МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование представлений у студентов о методологии курса, глобальной экологии Земли, ее геосфер, геофизических и геохимических полей и их воздействия на природные и природно-антропогенные экосистемы.
Задачи:
1. Изучить особенности геосферы Земли (как глобальной экологической системы.
2. Расширить кругозор студентов об антропогенных воздействиях на глобальную экологичесую систему и их последствии.
3. Определять степень (остроту)экологических ситуаций на разных иерархических уровнях.
4. Обобщить сведения о геоэкологических проблемах из смежных дисциплин (общая экология,основы природопользования, техногенные системы и экологический риск, ресурсоведение, экономика природопользования)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о современном состоянии и принципах устойчивости биосферы и общества;
- о Земле, как глобальной экологической системе;
- предвидеть экологические последствия изменения геосфер под влиянием природных и антропогенных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- распознавать экологическую сущность глобальных и региональных процессов в их интегральной взаимосвязи и взаимозависимости;
- применять важнейшие методы комплексных геоэкологических исследований и картирования для решения конкретных геоэкологических проблем;
- находить междисциплинарные связи в геоэкологичских исследованиях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть базовыми знаниями о геосферах;
- навыками выявления последствий антропогенных воздействий на отдельные геосферы Земли и их компоненты;
- владеть методологией геоэкологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место экологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции. Концептуальная экология.
1.1. Место экологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции. Лекции 6 1 ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальная экология. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Место экологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции.Концептуальная экология. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Геосферы как базовые экологические системы.
2.1. Геосферы как базовые экологические системы. Лекции 6 1 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
2.2. Космические методы геоэкологии. Практические 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
2.3. Геосферы как базовые экологические системы. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Межгеосферный обмен веществ и энергий.
3.1. Межгеосферный обмен веществ и энергий. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
3.2. Межгеосферный обмен веществ и энергий. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
3.3. Межгеосферный обмен веществ и энергий. Сам. работа 6 6 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Биосфера и концепция гомеостаза.
4.1. Биоиндикация и биотестирование. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.2. Биосфера и концепция гомеостаза. Лекции 6 1 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
4.3. Биосфера и концепция гомеостаза. Сам. работа 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Палеоэкология.
5.1. Палеоэкология. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
5.2. Проблемы палеоэкологии. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
5.3. Палеоэкология. Сам. работа 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Геофизические поля Земли.Экодинамика физических процессов.
6.1. Геофизические поля Земли.Экодинамика физических процессов. Лекции 6 1 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
6.2. Экодинамика физических процессов. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
6.3. Геофизические поля Земли. Экодинамика физических процессов. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Геохимические поля Земли.
7.1. Геохимические поля Земли. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
7.2. Геохимические поля Земли. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
7.3. Геохимические поля Земли. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Биогеохимические провинции.Химическая экология, экологическая химия и экогеохимия. Экотоксикология.
8.1. Биогеохимические провинции.Химическая экология, экологическая химия и экогеохимия. Экотоксикология. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
8.2. Экотоксикология Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
8.3. Биогеохимические провинции.Химическая экология, экологическая химия и экогеохимия. Экотоксикология. Сам. работа 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 9. Экодемографические проблемы.
9.1. Экодемографические проблемы. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
9.2. Экодемографические проблемы. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
9.3. Экодемографические проблемы. Сам. работа 6 3 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 10. Ресурсно-экологические проблемы.
10.1. Ресурсно-экологические проблемы. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
10.2. Ресурсно-экологические проблемы. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
10.3. Ресурсно-экологические проблемы. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 11. Экология агросферы и техносферы.
11.1. Экология агросферы и техносферы. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
11.2. Экология агросферы и техносферы. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л1.1
11.3. Экология агросферы и техносферы. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.1
11.4. Экзамен 6 27 ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Структура экологии. Роль и значение геоэкологии.
2. Основные экологические понятия: экосистема, экосфера, ландшафты…
3. Методология экологических исследований.
4. История теории и практики экологии.
5. Использование в экологии законов и принципов естествознания и точных наук.
6. Термодинамические законы, используемые в экологии.
7. Экодинамические законы экологии.
8. Собственно экологические законы Б. Коммонера.
9. Геосферы как базоформирующие компоненты биосферы.
10. Структура и динамика атмосферы. Важнейшие экологические проблемы, связанные с состоянием атмосферы Земли.
11. Структура и динамика гидросферы. Важнейшие экологические проблемы, связанные с состоянием гидросферы Земли.
12. Эвтрофикация вод.
13. Структура и динамика литосферы.
14. Экологическая значимость вулканизма, землетрясений. Предсказания и борьба с природными стихиями.
15. Характер и особенности атмо-гидросферного обмена веществ.
16. Характер и особенности атмо-литосферного обмена веществ.
17. Педосфера и зона минерального питания растений.
18. Характер и особенности гидро-литосферного обмена веществ. Цунами как экологический фактор.
19. Антропогенное переформирование литогенной основы Земли и экогеоморфология.
20. Энергетический баланс Земли. Парниковый эффект.
21. Морская и континентальная подсистемы биосферы.
22. Фото- и хемосинтез.
23. Современное состояние устойчивости биосферы и гомеостаз.
24. Проблемы обезлесивания и опустынивания.
25. Проблемы биотического разнообразия.
26. Представления о палеоэкологии. Эволюция биосферы.
27. Важнейшие биотические кризисы. Модели массовых вымираний.
28. Гравитационные поля Земли и гравитационное взаимодействие геосфер.
29. Магнитные и радиационные поля Земли.
30. Космические ударные явления. Астроблемы.
31. Экологические аспекты электромагнитного спектра излучений.
32. Видеоэкология. Акустическое загрязнение окружающей среды.
33. Формирование геохимической структуры Земли.
34. Геохимические аномалии и их экологическая роль.
35. Экохимия, экогеохимия, химическая экология, как экологические дисциплины химического профиля.
36. Биогеохимическое районирование.
37. Биогеохимические провинции. Медицинская география.
38. Химическая экотоксикология. Экологическая характеристика химических элементов.
39. Значение концентраций микроэлементов в органике.
40. Механизмы токсического воздействия химических веществ.
41. Токсические эффекты химических веществ.
42. Количественные характеристики токсичных веществ.
43. Синергизм как эффект комлексного воздействия токсикантов на организм.
44. Демографическая эволюция человечества.
45. Демографический переход и проблема численности населения.
46. Урбанистические проблемы человечества.
47. Агротехнические факторы деградации биосферы.
48. Нарушения условий равновесия естественных систем в результате сельскохозяйственной деятельности человека.
49. Ресурсные проблемы экологии.
50. Техногенные факторы деградации окружающей среды.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милютин А. Г., Андросова Н. К., Калинин И. С., Порцевский А. К. ; Под ред. Милютин А.Г. ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Милютин А.Г. Экология. Основы геоэкологии: Учебник М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романова Э.П. ГЛОБАЛЬНЫЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Тумель Н. В., Зотова Л. И. ГЕОЭКОЛОГИЯ КРИОЛИТОЗОНЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Мартынова, М.И. Геоэкология. Оптимизация геосистем : учебное пособие Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2009 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мананков А. В. ГЕОЭКОЛОГИЯ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Экология и жизнь" www.ecolife.ru
Э2 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/
Э3 Курс в Moodle "Геоэкология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Геоэкология» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля экзамен. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания.

Самостоятельная работа – сдается в устной форме
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (одно-два задания имеют полное и верное решение и ответ);
«3» - удовлетворительно (одно-два задания имеют неверное решение и ответ, но в целом работа выполнено удовлетворительно);
«4» - хорошо (каждое задание выполнено верно, но отсутствует полное решение одной или нескольких задач, либо работа сдана не вовремя);
«5» - отлично (каждое задание выполнено верно с подробным описанием процесса решения; работа сдана вовремя).
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопро-сы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовле-творительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происхо-дят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный во-прос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно отве-тить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.