МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика и психология технологического предпринимательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематические основы компьютерных наук
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.;доктор психол наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, декан ФПП, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Этика и психология технологического предпринимательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №807)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.психол.наук, профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор.психол.наук, профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- раскрытие особенностей организации делового взаимодействия, которое является важной составной частью предпринимательской деятельности, где решающее значение имеют целевые установки и поведенческая сторона, а также речевая культура делового человека и пути ее совершенствования;
- диагностика мотивов предпринимательской деятельности и ее социальной основы: психологический портрет делового человека, предпринимателя, общая культура, имидж и репутация;
- повышение эффективности предпринимательской деятельности посредством определения психологических аспектов делового общения: культура поведения делового человека, деловой этикет партнерства и сотрудничества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ОПК-1 Способен консультировать и использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в профессиональной деятельности
ОПК-2 Способен проводить под научным руководством исследование на основе существующих методов в конкретной области профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен самостоятельно представлять научные результаты, составлять научные документы и отчеты
ОПК-4 Способен находить, анализировать, реализовывать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем
ОПК-5 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественного производителя, и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-6 Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-7 Способен использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-1 Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий
ПК-2 Способен преподавать математику и информатику в средней школе, специальных учебных заведениях на основе полученного фундаментального образования и научного мировоззрения.
ПК-3 Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники.
ПК-4 Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования.
ПК-5 Способен участвовать в разработке технической документации программных продуктов и программных комплексов
ПК-6 Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем и программных комплексов на стадиях их жизненного цикла.
ПК-7 Способен учитывать знания проблем и тенденций развития рынка ПО в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические подходы и особенности психологических рисков предпринимательской деятельности: закономерности экономического поведения и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов; психологическая готовность к преодолению трудностей и психологических барьеров, связанных с риском в своей предпринимательской деятельности позитивные стороны
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать подготовку и проведение различных мероприятий, направленных на обеспечение успешного делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества - деловые встречи, приемов, совещания, переговоры, презентаций и др.,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами развития инновационной культуры персонала и руководителей организаций, повышения их инновационной готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям, а также целенаправленное использование социальных технологий его преодоления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы этики деловых отношений сфере социального предпринимательства.
1.1. Деловое взаимодействие как объект исследования и его особенности, стадии в социальной практике Лекции 6 4 УК-1, ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Формы и виды делового общения: этика и психология деловых отношений. Стиль управления. Формальные и неформальные коммуникации Практические 6 0 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-2, ПК-5 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Лидерство и руководство. Стили управления. Формальные и неформальные коммуникации в работе руководителя Сам. работа 6 8 ОПК-6, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Этические нормативы поведения в бизнесе и этический Кодекс социального предпринимателя Практические 6 0 УК-1, УК-2, ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Формы и виды делового общения: этика и психология деловых отношений. Стиль управления. Формальные и неформальные коммуникации Сам. работа 6 8 УК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Этические нормативы поведения в бизнесе и этический Кодекс социального предпринимателя Сам. работа 6 8 ОПК-6, ПК-2, ПК-4, ПК-6 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Пространственное структурирование делового взаимодействия: горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Оргструктура фирмы. Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия Лекции 6 4 УК-1, ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Фактор времени в организации делового взаимодействия:тайм менеджмент Практические 6 2 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Пространственное структурирование делового взаимодействия: горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Оргструктура. Фактор времени в организации делового взаимодействия: тайм менеджмент / Практические 6 2 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Виды оргструктур: горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Преимучества и недостатки разных видов оргструктур. Оргструктура. Фактор времени в организации делового взаимодействия: тайм менеджмент / Сам. работа 6 8 УК-1, ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Виды делового взаимодействие: совещание, прием, переговоры, презентации. Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения Лекции 6 4 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия. Виды делового взаимодействие: совещание, прием, переговоры, презентации. Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения Сам. работа 6 10 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Диагностика мотивов предпринимательской деятельности в рамках социальной сферы взаимодействия
2.1. Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация руководителя Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Особенности психологического портрета делового человека, предпринимателя: управленческие компетенции. Общая культура, имидж и репутация Практические 6 2 УК-1, ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Психологические риски предпринимательской деятельности как психологический феномен: психологическая готовность к преодолению трудностей и психологических барьеров, связанных с риском в своей предпринимательской деятельности позитивные стороны Сам. работа 6 10 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Психология инноваций: продвижение инноваций и сопротивление изменениям в сфере предпринимательства Лекции 6 2 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Методы развития инновационной культуры персонала и руководителей организаций, повышения их инновационной готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Практические 6 2 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Практикум по повышению компетентности в управленческой деятельности: приемы повышения коммуникативной компетентности и инновационной управленческой готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Практические 6 2 УК-1, ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Психология инноваций: продвижение инноваций и сопротивление изменениям в сфере Сам. работа 6 10 ОПК-6, ПК-2 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Методы развития инновационной культуры персонала и руководителей организаций, повышения их инновационной готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Сам. работа 6 10 ОПК-6, ПК-2, ПК-4, ПК-6 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Приемы повышения коммуникативной компетентности и инновационной управленческой готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Сам. работа 6 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-2, ПК-3 Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьяков Р.В. Психология управления: Учебное пособие М.: Директ-Медиа, 2014 // ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=226086
Л1.2 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Л1.3 Селезнева Е. В. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розанова, Валентина Александровна Психология управленческой деятельности: Учебноепособие Альфа-Пресс, 2006
Л2.2 Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л3.2 Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации по рекомендованной в РПД основной и дополнительной литературе. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических знаний в практической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы по данной дисциплине, овладевать необходимой информацией, готовиться к выполнению тестов, практических заданий и зачету.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в целях закрепления, систематизации знаний, предусматривает работу с конспектами лекций, над учебным материалом, его систематизацию и анализ (составление таблиц, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов, создание мультимедийных презентаций, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.).