Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 108 | 45 | 108 | 45 |
Итого | 144 | 81 | 144 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.псхн. Каширский Д.В.
1.1. | Цели освоения дисциплины: помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы юридической психологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-3 | способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности |
ПК-16 | способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основных психологических закономерностях системы «человек-право»; основах профессиограммы юридических профессий; внутренних личностных предпосылках, способствующих созданию криминогенных ситуаций; факторах формирования личности потерпевшего; закономерностях психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде; психологических сторонах перевоспитания лиц, совершивших преступление. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: психологические особенности личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего; психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбывания наказания; психологическое содержание деятельности работников правоохранительных органов, факторы профессиональной деформации и ее предупреждение у работников правоохранительных органов; основы судебно-психологической экспертизы. Уметь: учитывать психологические особенности личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего, осужденных; предупреждать профессиональную деформацию у работников правоохранительных органов; применять познания в области современной психологической диагностики, производить отбор методов и методик исследования в системе «человек-право»; ориентироваться в системе психических состояний, в закономерностях взаимодействия человека со средой. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | составления рекомендаций по ресоциализации осужденных и реадаптации их после отбывания наказания; приемами по составлению рекомендаций по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика основ юридической психологии | ||||||
1.1. | Основы юридической психологии | Лекции | 5 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | История развития юридической психологии | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 | |
1.3. | Психология юридического труда | Лекции | 5 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.4. | Подобрать и проанализировать методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста; методы психологического воздействия на личность; методы судебно-психологической экспертизы, используемые специалистами-психологами в сфере правоохранительной деятельности | Сам. работа | 5 | 15 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 2. Психология личности и деятельности в системе права | ||||||
2.1. | Психологические, познавательные процессы в профессиональной деятельности юриста | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Эмоции, чувства, психические состояния и их психолого-правовая оценка | Практические | 5 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.3. | Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста | Практические | 5 | 4 | Л1.1 | |
2.4. | Социализация личности | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.5. | Разработать рекомендации по нейтрализации юристом негативного воздействия на психику состояний эмоциональной напряженности в своей практической деятельности | Сам. работа | 5 | 15 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 3. Судебная психология | ||||||
3.1. | Криминальная психология | Лекции | 5 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.2. | Психология потерпевшего | Лекции | 5 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.2 | |
3.3. | Психология несовершеннолетних | Практические | 5 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта | Практические | 5 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.5. | Психология судебного процесса | Лекции | 5 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.6. | Исправительно-трудовая психология | Практические | 5 | 4 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 | |
3.7. | Подготовка к составлению и защите программ по адаптации осужденных к условиям жизни на свободе | Сам. работа | 5 | 15 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аминов И. И. | Юридическая психология : учебное пособие для вузов | М.: Юнити-Дана, , 2012 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Смирнов В.Н. | Юридическая психология.: Учебн. пособие. | М.: Юнити-Дана, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. | Юридическая психология. : Учебгик. | М.: ЮРАЙТ, 2012 | www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Нагаев В.В. | Основы судебно-психологической экспертизы: уч.пособие | М.: Издатель: Юнити-Дана, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Семенова О.В. | Юридическая психология: Учебное пособие | М.: А-Приор, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Романов В.В. | Юридическая психология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru. | |||
Э2 | http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э3 | http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском | |||
Э4 | http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском | |||
Э5 | http://elibrary.ru/titles.asp - на английском | |||
Э6 | http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925 | |||
Э7 | http://psylib.kiev.ua/ | |||
Э8 | http://azps.ru/ | |||
Э9 | Курс в Moodle "Юридическая психология (Институт психологии)" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- Word- 2007 - POWER Point 2010 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "АлтГУ", "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", ЭБС "Юрайт", ЭБС "Консультант студента" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Основным ориентиром по изучению спецкурса «Юридическая психология» является учебно-методический комплекс, в котором представлена вся необходимая информация. 2. Для более глубокого изучения спецкурса рекомендуется выполнять творческие задания по предложенным вопросам. 3. При подготовке к семинарским занятиям читать, кроме базовой научной литературы, дополнительную, просматривать передачи по телевидению, относящиеся к теме занятия («Особо опасен», «Криминальная Россия», «Следствие вели» и т. п.). |