Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 20.10.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.
1.1. | Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии. Задачи: 1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии. 2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах. 3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений. 4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК - 2 | Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о понятии психотерапии, ведущих современных направлениях оказания психотерапевтической помощи; - о понятии «Я-Другой», эмпатия, принятие, конгруэнтность, доверие, контакт, диалог, поддержка; - о целях, задачах, принципах, приемах оказания психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения различных психотерапевтических направлений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять знания о системе категорий и методов психотерапии в различных областях профессиональной практики; - проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность, поддержку в контакте с клиентом, использовать основные принципы построения диалога, установления доверительных отношений; - применять на практике знания о целях, задачах, принципах, приемах оказания психотерапевтической помощи с точки зрения различных психотерапевтических направлений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - организации и осуществления психотерапевтического воздействия в профессиональной практике; - восприятия личности Другого, базовых приемов установления доверительных отношений с клиентом, построения диалога; - оказания психотерапевтической помощи с точки зрения различных психотерапевтических направлений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога | ||||||
1.1. | Психологическое консультирование как вид психологической практики | Лекции | 3 | 1 | ПК-6 | Л2.4, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Гуманистическая психотерапия | ||||||
2.1. | Гуманистический подход в психотерапии | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Сам. работа | 3 | 30 | ПК-6, СПК - 2 | Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Экзистенциальный подход в психотерапии | ||||||
3.1. | Теория и методология экзистенциальной психотерапии | Лекции | 3 | 1 | ПК-6, СПК - 2 | Л2.4, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Экзистенциальные проблемы личности | Сам. работа | 3 | 32 | ПК-6, СПК - 2 | Л2.4, Л1.1, Л2.3 |
3.3. | Зачет | 3 | 4 | ПК-6, СПК - 2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примеры вопросов для самопроверки Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога. 1. Укажите место и роль этических принципов в процессе психотерапии. Цели и смысл профессиональной этики. 2. Охарактеризуйте основные этические принципы. 3. Покажите место и роль ответственности в психотерапии. 4. Назовите составляющие терапевтического климата встречи. 5. Перечислите основные направления современной психотерапии. Раздел 2. Гуманистическая психотерапия. 1. Что такое аутентичность? 2. Каковы основные теоретические принципы гештальт-терапии? 3. Каковы особенности психотерапевтического контакта на каждой из терапевтических стадий? 4. Почему невротические механизмы являются механизмами прерывания контакта? 5. Опишите основные техники гештальт-терапии. Каким образом в них реализуются теоретические принципы этого направления? 6. Опишите необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента. 7. Каков патогенез неврозов в концепции К. Роджерса? 8. Какие психотерапевтические механизмы актуализируются в клиент-центрированной психотерапии? 9. Что является результатом клиент-центрированной психотерапии? 10. Что такое техника рефлексивных ответов? 11. Опишите технику эмпатических ответов. 12. Опишите технику терапевтической метафоры. Каковы функции метафоры в психотерапевтическом процессе? Раздел 3. Экзистенциальный подход в психотерапии. 1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории экзистенциональной психотерапии. 2. Какие идеи, лежат в основе возникновения и развития экзистенциальной психотерапии? 3. Какова цель экзистенциональной психотерапии. 4. Перечислите базовые понятия экзистенциальной терапии. 5. Опишите техники работы с экзистенциальными данностями. 6. Назовите навыки экзистенциального терапевта. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
7. Психотерапия: проблема эффективности и критерии научности. 8. Конструирование психотерапевтического метода. 1. Эффект «плацебо» как эффективность психотерапевтического метода. 2. Психология как наука и психотерапия. 3. Целостная личность в контексте терапевтического анализа. 4. Психотерапия, центрированная на клиенте. 5. Терапевтический контакт. 6. Место психотерапии в системе психологического знания. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Учебно-практические задания Учебно-практическое задание №1 «Анализ проблемной ситуации клиента» Цель работы: применить на практике знания, полученные в рамках раздела «Основные теоретические подходы, школы и направления в психотерапии». Задание: Опишите в форме эссе психологическую проблему, с которой человек обратился за психологической помощью к клиническому психологу или психотерапевту (формулируемая проблема). Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения. Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента. Предложите форму и метод целенаправленного психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение. Материал для анализа: Эссе, предложенные студентами. Учебно-практическое задание №2 «Анализ процесса психотерапии». Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания. Задание: Внимательно прочитайте предложенные фрагменты психотерапевтических бесед и ответьте на следующие вопросы: - Какая стадия психотерапевтического процесса представлена в данных фрагментах? - Какие приемы и техники применяет психотерапевт в данных сценариях? - В чем состоит психологическая проблема клиента? - Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия наблюдаются в данном фрагменте? - В рамках какой психологической школы работает психотерапевт? Учебно-практическое задание №3 «Анализ учебного видеофильма». Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания. Задание: Просмотрев фрагменты сеансов психотерапевтических сессий ответьте на следующие вопросы: - Какова психологическая проблема клиента; дайте ее интерпретацию в рамках «бытийной» психологии (формулируемая проблема) и с позиции теоретического подхода? - Выделите фрагменты, отражающие стадии психотерапевтического процесса? - Какие приемы и техники применяет психотерапевт на данных стадиях? - Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия Вы наблюдали? - Выразите Ваше отношение к работе психотерапевта, к какому теоретическому направлению он принадлежит? обоснуйте Ваше высказывание. Темы докладов, рекомендуемые для семинарских занятий по курсу «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи» 1. Психоаналитическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Концепция А. Адлера, - Концепция З. Фрейда, - Концепция К.Г. Юнга, - Современные психоаналитические концепции психотерапии. 2. Бихевиористская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Концепция психотерапии классического бихевиоризма, - Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера, - Теории социального научения, - Когнитивно-бихевиоральная концепция. 3. Когнитивистская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Подход А. Бэка, - Концепция А. Эллиса, - Подход Дж. Келли. 4. Гуманистическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Клиент-центрированная терапия К. Роджерса, - Концепция Дж. Бъюдженталя, - Психотерапия Ю. Джендлина. 5. Гештальттерапия: основные понятия, методы, приемы и техники. 6. Экзистенциальная традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Концепция Л. Бинсвангера, - Подход В. Франкла, - Подход Р. Мэя, - Подход И. Ялома. 7. Телесно-ориентированная психотерапия. - Метафорический подход. - Феноменологический подход. * Примечание – студент может выбрать из предлагаемого перечня тему для написания реферата или по согласованию с преподавателем сформулировать ее самостоятельно, при условии рассмотрения в реферате одного из аспектов изучаемой в рамках дисциплины проблематики. Критерии оценки доклада: Отметка «отлично» ставится, если изложенный в докладе материал: • отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной теме; • четко структурирован, с выделением основных моментов; • адекватно иллюстрирован; • доклад сделан кратко, четко, с выделением основных данных; • на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы. Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в докладе материал: • характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается недостаточной структурированностью; • иллюстрирован не полностью или не совсем правильно; • доклад длинный, не вполне четкий; • на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы только после наводящих вопросов, или не на все вопросы. Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в докладе материал: • не достаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо структурирован; • иллюстраций нет; • докладчик слабо ориентируется в излагаемом материале; • на вопросы по теме доклада не были получены ответы или они не были правильными. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: • доклад не сделан; • докладчик не ориентируется в излагаемом материале; • на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными. Примеры заданий для самопроверки Задание № 1 (выберите один вариант ответа) Психотерапевтический подход, в котором основное внимание уделяется свободному развитию личности, уникальности внутреннего мира отдельного человека, «свободной воле» и ответственности в процессе психотерапии и человеческой жизни … варианты ответов: 1) гештальт-терапия 2) психодрама 3) телесноориентированная психотерапия 4) экзистенциальная психотерпия Задание № 2 (выберите несколько вариантов ответа) Представителями экзистенциального направления в психотерапии являются … варианты ответов: 1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь Задание № 3 (выберите один вариант ответа) Создателем клиент-центрированной психотерапии является варианты ответов: 1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь Задание № 4 (выберите несколько вариантов ответа) Основными понятиями гуманистической психотерапии являются варианты ответов: 1) структура 2) самоактуализация 3) личностный рост 4) организм 5) защитный механизм Задание № 5 (выберите один вариант ответа) Психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа предложил …. 1) Р. Мэй 2) К. Роджерс 4) И. Ялом 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь Задание № 6 (выберите один вариант ответа) В концепции Р. Мэя социальный мир общения людей с подобными им людьми – это варианты ответов: 1) внешний мир 2) совместный мир 3) внутренний мир Задание № 7 (выберите вариант ответа согласно тексту задания) Установите соответствие между теориями психотерапии и персонологами, их разработавшими 1) Экзистенциальное консультирование 2) гештальт-терапия 3) гуманистическая терапия 4) логотерапия варианты ответов: А) А. Маслоу Б) Р. Мэй В) Ф. Перлз Г) А. Эллис Д) Г. Олпорт Е) В. Франкл Задание № 8 (выберите один вариант ответа) Термин «экзистенциальный вакуум» использовал варианты ответов: 1) А. Маслоу 2) Ф. Перлз 3) Л. Бинсвангер 4) В. Франкл Задание № 9 (выберите один вариант ответа) Автором идеи о том, что «ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт дожжен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи» является …. варианты ответов: 1) А.Маслоу 3) К. Роджерс 4) Р. Мэй 5) В. Франкл Задание № 10 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Психотерапия, направленная на помощь человеку в поисках смысла жизни ………………………. Задание № 11 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Принципы осознания человеком своих потребностей и сосредоточения на настоящем легли в основу …………………………………………… Задание № 12 (выберите один вариант ответа) Согласно теории Ф. Перлза, защитный механизм, который подразумевает присвоение человеком стандартов, норм, установок, способов поведения, которые не становятся его собственными, «не перевариваются» обозначается как … 1) интроекция 2) подавление 3) ретрофлексия 4) рационализация Задание № 13 (выберите несколько вариантов ответа) Критериями психологического здоровья личности в концепции К. Роджерса являются … варианты ответов: 1) личная автономия 2) активность 3) отсутствие проблем 4) оптимальное развитие, рост и самоактуализация Задание № 14 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Технику «горячего стула» в психотерапии активно использовал ………………………….. Задание № 15 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Подход, в рамках которого подчеркивается уникальность каждого человека, того, что никто не может по-настоящему понять другого, если не взглянет на мир его глазами называется ………….. Задание № 16 (выберите один вариант ответа) Представителем телеснооринтированного направления в психотерапии являются … варианты ответов: 1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз Задание № 17 (выберите один вариантов ответа) Создателем трансактного анализа является …………………………… варианты ответов: 1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз Задание № 18 (выберите один вариант ответа) Слово «должен» заменяется на «хочу» в процессе варианты ответов: 3) экзистенциального консультирования 4) гештальт-терапии 3) гуманистической терапии 4) логотерапии Задание № 19 (выберите один вариант ответа) Проблемы одиночества, свободы и ответственности являются центральными в 1) экзистенциальном консультировании 2) гештальт-терапии 3) гуманистической терапии 4) логотерапии Задание № 20 (выберите один вариант ответа) Отношения «фигуры и фона» является одним из основных понятий 1) экзистенциального консультирования 2) гештальт-терапии 3) гуманистической терапии 4) логотерапии |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. Т. Соколова | Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | Хухлаева, О. В. | Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов | М. : Юрайт, , 2013 | |
Л1.3 | Кочюнас Р. | Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов | М.: Фонд Мир, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Уилер, Гордон | Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма: | М. : Смысл,, 2005. | |
Л2.2 | Роджерс, Карл | Искусство консультирования и терапии: [пер. с англ.]: | М. : Эксмо, , 2002. | |
Л2.3 | Франкл, Виктор | Психотерапия на практике: [пер. с нем.]: | СПб. : Речь, , 2000. | |
Л2.4 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line; http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»; http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. |
Методические указания студентам Профессиональная подготовка психолога предполагает, что в процессе получения высшего образования он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Значительная часть времени в процессе обучения отводится на самостоятельное знакомство с рекомендуемой литературой, работу с библиотечными фондами, периодическими изданиями по специальности (в том числе, статьями из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Практическая психология» и др.) и электронными источниками информации. Изучение и составление конспектов наиболее важных для них публикаций обеспечивает студентам более глубокое освоение вопросов курса. В программе указаны возможные темы практических заданий, докладов, рефератов, задания для самостоятельной работы, направленные на расширение общего кругозора студентов. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые работы в области психотерапии. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления. |