МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613) Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псхн. Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.псхн. Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы юридической психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности
ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основных психологических закономерностях системы «человек-право»; основах профессиограммы юридических профессий; внутренних личностных предпосылках, способствующих созданию криминогенных ситуаций; факторах формирования личности потерпевшего; закономерностях психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде; психологических сторонах перевоспитания лиц, совершивших преступление.

3.2.Уметь:
3.2.1.Знать: психологические особенности личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего; психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбывания наказания; психологическое содержание деятельности работников правоохранительных органов, факторы профессиональной деформации и ее предупреждение у работников правоохранительных органов; основы судебно-психологической экспертизы.

Уметь: учитывать психологические особенности личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего, осужденных; предупреждать профессиональную деформацию у работников правоохранительных органов; применять познания в области современной психологической диагностики, производить отбор методов и методик исследования в системе «человек-право»; ориентироваться в системе психических состояний, в закономерностях взаимодействия человека со средой.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления рекомендаций по ресоциализации осужденных и реадаптации их после отбывания наказания; приемами по составлению рекомендаций по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика основ юридической психологии
1.1. Основы юридической психологии Лекции 5 2 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. История развития юридической психологии Практические 5 2 ПК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Психология юридического труда Лекции 5 2 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Подобрать и проанализировать методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста; методы психологического воздействия на личность; методы судебно-психологической экспертизы, используемые специалистами-психологами в сфере правоохранительной деятельности Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Психология личности и деятельности в системе права
2.1. Психологические, познавательные процессы в профессиональной деятельности юриста Практические 5 2 ПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2
2.2. Эмоции, чувства, психические состояния и их психолого-правовая оценка Практические 5 4 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста Практические 5 4 ПК-3, ПК-16 Л1.1
2.4. Социализация личности Лекции 5 2 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Разработать рекомендации по нейтрализации юристом негативного воздействия на психику состояний эмоциональной напряженности в своей практической деятельности Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Судебная психология
3.1. Криминальная психология Лекции 5 4 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Психология потерпевшего Лекции 5 2 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Психология несовершеннолетних Практические 5 2 ПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2
3.4. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта Практические 5 4 ПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.3
3.5. Психология судебного процесса Лекции 5 2 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Исправительно-трудовая психология Практические 5 4 ПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2
3.7. Подготовка к составлению и защите программ по адаптации осужденных к условиям жизни на свободе Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-16 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аминов И. И. Юридическая психология : учебное пособие для вузов М.: Юнити-Дана, , 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Смирнов В.Н. Юридическая психология.: Учебн. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.3 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология. : Учебгик. М.: ЮРАЙТ, 2012 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семенова О.В. Юридическая психология: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Романов В.В. Юридическая психология: учебник М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru.
Э2 http://www.biblioclub.ru/
Э3 http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском
Э4 http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
Э5 http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
Э6 http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
Э7 http://psylib.kiev.ua/
Э8 http://azps.ru/
Э9 Курс в Moodle "Юридическая психология (Институт психологии)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
6.4. Перечень информационных справочных систем

ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Основным ориентиром по изучению спецкурса «Юридическая психология» является учебно-методический комплекс, в котором представлена вся необходимая информация.
2. Для более глубокого изучения спецкурса рекомендуется выполнять творческие задания по предложенным вопросам.
3. При подготовке к семинарским занятиям читать, кроме базовой научной литературы, дополнительную, просматривать передачи по телевидению, относящиеся к теме занятия («Особо опасен», «Криминальная Россия», «Следствие вели» и т. п.).