МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель - иметь более полное представление о единой геосистеме Земля, как основном объекте геолого-географического изучения комплекса наук о Земле.
задачи:
1. Ознакомиться со стратиграфичской шкалой.
2. Характеризовать каждую геологическую эру и периоды, как этапы развития оболочек Земли.
3. Выявить особенности геологической деятельности человека на окружающую природную среду и причины такого воздействия.
4. Определять принадлежность минералов к определенному классу.
5. Определять горные породы по происхождению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - состав и строение Земли и земной коры;
- геологические процессы;
- развитие земной коры во времени;
- этапы геологической истории земной коры;
- эволюцию органического мира прошлого;
- стратиграфическую шкалу;
- геологическую деятельность человека и охрану геологической среды
3.2.Уметь:
3.2.1.- увязывать географические и геологические знания в единую систему научного синтеза представлений о Земле;
- строить геологические разрезы по разным профилям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Работы со стратиграфической шкалой.
2. Составлять описание минералов и горных пород за счет знаний из минералогии и петрографии.
3. Определять принадлежность минералов к определенному классу и горных пород к той или иной группе по происхождению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геология, как наука. Земля, как пространственная категория. Проблемы времени в геологии
1.1. Земля, как пространственная категория. Проблемы времени в геологии Лекции 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Введение в кристалографию.Учение о симметрии Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.4
1.3. Геология, как наука. Земля, как пространственная категория. Проблемы времени в геологии. Сам. работа 1 15 ОПК-3 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Уровни организации минерального вещества
2.1. Уровни организации минерального вещества Лекции 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.2
2.2. Минералогия. Определения и принципы классификации.Описательная минералогия Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л3.1
2.3. Уровни организации минерального вещества Сам. работа 1 20 ОПК-3 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Введение в петрографию
3.1. Процессы литогенеза и петрогенеза Лекции 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.1
3.2. Введение в литологию и петрографию Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л3.1
3.3. Процессы литогенеза и петрогенеза Сам. работа 1 24 ОПК-3 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Тектоника. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил
4.1. Тектоника. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил Лекции 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.2
4.2. Построение профилей по геологическим картам Лабораторные 1 1 ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л3.1
4.3. Тектоника. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил Сам. работа 1 30 ОПК-3 Л1.3, Л2.1
4.4. Экзамен 1 9 ОПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История развития геологии, как одной из важнейших наук о Земле.
2. Связь географии и экологии с геологией – общность и специфика сфер интересов.
3. Форма Земли – эволюционирующие представления.
4. Гипсометрические кривые Земли – геоморфология суши и моря.
5. Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли.
6. Внутренние сферы Земли.
7. Относительная геохронология.
8. Абсолютная геохронология.
9. Геохронологическая шкала.
10. Стратиграфия и палеонтология.
11. Геофизические методы в хронологии Земли.
12. Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли.
13. Кристаллографические системы.
14. Физические свойства минералов.
15. Классификация минералов.
16. Минеральный состав земной коры и горные породы.
17. Петрография. Классификация магматических горных пород.
18. Литогенез и седиментация.
19. Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек.
20. Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии.
21. Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования.
22. Классификация осадочных горных пород.
23. Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные).
24. Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий.
25. Типы вулканических структур и извержений.
26. Этапы развития континентального рифта.
27. Факторы и типы метаморфизма и метасоматоза.
28. Интрузивный магматизм и формы его проявления.
29. Астроблемы.
30. Классификация метаморфических горных пород.
31. Факторы выветривания горных пород.
32. Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания.
33. Профили кор выветривания.
34. Континентальное выветривание и гальмиролиз.
35. Тектонические движения и землетрясения.
36. Пликативные дислокации.
37. Дизъюнктивные деформации.
38. Платформы и подвижные пояса.
39. Геосинклинали и орогены.
40. Литосферные плиты и условия их «дрейфа».
41. Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия.
42. Модели глобальной тектоники.
43. Геологическая деятельность ледников.
44. Геологическая деятельность ветра.
45. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.
46. Геологическая деятельность подземных вод.
47. Геологические процессы в районах «вечной» мерзлоты.
48. Геологическая деятельность озер и болот.
49. Геологическая деятельность океанов и морей.
50. Связь природных катастроф с геологическими процессами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутолин А. П., Галянина Н. П. Геология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Куделина И. В., Галянина Н. П., Леонтьева Т. В. Общая геология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Короновский Н. В. ГЕОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Попов Ю. В., Пустовит О. Е. Курс «Общая геология»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Милютин А.Г. ГЕОЛОГИЯ В 2 КН. КНИГА 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Милютин А.Г. ГЕОЛОГИЯ В 2 КН. КНИГА 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лощинин В., Галянина Н. Структурная геология и геологическое картирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» www.geoinform.ru
Э2 Журнал «Минерал» www.mineral-journal.ru
Э3 Геовикипедия wiki.web.ru
Э4 Все о геологии geo.web.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: устный ответ.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при выполнении творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, презентации.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопро-сы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовле-творительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происхо-дят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный во-прос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.