МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экзистенциально - гуманистический подход в психологическом консультировании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 0 6 0
Сам. работа 62 56 62 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 60 72 60

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экзистенциально - гуманистический подход в психологическом консультировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 20.10.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2013-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 20.10.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о понятии психотерапии, ведущих современных направлениях оказания психотерапевтической помощи;
- о понятии «Я-Другой», эмпатия, принятие, конгруэнтность, доверие, контакт, диалог, поддержка;
- о целях, задачах, принципах, приемах оказания психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения различных психотерапевтических направлений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания о системе категорий и методов психотерапии в различных областях профессиональной практики;
- проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность, поддержку в контакте с клиентом, использовать основные принципы построения диалога, установления доверительных отношений;
- применять на практике знания о целях, задачах, принципах, приемах оказания психотерапевтической помощи с точки зрения различных психотерапевтических направлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- организации и осуществления психотерапевтического воздействия в профессиональной практике;
- восприятия личности Другого, базовых приемов установления доверительных отношений с клиентом, построения диалога;
- оказания психотерапевтической помощи с точки зрения различных психотерапевтических направлений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
Раздел 2. Гуманистическая психотерапия
2.1. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 3 28 ПК-6, СПК - 2 Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Экзистенциальный подход в психотерапии
3.1. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 3 28 ПК-6, СПК - 2 Л2.4, Л1.1, Л2.3
3.2. Зачет 3 4 ПК-6, СПК - 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры вопросов для самопроверки

Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога.

1. Укажите место и роль этических принципов в процессе психотерапии. Цели и смысл профессиональной этики.
2. Охарактеризуйте основные этические принципы.
3. Покажите место и роль ответственности в психотерапии.
4. Назовите составляющие терапевтического климата встречи.
5. Перечислите основные направления современной психотерапии.

Раздел 2. Гуманистическая психотерапия.
1. Что такое аутентичность?
2. Каковы основные теоретические принципы гештальт-терапии?
3. Каковы особенности психотерапевтического контакта на каждой из терапевтических стадий?
4. Почему невротические механизмы являются механизмами прерывания контакта?
5. Опишите основные техники гештальт-терапии. Каким образом в них реализуются теоретические принципы этого направления?
6. Опишите необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента.
7. Каков патогенез неврозов в концепции К. Роджерса?
8. Какие психотерапевтические механизмы актуализируются в клиент-центрированной психотерапии?
9. Что является результатом клиент-центрированной психотерапии?
10. Что такое техника рефлексивных ответов?
11. Опишите технику эмпатических ответов.
12. Опишите технику терапевтической метафоры. Каковы функции метафоры в психотерапевтическом процессе?

Раздел 3. Экзистенциальный подход в психотерапии.

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории экзистенциональной психотерапии.
2. Какие идеи, лежат в основе возникновения и развития экзистенциальной психотерапии?
3. Какова цель экзистенциональной психотерапии.
4. Перечислите базовые понятия экзистенциальной терапии.
5. Опишите техники работы с экзистенциальными данностями.
6. Назовите навыки экзистенциального терапевта.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
7. Психотерапия: проблема эффективности и критерии научности.
8. Конструирование психотерапевтического метода.
1. Эффект «плацебо» как эффективность психотерапевтического метода.
2. Психология как наука и психотерапия.
3. Целостная личность в контексте терапевтического анализа.
4. Психотерапия, центрированная на клиенте.
5. Терапевтический контакт.
6. Место психотерапии в системе психологического знания.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Учебно-практические задания

Учебно-практическое задание №1
«Анализ проблемной ситуации клиента»

Цель работы: применить на практике знания, полученные в рамках раздела «Основные теоретические подходы, школы и направления в психотерапии».
Задание: Опишите в форме эссе психологическую проблему, с которой человек обратился за психологической помощью к клиническому психологу или психотерапевту (формулируемая проблема). Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения. Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента. Предложите форму и метод целенаправленного психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение.
Материал для анализа: Эссе, предложенные студентами.


Учебно-практическое задание №2
«Анализ процесса психотерапии».

Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания.
Задание: Внимательно прочитайте предложенные фрагменты психотерапевтических бесед и ответьте на следующие вопросы:
- Какая стадия психотерапевтического процесса представлена в данных фрагментах?
- Какие приемы и техники применяет психотерапевт в данных сценариях?
- В чем состоит психологическая проблема клиента?
- Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия наблюдаются в данном фрагменте?
- В рамках какой психологической школы работает психотерапевт?

Учебно-практическое задание №3
«Анализ учебного видеофильма».

Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания.
Задание: Просмотрев фрагменты сеансов психотерапевтических сессий ответьте на следующие вопросы:
- Какова психологическая проблема клиента; дайте ее интерпретацию в рамках «бытийной» психологии (формулируемая проблема) и с позиции теоретического подхода?
- Выделите фрагменты, отражающие стадии психотерапевтического процесса?
- Какие приемы и техники применяет психотерапевт на данных стадиях?
- Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия Вы наблюдали?
- Выразите Ваше отношение к работе психотерапевта, к какому теоретическому направлению он принадлежит? обоснуйте Ваше высказывание.
Темы докладов, рекомендуемые для семинарских занятий по курсу «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи»

1. Психоаналитическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Концепция А. Адлера,
- Концепция З. Фрейда,
- Концепция К.Г. Юнга,
- Современные психоаналитические концепции психотерапии.
2. Бихевиористская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Концепция психотерапии классического бихевиоризма,
- Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера,
- Теории социального научения,
- Когнитивно-бихевиоральная концепция.
3. Когнитивистская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Подход А. Бэка,
- Концепция А. Эллиса,
- Подход Дж. Келли.
4. Гуманистическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Клиент-центрированная терапия К. Роджерса,
- Концепция Дж. Бъюдженталя,
- Психотерапия Ю. Джендлина.
5. Гештальттерапия: основные понятия, методы, приемы и техники.
6. Экзистенциальная традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Концепция Л. Бинсвангера,
- Подход В. Франкла,
- Подход Р. Мэя,
- Подход И. Ялома.
7. Телесно-ориентированная психотерапия.
- Метафорический подход.
- Феноменологический подход.

* Примечание – студент может выбрать из предлагаемого перечня тему для написания реферата или по согласованию с преподавателем сформулировать ее самостоятельно, при условии рассмотрения в реферате одного из аспектов изучаемой в рамках дисциплины проблематики.

Критерии оценки доклада:
Отметка «отлично» ставится, если изложенный в докладе материал:
• отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной теме;
• четко структурирован, с выделением основных моментов;
• адекватно иллюстрирован;
• доклад сделан кратко, четко, с выделением основных данных;
• на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы.
Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в докладе материал:
• характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается недостаточной
структурированностью;
• иллюстрирован не полностью или не совсем правильно;
• доклад длинный, не вполне четкий;
• на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы только после
наводящих вопросов, или не на все вопросы.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в докладе материал:
• не достаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо
структурирован;
• иллюстраций нет;
• докладчик слабо ориентируется в излагаемом материале;
• на вопросы по теме доклада не были получены ответы или они не были правильными.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
• доклад не сделан;
• докладчик не ориентируется в излагаемом материале;
• на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были
правильными.
Примеры заданий для самопроверки

Задание № 1 (выберите один вариант ответа)
Психотерапевтический подход, в котором основное внимание уделяется свободному развитию личности, уникальности внутреннего мира отдельного человека, «свободной воле» и ответственности в процессе психотерапии и человеческой жизни …
варианты ответов:
1) гештальт-терапия 2) психодрама
3) телесноориентированная психотерапия 4) экзистенциальная психотерпия
Задание № 2 (выберите несколько вариантов ответа)
Представителями экзистенциального направления в психотерапии являются …
варианты ответов:
1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь
Задание № 3 (выберите один вариант ответа)
Создателем клиент-центрированной психотерапии является
варианты ответов:
1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь
Задание № 4 (выберите несколько вариантов ответа)
Основными понятиями гуманистической психотерапии являются
варианты ответов:
1) структура
2) самоактуализация
3) личностный рост
4) организм
5) защитный механизм
Задание № 5 (выберите один вариант ответа)
Психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа предложил ….
1) Р. Мэй 2) К. Роджерс 4) И. Ялом 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь
Задание № 6 (выберите один вариант ответа)
В концепции Р. Мэя социальный мир общения людей с подобными им людьми – это
варианты ответов:
1) внешний мир 2) совместный мир 3) внутренний мир
Задание № 7 (выберите вариант ответа согласно тексту задания)
Установите соответствие между теориями психотерапии и персонологами, их разработавшими
1) Экзистенциальное консультирование
2) гештальт-терапия
3) гуманистическая терапия
4) логотерапия
варианты ответов:
А) А. Маслоу Б) Р. Мэй
В) Ф. Перлз Г) А. Эллис
Д) Г. Олпорт Е) В. Франкл
Задание № 8 (выберите один вариант ответа)
Термин «экзистенциальный вакуум» использовал
варианты ответов:
1) А. Маслоу 2) Ф. Перлз 3) Л. Бинсвангер 4) В. Франкл
Задание № 9 (выберите один вариант ответа)
Автором идеи о том, что «ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт дожжен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи» является ….
варианты ответов: 1) А.Маслоу 3) К. Роджерс 4) Р. Мэй 5) В. Франкл
Задание № 10 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Психотерапия, направленная на помощь человеку в поисках смысла жизни ……………………….
Задание № 11 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Принципы осознания человеком своих потребностей и сосредоточения на настоящем легли в основу ……………………………………………
Задание № 12 (выберите один вариант ответа)
Согласно теории Ф. Перлза, защитный механизм, который подразумевает присвоение человеком стандартов, норм, установок, способов поведения, которые не становятся его собственными, «не перевариваются» обозначается как …
1) интроекция 2) подавление 3) ретрофлексия 4) рационализация
Задание № 13 (выберите несколько вариантов ответа)
Критериями психологического здоровья личности в концепции К. Роджерса являются …
варианты ответов:
1) личная автономия 2) активность
3) отсутствие проблем 4) оптимальное развитие, рост и самоактуализация
Задание № 14 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Технику «горячего стула» в психотерапии активно использовал …………………………..
Задание № 15 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Подход, в рамках которого подчеркивается уникальность каждого человека, того, что никто не может по-настоящему понять другого, если не взглянет на мир его глазами называется …………..
Задание № 16 (выберите один вариант ответа)
Представителем телеснооринтированного направления в психотерапии являются …
варианты ответов:
1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз
Задание № 17 (выберите один вариантов ответа)
Создателем трансактного анализа является ……………………………
варианты ответов:
1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз
Задание № 18 (выберите один вариант ответа)
Слово «должен» заменяется на «хочу» в процессе
варианты ответов:
3) экзистенциального консультирования
4) гештальт-терапии
3) гуманистической терапии
4) логотерапии
Задание № 19 (выберите один вариант ответа)
Проблемы одиночества, свободы и ответственности являются центральными в
1) экзистенциальном консультировании
2) гештальт-терапии
3) гуманистической терапии
4) логотерапии
Задание № 20 (выберите один вариант ответа)
Отношения «фигуры и фона» является одним из основных понятий
1) экзистенциального консультирования
2) гештальт-терапии
3) гуманистической терапии
4) логотерапии

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Т. Соколова Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, , 2013
Л1.3 Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов М.: Фонд Мир, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уилер, Гордон Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма: М. : Смысл,, 2005.
Л2.2 Роджерс, Карл Искусство консультирования и терапии: [пер. с англ.]: М. : Эксмо, , 2002.
Л2.3 Франкл, Виктор Психотерапия на практике: [пер. с нем.]: СПб. : Речь, , 2000.
Л2.4 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line;
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам

Профессиональная подготовка психолога предполагает, что в процессе получения высшего образования он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования.
Значительная часть времени в процессе обучения отводится на самостоятельное знакомство с рекомендуемой литературой, работу с библиотечными фондами, периодическими изданиями по специальности (в том числе, статьями из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Практическая психология» и др.) и электронными источниками информации. Изучение и составление конспектов наиболее важных для них публикаций обеспечивает студентам более глубокое освоение вопросов курса.
В программе указаны возможные темы практических заданий, докладов, рефератов, задания для самостоятельной работы, направленные на расширение общего кругозора студентов. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые работы в области психотерапии.
Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.