень научного исследования Сам. работа 2 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Этапы, уровни, гипотезы научного исследования Практические 2 6 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Теоретический уровень научного исследования Сам. работа 2 3 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Обработка результатов экспериментальных исследований
3.1. Оформление результатов научного исследования Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Методы графической обработки результатов измерений Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Роль науки в современном обществе
4.1. Социальные функции науки. Противоречия в науке и в практике Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности Практические 2 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Состав и содержание диссертационной работы Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Формулирование научных атрибутов исследования Практические 2 6 ОК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник ВЛАДОС, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Канке В. А., Берулава М. Н. ; Под ред. Берулавы М.Н. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бусыгина Н.П. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э6 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э7 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 Курс в Moodle "Теории и методы научного исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.